Африка: путешествие (2). §28. Африка: путешествие (2) Это я могу

Это я могу

1. По физической карте Африки (см. Приложение 246) определите географические координаты горы Килиманджаро.

30 ю.ш. 370 в.д.

2. Найдите на физической карте Африки город Найроби и остров Занзибар. Как они расположены относительно друг друга. В чем отличие их географического положения.

Сравните климатические диаграммы этих объектов (рис. 84). В чем разница климатических условий. Как на эти различия влияет географическое положение. Определите тип климата.

Город Найроби расположен северо-восточнее острова Занзибар. Основное отличие заключается в том, что Найроби находится на материке, а Занзибар – остров у восточных берегов Африки. Кроме того, Найроби занимает высокой положение над уровнем моря и находится практически у экватора.

Географическим положением определяются особенности климатических условий. Среднегодовые температуры в Найроби колеблются около +200С. на Занзибаре температуры выше: в течение года они находятся в районе +300С (зимний максимум). Годовой ход осадков в Найроби и на Занзибаре одинаков – максимум осадков приходится на весну, минимум – на летние месяцы и сентябрь. Однако среднегодовое количество осадков намного больше на Занзибаре.

Оба географических объекта находятся в субэкваториальном климатическом поясе. На территорию приносит влажный воздух юго-восточный пассат с Индийского океана.

Большая часть осадков выпадает на побережье и наветренных склонах плоскогорья. Поэтому на острове годовая сумма осадков выше, чем в Найроби.

3. Рассмотрите фотографии пигмеев в дождевом лесу (см. рис. 80) и города Кейптаун (см. рис. 83). Что можно сказать об образе жизни людей в двух разных местах одного материка? Как вы думаете, согласились бы пигмеи переехать в Кейптаун.

По фотографиям можно сказать, что Африка действительно материк контрастов. Для пигмеев характерен практически первобытнообщинный строй, а для жителей Кейптауна – постиндустриальный. Первые добывают себе пищу в природе, из окружающих материалов строят жилища. Население Кейптауна существует в комфортных условиях современного города. Мне кажется, что пигмеи не согласились бы переехать в Кейптаун. Это среды обитания, которые в корне отличаются друг от друга. Представителю племени нет ниши в современном городе.

Это мне интересно

5. Используя научно-популярную и научную литературу, ресурсы Интернета, дополните описание маршрута «От озера Виктория до Индийского океана» интересными фактами.

Легенды вулкана Килиманджаро

Вокруг горы Килиманджаро жили, и по сей день живут многие племена, которые связывали с горой множество легенд. Так, одна из них начала развиваться в самые давние времена. Жители местных деревень никогда ранее не видели снега, а вот вершина вулкана Килиманджаро именно им и покрыта. Причем так было всегда, а не только сейчас, поэтому обычные люди всегда считали, что вулкан покрыт серебром, поскольку о существовании снега они попросту не знали. Так продолжалось долгое время.

Никто не желал подняться на вершину вулкана Килиманджаро, чтобы собрать богатства, ведь люди боялись, что их охраняют злые духи. Другие верили, что серебро – имущество богов, которые накажут любого, кто придет их грабить. Страна Танзания богата на легенды. Только были храбрецы, которые не боялись бросить вызов тому, в чем были уверены. Так, однажды группа отважных воинов поднялась на вершину горы, чтобы собрать серебро, вот только оно начало таять в руках. До сих пор местные жители верят, что гора Килиманджаро – пристанище духов и мифических существ, которые не просто живут в пещерах, но и выбираются наружу собирательствовать.

Вулкан Килиманджаро также несет в себе одну загадку. В последние годы количество снега на его поверхности резко уменьшается. Предполагается, что к 2030 году его не останется вообще. Почему это происходит? Вряд ли из-за глобального потепления. Однако факт очевиден: за последние 11 000 лет подобное происходит впервые. При этом ученые не отбрасывают версию, что причина таяния льда и снега кроится в нагревании поверхности вулкана и его возможном скором извержении.

Зачет № 2. 7 класс.
1) Африка (§25,26,29);

2) Австралия и Антарктида (§ 31,32);

3) Южная и Северная Америка (§34,35,40,44);

4) Европа (§45-47);

Тема 1.


  1. На физической карте Африки (см. Приложение,248)найдите географические объекты, выделенные в тексте жирным шрифтом.

  2. Каковы особенности географического положения Африки?

  3. Выделите особенности рельефа Африки. С чем они связаны?

  4. Охарактеризуйте размещение полезных ископаемых на материке.

  5. Установите особенности климата Африки.

  6. Выберите верные утверждения: а) Африка посередине пересекается экватором; б) самый большой остров близ берегов Африки – Сомали; в) Африка – самый жаркий материк;
г) высочайшая вершина Африки – Килиманджаро.

  1. Обратившись к картам и рисункам § 11 и 14, установите,в каких поясах лежит Африка : освещенности, тепловых, климатических.

  2. По рисунку 67 определите, какие формы рельефа на нем представлены.

  3. Вычислите протяженность Африки: а) с запада на восток по экватору; б) с севера на юг по 20° в.д. (в градусах и километрах).

  4. Опишите Атласские горы по плану: а) в какой части материка находятся ; б) в каком направлении протянулись; в) приблизительная протяженность; г) преоблаающие и максимальные высоты; д) возраст.

  5. Используя текст учебника, карты, дополнительную литературу, создайте визитную карточку Африки. Визитная карточка, дающая представление о матреике, должна начинаться со слов: «Африка – это…».
Тема 2.

  1. Найдите на физической карте Австралии (см. Приложение, с. 249) географические объекты, выделенные в тексте параграфа жирным шрифтом .

  2. В чем своеобразие географического положения Австралии?

  3. В чем особенности климата Австралии?

  4. Чем отличается речная сеть Австралии от речной сети других материков?

  5. Охарактеризуйте растительный и животный мир Автралии.

  6. Определите верные утверждения: а) Австралия – самый жаркий материк; б) большая часть Австралии лежит в Южном полушарии ; в) древняя Австралийская платформа входила в состав Лавразии; г) самая большая речная система Австралии – Муррей с притоком Дарлинг.

  7. На контурной карте подпишите крайние точки материка, нанесите основные формы рельефа и речные системы Австралии.

  8. По рисунку 94 определите, какие господствующие ветры влияют на климат Австралии. В каких районах материка осадки выпадают во все сезоны? Выпадают периодически (по сезонам)?

  9. Со времени открытия Австралии ее население увеличилось более чем в 4 раза за счет массового переселения жителей с других материков. Как вы думаете, чем Австралия привлекает переселенцев?

  10. Расскажите о географическом положении Антарктиды. Какие океаны омывают материк? Какие течения проходят вдоль его берегов?

  11. Что такое шельфовые ледники ? Как образуются айсберги?

  12. Что такое стоковые ветры и что служит причиной их образования?

  13. Когда в Антарктиде наступает лето? Зима?

  14. Почему в Антарктиде круглый год отрицательные температуры?

  15. По физической карте (см. Приложение, с. 249) найдите и назовите моря, омывающие Антарктиду; научные станции и страны, которым они принадлежат.

  16. Рассмотрите профиль рельефа Антарктиды (см. рис. 106). Сделайте вывод о строении Ледяной Антарктиды и о рельефе Каменной Антарктиды.

  17. Рассмотрите фото на рисунке 108. Как пингвины приспособились к жизни в суровых условиях?

  18. Подготовьте сообщение на тему: «Как открывали Антарктиду».
Тема 3.

  1. На физической карте Южной Америки (см. Приложение, с. 251) найдите географические объекты, выделенные в тексте параграфа жирным шрифтом.

  2. Перечислите особенности географического положения Южной Америки.

  3. Какие особенности характерны для рельефа Южной Америки?

  4. Выберите верный ответ. В Южной Америке экватор пересекает : а) Бразильское плоскогорье; б) Патагонию; в) Амазонскую низменность; г) Ла-Платскую низменность.

  5. Выберите верный ответ. Высочайшей вершиной Анд является гора: а) Ильям-пу; б) Аконкагуа; в) Чимборасо.

  6. Нанесите на контурную карту все географические объекты, названные в параграфе.

  7. Заполните таблицу, сравнив особенности рельефа Южной Америки и Африки.

  1. Сравните профили рельефа Южной Америки (рис. 110) и Африки (рис. 67). Чем они схожи? Почему? Характеризует ли профиль рельеф всего материка в каждом из этих случаев? Объясните различия.

  2. На карте Южной Америки (см. с. 153) найдите страны, граничащие с Бразилией , и назовите их.

  3. Расскажите об истории освоения Бразилии.

  4. Назовите основную черту в размещении населения Бразилии.

  5. Как природные условия влияют на хозяйство Бразилии?

  6. Выберите верный ответ. В основном для внутреннего потребления Бразилия производит: а) кофе; б) сахар; в) хлопок; г) апельсины.

  7. Дайте характеристику Бразилии по плану (см. план характеристики страны на с. 89).

  8. Чем различается хозяйственная деятельность людей, живущих в Амазонии и на Бразильском плоскогорье? Где природа наиболее изменена человеком? (Используйте текст предыдущих параграфов и карту на с. 153.)

  9. Нанесите на контурную карту границы Бразилии, укажите столицу и крупные города.

  10. Рассмотрите фото на рисунке 132. Почему работников на плантациях сахарного тростника называют рубщиками? Зачем им нужен такой нож?

  11. На физической карте Северной Америки найдите географические объекты, названные в тексте параграфа. Какой из них назван именем русского исследователя?

  12. Опишите географическое положение Северной Америки.

  13. Назовите главные особенности рельефа Северной Америки.

  14. Назовите отличительную особенность климата материка.

  15. Каковы особенности внутренних вод Северной Америки?

  16. Выберите верное утверждение: а) Северная Америка - третий по площади материк Земли; б) береговая линия материка плавная; в) Северная Америка входила в состав Гондваны ; г) Северная Америка расположена во всех климатических поясах; д) самая большая река материка – Колорадо.

  17. Сглаженные вершины, округлые холмы, валуны, многочисленные котловины, занятые озерами, характерны для рельефа: а) полуострова Лабрадор; б) полуострова Флорида; в) Великих равнин; г) Примексиканской низменности.

  18. Нанесите на контурную карту географические объекты, названные в тексте параграфа.

  19. Сравнив карты физическую, климатичских поясов, природных зон, обоснуйте расположение природных зон в Северной Америке. В чем особенности такого расположения ?

  20. Расскажите об истории освоения Северной Америки европейцами.

  21. В чем проявляется сходство США и Канады? Есть ли различия?

  22. Какую общую черту населения Англо-Саксонской Америки вы бы выделили как основную?

  23. Перечислите главные достижения Англо-Саксонской Америки. Что она дала миру?

  24. Какие крупные города Англо-Саксанской Америки вы знаете?

  25. Используя карты атласа, нанесите на контурную карту месторождения главных полезных ископаемых США и Канады.

  26. Проведите среди своих знакомых небольшое исследование. Выясните, какие географические названия, связанные с Канадой и США, им известны. Могут ли они назвать знаменитых писателей, поэтов, художников, артистов и.т.д.? Сделайте вывод о том, что знаете вы и что знают ваши сверстники об этих странах.

  27. Рассмотрите фото на рисунках 141 и 142. Как вы думаете, почему для США и Канады выбраны фото именно такой тематики? Найдите на рисунке 142 черты типичного североамериканского города. Определите, к какой природной зоне относится местность на рисунке 141.
Тема 4.

  1. Перечислите преимущества географического положения Европы.

  2. Расскажите о роли Европы в формировании современного мира.

  3. Какой состав населения Европы?

  4. В какой части Европы расположены самые высокоразвитые в экономическом отношении страны? Что это за государства ? Назовите их. Что вы о них знаете?

  5. Установите соответствие.
Страна Столица

  1. Испания А. Вена

  2. Франция Б. Мадрид

  3. Австрия В. Париж

  4. Норвегия Г. Копенгаген

  5. Дания Д. Осло

  6. Нанесите на контурную карту самые большие по площади европейские государства и подпишите их столицы.

  7. Испанский язык является родным для 360 млн жителей планеты, английский для 320 млн, португальский – для 230 млн, французский – для 80 млн. Сравните эти цифры с численностью населения в Испании (40,4 млн чел.), Великобритании (60,6 млн чел), Португалии (10,6 млн чел.) и Франции (60,9 млн чел.). Сделайте выводы.

  8. По физической карте Евразии установите, какими полезными ископаемыми богаты недра Европы.

  9. Сравните внешний облик двух городов – в Северной Европе и Южной Европе (см. рис. 166 и 167 на с. 195). Какие отличия, по-вашему, связаны с разными климатическими условиями в двух европейских регионах?

  10. Подготовьте сообщение о национальных традициях народов, проживающих в Еаропе (по выбору).
Тема 5.

  1. Охарактеризуйте географическое положение Азии. В чем его своеобразие ?

  2. Назовите самые крупные государства зарубежной Азии и их столицы.

  3. Чем Азия отличается от других частей света?

  4. Кто населяет Азию?

  5. Как природные условия влияют на развитие хозяйства Азии?

  6. Нанесите на контурную карту города Азии, упомянутые в тексте параграфа. Подпишите самые крупные страны.

  7. В Азии много памятников Всемирного природного и культурного наследия. Используя разлиные источники информации, выясните, какие именно памятники есть в Азии. Опишите два из них.

  8. Используя различные карты, дополнительную литературу, сравните географическое положение, природу, условия жизни людей на: а) полуостровах Индостан и Индокитай; б) Малайском архипелаге и Японских островах (по выбору).

  9. Опишите географическое положение Китая.

  10. Какое место в мире сегодня занимает Китай ?

  11. Расскажите о занятиях и образе жизни китайцев.

  12. Сравните карты на рисунках 207 и 208. Сделайте вывод о связи плотности населения и использованием земель в сельском хозяйстве . Назовите культуры, которые выращивают: а) на Юго-Востоке; б) на Северо-Востоке.

  13. Заполните таблицу

  1. Представьте, что вы путешествуетепо Китаю. Напишите письмо другу о своих впечатлениях. Раскройте в письме особенности природы, жизни, быта, хозяйственной деятельности населения страны.

  2. Имеются ли в вашем доме китайские товары ? Что вы можете сказать об их качестве, цене? Что бы из китайских товаров вы бы советовали приобрести?

Найдите на физической карте Африки город Найроби и остров Занзибар. Как они расположены относительно друг друга. В чем отличие их географического положения.
Сравните климатические диаграммы этих объектов В чем разница климатических условий. Как на эти различия влияет географическое положение. Определите тип климата.

Ответы:

Город Найроби расположен северо-восточнее острова Занзибар. Основное отличие заключается в том, что Найроби находится на материке, а Занзибар – остров у восточных берегов Африки. Кроме того, Найроби занимает высокой положение над уровнем моря и находится практически у экватора. Географическим положением определяются особенности климатических условий. Среднегодовые температуры в Найроби колеблются около +200С. на Занзибаре температуры выше: в течение года они находятся в районе +300С (зимний максимум). Годовой ход осадков в Найроби и на Занзибаре одинаков – максимум осадков приходится на весну, минимум – на летние месяцы и сентябрь. Однако среднегодовое количество осадков намного больше на Занзибаре. Оба географических объекта находятся в субэкваториальном климатическом поясе. На территорию приносит влажный воздух юго-восточный пассат с Индийского океана. Большая часть осадков выпадает на побережье и наветренных склонах плоскогорья. Поэтому на острове годовая сумма осадков выше, чем в Найроби.