Бангладеш жизнь людей. Бангладеш: как он выглядит и что из себя представляет. У них нет правил на дорогах

Представляем вашему вниманию подборку интересных фотографий и фактов повседневной жизни людей в Бангладешь

Для наглядности Бангладеш по площади - как Литва и Латвия вместе взятые, но народу тут на восемь миллионов больше, чем в России.

Порой кажется, что население главных городов этой страны не поддается подсчетам, что имеет долю истины – многие жители здесь попросту не учтены и погибают «в общей массе». При этом нельзя назвать Бангладеш не цивилизованной или отсталой страной – она уникальна, а потому не поддается данным характеристикам.

Жизнь многих жителей в Бангладеш протекает на улице – вне зависимости от того, город это или деревня. В городах у большинства бангладешцев квартиры и дома напоминают скворечники. Складывается ощущение, что они там попросту не бывают в дневное время, так как в этих жилищах можно только спать. Так нередко в старых районах Дакки можно увидеть жителей, моющихся прямо на улице!

Тут же стоит отметить, что чистоплотность у местного населения в крови, несмотря на отсутствии тех условий, к которым привык цивилизованный мир.

Особого внимания к себе требуют районы, расположенные вдоль железнодорожных путей – здесь течет особая жизнь, которая может показаться ужасающей и дикой иностранцу, не привыкшему к подобным зрелищам. Но это лишь первое время, впоследствии невольно обращаешь внимание, что недовольных среди жителей практически нет: люди счастливы, улыбаются и все остальные звуки заглушает непрерывный детский смех.

В связи с тем, что в городе свободного места нет достаточно давно, дома, напоминающие сараи незаконно возводятся вдоль железной дороги – это единственно доступная и свободная земля.

При этом большинство жилищ бедняков стоит от дороги буквально в десятке сантиметров, а потому под грохот поездов, от которого закладывает уши, жители вполне спокойно спят.

Жизнь местных жителей проходит на рельсах – на них дети играют, матери купаются сами и моют своих малышей, остальные туда-сюда снуют или просто сидят. Вечерами, например, здесь нередко можно увидеть картину, как сидящие на путях жители ищут друг у друга вшей.

Порой кажется, что эти пути давным-давно заброшены, ведь они не только буквально кишат людьми, но и заброшены мусором и другим хламом. Но в какой-то момент раздается гудок и люди в одно мгновение покидают пределы железной дороги, давая возможность поезду промчаться со скоростью в 50-60 км/ч. Однако столь молниеносная реакция спасает не всех, здесь ежегодно гибнет не один десяток детей, подсчет которых никем не ведется: в каждой бангладешской семье не менее 6-10 детей, их рождаемость не контролируется, а, следовательно, и смерть не регистрируется. Кто-то гибнет под колесами поезда, кто-то от болезней – до пяти лет доживает лишь половина.

Надо заметить, что и поезд, переехавший кого-то, не только не останавливается, но и не замедляет ход. За криками детей и суетой трущобной жизни его гудок не всегда слышно вовремя и, как говорят местные, в этой общей массе погибших больше всего детей и пьяниц.

Столице Бангладеш приходится нелегко из-за сильного перенаселения, а также трудностей с обеспечением жителей чистой питьевой водой, проблемами с электроэнергией.

Еще одна особенность городской жизни в Бангладеш – это ужасные пробки, которым могут «позавидовать» даже московские дороги. Один из главных виновников – рикши (чаще вело, но встречаются и мото). Их тут тысячи, сотни тысяч. Они перевозят туристов и основную часть городского населения (для последних такая перевозка обходится дешевле), грузы, работают как школьные автобусы и даже мусоровозы. Водители рикш постоянно втискиваются между машин, что и сказывается на интенсивности движения: зачастую пробки такого масштаба, что в них оказываются зажатыми даже пешеходы.

Дакку зачастую называют столицей мечетей, потому что здесь насчитывается более 700 мечетей. Проходя по улицам города, кажется, что они расположены буквально на каждом шагу. Но, что интересно, нередко молятся прямо на улице, так как мечетей на всех не хватает.

Территорию этой страны можно назвать одной из самых многонациональных во всей Южной Азии. Из-за невероятного количества проживающих здесь народов и племен, вер, традиций и культур в каждом регионе страны без труда можно найти что-то особенное и неповторимое.

Большинство бангладешцев – это мусульмане, лишь 0,3% - христиане, 0,5% - буддисты и примерно 16% - индуисты. Конституция страны дает полную религиозную свободу, что предоставляет возможность многим местным жителям следовать собственным убеждениям и, возможно, сказывается на том, что в Бангладеш практически отсутствуют стычки на религиозной почве. Здесь даже иностранец считается желанным гостем на любом религиозном празднике или мероприятии, не зависимо от того, какую веру он исповедует. На браки между людьми разных вероисповеданий также нет никаких запретов, лишь в консервативные мусульмане избегают подобных браков.

Бангладеш – одна из немногих мусульманских стран, где легализована проституция. Здесь есть отгороженные стеной районы борделей, куда многие женщины были либо привезены для «работы», либо уже родились здесь и их судьба была предрешена.

Интересно, что в этой стране прикосновение к чужому человеку – это признак дурного тона, а потому мужчины почти никогда не протягивают друг другу руки в знак приветствия и, тем более, не пожимают руку ребенку или девушке. Исключение составляют те случаи, когда мужчины хорошо знакомы.

Кстати, именно с этой традицией связан тот факт, что даже самые назойливые местные торговцы не статут хватать потенциального покупателя за одежду или локоть, что часто встречается во многих соседних странах.

В Бангладеш дарить алкоголь или деньги – обидеть главу семейства, а преподнести женщине украшения, предмет одежды или часы и вовсе – нарушить закон, по которому только муж имеет право дарить подобные вещи.

В этой стране принято звать в гости. Причем это приглашение может распространяться даже на практически незнакомого человека, с которым завязался разговор. Если в гостях человек мало ест – он не уважает хозяина. А потому здесь принято отведывать все блюда, которые предложены.

Бангладешцы достаточно спокойный и доброжелательный народ, но могут оказаться слишком упрямыми, вспылив из-за определенной мелочи.

У каждого народа мира есть свои особенности, которые являются для них абсолютно нормальными и обыденными, но если в их среду попадет человек другой национальности, он может очень сильно удивиться привычкам и традициям жителей этой страны, потому что они не будут совпадать с его собственными представлениями о жизни. Предлагаем вам узнать 10 национальных привычек и особенностей бангладешцев, которые могут показаться русским людям удивительными и немного странными.

В их языке отсутствует буква «з»

В бенгали - бенгальском языке - нет буквы «з» и, соответственно, такого звука, поэтому многие слова на английском в произношении жителей Бангладеш звучат весьма непривычно для европейцев. Например, «ноль» по-английски (zero) они будут произносить как «джиро», а популярное арабское (большинство бангладешцев - мусульмане) имя Зайд (Zaid) превращается тут автоматически в Джайд.

У них нет правил на дорогах

Правил на дорогах тут не существует. Совсем. Никаких. Главный инструмент регулирования дорожного движения - звуковой сигнал. Сигналят все, везде и всегда. Поэтому в Бангладеш крайне не рекомендуется брать машину в аренду для путешествий, лучше взять автомобиль сразу с водителем.

Они не ходят пешком

Еще одна особенность местного транспортного сообщения - рикши. Именно из-за них средняя скорость передвижения в городе не превышает 30 км/ч, а на небольших улочках так вообще падает до 10 км/ч. Рикшами пользуются все без исключения. Вообще, увидеть пешего бангладешца - большая редкость. Даже если надо сходить 500 м до магазина за продуктами, бангладешец поедет на рикше.

У них можно провалиться в канализацию

Писать про грязь в Дакке смысла нет, однако если вы все-таки не захотите мусорить, то вам придется потерпеть до отеля - в городе нет урн. Ни одной.

Кроме того, тут нет центральной канализации и очистных сооружений, к которым мы привыкли, - вся канализационная система представляет собой бетонные желоба, проложенные под тротуарами. Отходы человеческой жизнедеятельности прямым ходом стекают в озера или реки, а дальше - в Бенгальский залив. Мало того, пешеходам приходится быть очень аккуратными во время передвижения по тротуарам - часто в них делают отверстия для прочистки, в которые по незнанию можно легко провалиться.

Они устраивают бои автобусов

Автобусы в Бангладеш - это мастодонты, ископаемые агрегаты, которые, такое чувство, стекаются сюда со всей Азии, причем исключительно после крупных аварий. Найти хотя бы относительно целый трудно - большинство из них окрашены не менее десятка раз, так что краска отслаивается кусками, и биты не менее тысячи раз. Часто можно наблюдать битву автобусов, когда около остановки один не пропускает другой и они начинают умышленно друг друга «бодать» и подталкивать, освобождая себе место.

Они всей страной смотрят крикет

Крикет - однозначно самая главная игра для любого бангладешца. За свою сборную они болеют всей страной, причем если идет матч, то смотреть его будут все - в кафе, в офисе, в магазинах. Каждое добытое очко будет сопровождаться криками одобрения.

И это не просто зрелище - каждый уважающий себя бангладешец и сам играет в крикет. У кого есть деньги - на специальных площадках, у кого их нет - прямо во дворах и на дорогах. В городах для этого специально организованы открытые площадки, где каждый желающий может поиграть в любимую игру. Найти свободное место на них, особенно в выходные, - большая проблема.

У них нет алкоголя, зато есть бетель

Как во многих других мусульманских странах (хотя это не заявлено официально), здесь не продают алкоголь. Если постараться, его можно найти, но для этого придется обратиться к знакомствам местных. Также алкоголь есть в duty free в аэропорту и в крупных отелях, но цены на него вряд ли обрадуют туриста. Так что, если необходимо, лучше его везти с собой. Однако здесь нет проблем с сигаретами, которые продают на каждом углу, и с бетелем, который также можно купить практически везде.

Их женщины работают на тяжелых работах

Из-за крайне низкого уровня жизни в Бангладеш женщинам приходится работать наравне с мужчинами (дорожные работы, земляные работы, жилое строительство). Зачастую в начале и в конце рабочего дня на улицах видны целые группы женщин (как правило, из провинции), которые идут куда-то со своими инструментами: мотыгой и небольшим тазом.

Они ездят на крышах

Бангладеш является одной из самых густонаселенных стран в мире. Представьте: на территории, которая в 116 раз меньше России, проживает примерно такое же количество людей!

Поэтому одной из характерных особенностей передвижения здесь является размещение на крыше - будь то поезд или автобус. Особенно во время крупных праздников, когда все рабочие уезжают домой в деревни из Дакки на поездах. В это время транспорта буквально не видно за людьми.

Однако и в конце рабочего дня все крыши автобусов наполнены «зайцами». Причина этому - крайне низкий уровень жизни и нежелание, а зачастую и невозможность платить за проезд. В праздники же к «зайцам» присоединяются те, кто просто не помещается внутрь транспорта.

Они живут на воде

Когда приземляешься в Дакке, кажется, что внизу - одно большое озеро и вместо шасси самолет сейчас выпустит поплавки, как амфибия. И правда, в международном аэропорту Дакки лишь посадочная полоса не в воде, а все, где нет бетона, ею покрыто. Из-за этого здесь в зимний период (наиболее благоприятный по климатическим условиям для туризма) довольно много комаров. Конечно, в Бангладеш не везде вода, и большинство домов стоит на суше, но так как вся страна расположена на уровне мирового океана, то грунтовые воды находятся очень высоко, а дождей в сезон слишком много. Именно от этого любое углубление практически сразу превращается в лужу или пруд. Кстати, ученые всего мира сошлись на том, что именно Бангладеш грозит практически полное исчезновение (точнее, затопление) даже при малейшем потеплении климата и повышении уровня мирового океана.


Немецкий фотограф Сандра Хойн является независимым фотожурналистом и часто работает с НКО и благотворительными организациями. Объект ее внимания - социальные проблемы и вопросы гуманитарного права. В 2016 году Сандра стала финалистом премии LensCulture Portrait Awards с фотопроектом «Желания других».

Бангладеш - одна из немногих мусульманских стран, где легализована проституция. Бордель «Кандапара» в городе Тангайл - старейшее и второе по величине заведение среди всех предлагающих секс за деньги в Бангладеш. Он существует уже 200 лет. В 2014 году его снесли, но потом отстроили вновь на средства местных некоммерческих организаций.


За восстановление борделя выступали вовсе не приверженцы платной любви. Многие работавшие в «Кандапаре» женщины родились и выросли там же, и, после того как публичный дом снесли, им совершенно некуда было идти. Более того, большинство местных жителей уверены, что работа в сфере секс-услуг настолько же приемлема, как и другая работа в сфере обслуживания. В 2014 году за восстановление публичного дома выступала даже Национальная ассоциация женщин-юристов. Члены ассоциации убедили Верховный суд, что снос здания и выселение секс-работниц незаконно.


Сегодня район вокруг публичного дома окружен двухметровой стеной. На территории работают прилавки с едой и чайные дома. Там действуют свои законы и совершенно иная иерархия.


Каджол, 17 лет.
В борделе женщина слаба, но вместе с тем она сильнее «свободных» женщин Бангладеш. Самым тяжелым считается время, когда работница только попадает в бордель. Таких девочек называют «кабальными», всем им не больше 14 лет. Они родом из бедных семей или продаются в публичный дом работорговцами. «Кабальные девочки» не имеют прав, подчиняются местной «мадам» и обречены следующие 5 лет работать бесплатно, выплачивая долги. После того как девушка расправляется с долгами, она вольна отказываться от клиентов или вовсе покинуть бордель. Однако уходят единицы. Общество неохотно принимает в свои ряды девушек с таким «опытом работы», поэтому чаще всего, попав в публичный дом один раз, девушка остается там на всю жизнь.


Многие женщины признают, что, работая в борделе, получают гораздо больше прав и свободы, чем оставаясь дома. Сюда сбегают от жестоких мужей и бедности. Официально трудиться на поприще продажной любви могут только девушки, достигшие 18 лет, но это правило работает далеко не всегда.
Их клиенты - полицейские, политики, фермеры, простые рабочие и даже подростки. Некоторые ищут только секса, другие приходят в бордель, нуждаясь в любви и женском внимании. Многие действительно просто пьют с женщинами чай или крепкие напитки.


Каджол с клиентом. Она думает, что ей 17, но точного возраста не знает. 9 лет она была замужем, а потом родная тетка продала ее в бордель. Полгода назад Каджол родила сына - тогда ей пришлось вернуться к работе спустя две недели после родов.


Клиент пытается поцеловать 19-летнюю Прию в щеку. В «Кандапаре» Прия работает с 17 лет.


Асме 14 лет, она родилась в борделе. Работать проституткой начала только в этом году, до этого девушка просто танцевала для клиентов.


Эта женщина потеряла родителей, будучи еще ребенком. Девчонкой вышла замуж. Вместе с супругом они подсели на героин и позже попали за это в тюрьму. Женщина рассказала, что тюрьма - лучшее место, в котором она побывала за всю свою жизнь, ведь там ее никто не бил. После заключения одна из сокамерниц отвела ее в «Кандапару».


Этим близнецам всего пять дней от роду, и имен им пока не дали. Их мать, 20-летняя Жиник, тоже работает в «Кандапаре».


15-летняя Паки с клиентом. В публичном доме она живет с 14 лет. В 12 девушка вышла замуж, но вскоре сбежала от жестокого мужа. Тогда ее подобрал мужчина на улице и продал в «Кандапару».


Дипе 26 лет. На фотографии женщина плачет. Сейчас она на втором месяце беременности. Отец ребенка - один из клиентов Дипы.


19-летняя Мим принимает душ.


Мегле 23 года, на снимке она с клиентом. В 12 лет она начала работать на швейной фабрике. Там встретила мужчину, который пообещал ей хорошую работу с высокой зарплатой. Именно он позже продал Меглу в бордель.

Wrote in February 26th, 2017

Полистал ленту сообщества, почитал о разных странах, и стали в памяти очень яркими воспоминания о том, как я свалил в Бангладеш. К счастью ненадолго, всего на неделю, но впечатлений хватит на всю жизнь. Теперь я могу сказать с уверенностью: кто не был в Бангладеш, тот мира не видал. Ниже - краткий фото-обзор. Дакка, столица республики Бангладеш, октябрь 2015 года.


Облезлый прилавок - это паспортный контроль в столичном международном аэропорту Шахджалал. Перед нами с коллегой в очереди один человек, после - никого. Все остальные - из стран, для которых отдельные очереди. Сотрудник паспортного контроля был весьма разочарован, увидев у меня в паспорте бангладешскую визу - ведь если бы я не получил её заранее, то с меня можно было бы взять хорошую мзду за проставление её в паспорте по прибытии. Пограничник смотрел паспорт минут 15. Перелистывал его в обоих направлениях, тщательно изучая каждую страницу, записывая что-то себе в блокнотик (паспорт был пустой, в нём на тот момент была всего пара штампов и ни одной другой визы). Спросил "что это за буква на визе - T, J, или 7?" Пришлось объяснить, что это его родное консульство выдало визу и написало эту закорючку, так что пусть сам разбирается, что это такое. После этого последовал ещё более идиотский вопрос - "А что это за тип визы?". Всё тот же ответ его вполне устроил.

Вот та самая виза и та самая закорючка. Меры защиты? Голограммы? Фотография? Бумага с сеткой? Не, не слыхали.


А это один из первых моих снимков на выходе из аэропорта. Комфортабельные автобусы ждут гостей столицы. На улице по местным меркам прохладно (октябрь, пять утра). Примерно 33 градуса, тропическая влажность, тяжёлый вонючий воздух.

Нас встретили с почётом - выделили авто с водителем на всё время пребывания. Тойота Королла примерно десятилетней свежести. Такая на местном рынке стоит примерно $25,000. Едем из аэропорта:

Хайвей из аэропорта пустой (раннее утро), скорость - около 80. Перелезши через разделитель, дорогу перебегает бородатый дед. Ещё один топает навстречу нам по хайвею, впряжённый в какую-то тачку.


Вот эти палки на машинах - уже традиция. Раньше их привинчивали на передний бампер, сваренный из трубы. Бампер предохранял машину от ущерба в невероятно плотном уличном траффике Дакки (впрочем, предохранял слабо), а верхний конец торчалки был виден водителю и тот знал, где впереди "кончается" его машина - в таком потоке и на такой скорости речь идёт буквально о сантиметрах. Потом эти палки стали украшать лампочками, светодиодами, закрывать чехлами, они превратились в аксессуар и их стали привинчивать не только на бампер, но просто на передок машины, где придётся.

А это не долгострой и не последствия урагана. Это то ли торговый центр, то ли офисятник:

Недвижимость непомерно дорогая. Вот в таком многоэтажном здании квартира может стоит от $400,000 и гораздо выше. За наличный расчёт.


Каждый уважающий себя бангладешец, заработав хоть сколько-то така, изо всех сил стремится переселиться в Москву Дакку, несмотря на то, что есть города немного почище и поприличнее (Читтагонг например).

Так выглядит номерной знак, а заодно видно и задний дополнительный бампер. Такими тут снабжены практически все машины:

На некоторых машинах вместо обычной палки торчит целый агрегат. Вот например на машине с опознавательными знаками ООН (плохо видно, но высовываться из окна в таком потоке чревато):

А вот мужик едет на автобусе. Не в автобусе, а именно на автобусе. Обычное дело - сидят на крышах целыми группами:

Что-то вроде маршрутного такси. Человек, прицепившийся сзади - это не тот, которому не хватило места. Это кондуктор. Он собирает плату за проезд, а пока маршрутка стоит в траффике, он подходит к водителю, отсчитывает ему деньги и болтает с ним за жизнь.

В потоке попадаются и относительно новые, небитые машины. Они стоят больших денег. Например почти новый Range Rover стоит (внимание!) - около $1,000,000 (одного миллиона долларов), поскольку ввозные пошлины на такие машины составляют около 1000%. Едва ли не все машины - японки. Внешне - привычная японская машина. Сзади - логотип, допустим, Тойоты. Но на решётке радиатора - совершенно чужеземный значок. И такое сплошь и рядом. Попадались полицейский Ford F-150, упомянутые Range Rover.

Траффик просто потрясающий - погуглите на ютубе, если интересно. Манхэттен по сравнению с ним - просто пустыня. Машины, рикши, пешеходы, тук-туки, мопеды, автобусы и мотоциклы расходятся в считаных сантиметрах, всё это непрерывно сигналит, кричит и гремит. Скорость траффика просто мизерная - наш ежедневный путь длиной примерно 6 километров от отеля до офиса занимал в машине от 40 минут до часа, причём выезжать из отеля нужно было не позже 8.15 утра, поскольку около 9 по городу проезжала премьерша, для которой перекрывали и очищали улицы. Столкновения постоянны - водители выходят, пол-минуты орут друг на друга, потом едут дальше. Зато серьёзных аварий нет вообще - всё потому, что скорость потока сравнима со скоростью пешехода. Светофоров видели штуки две, дорожных знаков гораздо больше, но на них никто не обращает внимания.

В городе, по разным оценкам, около 600,000 велосипедных рикш. Их настолько много, что вот эта скульптура сделана целиком из велосипедных цепей:


Рикша зарабатывает около $20 в день, из них около $10 отдаёт хозяину повозки за её аренду. Новая таратайка стоит $200..$300, рикши не могут себе позволить такую роскошь. Живут целыми колониями-трущобами - жильё представляет собой торчащие из земли палки, поддерживающие стены из тряпок, шифера и картона.

А вот и повозка. Куча усилий тратится на украшение этого транспортного средства, целая индустрия декораторов работает круглосуточно, вырисовывая орнаменты и портреты киноартистов:


Этот косоглазый джентльмен - ещё одна местная традиция. Подобные портреты висят на улицах Дакки тысячами. Это портреты политиков, депутатов и прочей элиты. Это не предвыборная агитация - до выборов ещё далеко. Тексты под подобными портретами воздают хвалу премьер-министру от имени изображённого товарища, и благодарят её (премьер - женщина) за оказанное доверие и высокий пост. Пусть костюм и галстук вас не обманывают - такой джентльмен может запросто разуться на улице (сняв свои тапки-говноступы, ибо другой обуви здесь нет), войти в помещение босым, и есть рис из тарелки руками.

Рикша повышенной комфортности. Подобные ящики также используются в качестве школьных автобусов:

Вид из окна отеля в дипломатическом квартале Дакки, вблизи от посольств и консульств. На соседней крыше кто-то живёт, а однажды бангладешская домохозяйка охотилась там с палкой на ворону. Охота была удачной, ворона была утащена в качестве добычи:

А внутри отель более-менее терпим, хотя платяной шкаф в номере использовать не рискнули, держали закрытым - настолько сильно внутри воняло прогорклым мебельным лаком.

В меню отельного ресторана было больше 230 блюд с экзотическими названиями. Как выяснилось, все они не баловали разнообразием - рис с курицей и какой-то травяной подливой, рис с подливой и курицей, курица с подливой и рисом, курица с курицей в рисе, и тому подобное. Холодильников практически нигде нет, свинина запрещена законом, поэтому курица - единственное доступное мясное блюдо. Доставляется в живом виде в огромных корзинах на головах, или связанными в пучок по нескольку штук за ноги. На кухне курица обезглавливается и сразу идёт в дело. Размер такой "курицы" - чуть крупнее средней чайки. Те немногие холодильники, которые мне довелось увидеть, предназначались для редких деликатесов - кока-колы, фанты, спрайта и т.п. Эти напитки здесь очень дорогие - двухсотграммовая банка стоит больше двух долларов. Каждая банка запечатана в полиэтилен - в стране повсеместно такая жуткая антисанитария, что без этой предосторожности любой, коснувшийся губами края банки, скорее всего провёл бы остаток жизни на унитазе.

Апогеем ресторанных впечатлений стал аккуратно сервированный столик; на белой чистой тарелке, в самой середине лежала дохлая муха. Как она туда попала - умерла ли на лету, или приползла умирать на тарелку - никто не знает. Фотографии нет; вместо того, чтобы фотографировать, отдал тарелку официанту. К чести его нужно сказать, он никак не выказал своего удивления.

От отеля буквально сто шагов до набережной. На набережной кто-то живёт - нельзя сказать, чтобы в шикарных условиях, но по крайней мере в отдельном жилье. За загородкой бегают тощие куры, кто-то стирает тряпки в озере. Озеро мёртвое, в нём нет ничего, кроме бактерий. Вонь стоит такая, что находиться долго возле воды невозможно. Смотрели "Орёл и Решка", эпизод в Бангладеш ? Видели, где ведущие припрятали бутылку со стодолларовой банкнотой? Это как раз здесь, примерно в 50 метрах. Кликните по ссылке и посмотрите, очень рекомендую.

Жаль, не нашёл фото, где на набережной стоят вдоль дорожки уличные фонари, обмотанные по спирали снизу доверху колючей проволокой. Сами догадайтесь зачем.

А это красивое жилое здание, которое расположено за забором, увенчанным колючей проволокой, и выходит окнами на то самое озеро, ту самую индивидуальную постройку и тех самых кур. От него до озера метров 40.


Военная база. "Вам туда можно" - сказали местные. Дело в том, что в стране нет белого населения. Вообще. Совсем. Точка. Белым здесь можно всё. Стоит выйти на улицу, как возле тебя собирается толпа. Пройти на территорию военной базы? Не проблема. Никто и слова не скажет. Охранник возле отеля встаёт, завидя как ты выходишь из машины. Гвардия, охраняющая резиденцию премьерши, отдаёт честь.

А вот и гвардия. Не та же самая, но тоже охраняет государственные органы, находящиеся за забором:

Помните, я раньше упомянул про косоглазого политика? Вот ещё один. А дама на фото - премьер-министр:

Коррупционер побогаче оплатил целый биллборд:

Доставка кур:

И ещё. Куры здесь ходовой товар.


А это местный уличный рэкет. Откуда ни возьмись - два слона с погонщиками. Схема вымогательства очень проста: слон выходит на проезжую часть и садится. Он не сдвинется с места, пока водители не скинутся и не заплатят погонщику. В здешнем траффике, чтобы вы понимали, это означает полную невозможность какого-либо движения. Знакомый забор? Это его охраняют гвардейцы. За ним - государственные службы.

Высоко в небе летают птицы. Судя по всему - привычные хищники, или крупные вороны. Но приглядевшись, обнаруживаю, что они больше смахивают не небольших бэтменов. Местные подтверждают - это действительно bats, как они их называют. На самом деле - летучие лисицы .

Кто был в Северной Америке, должен знать, что такое Wendy"s и как выглядит эта сеть быстрого питания . А вот бангладешский филиал, про который корпорация ни сном ни духом:


Здесь есть такие же закусочные KFC - про них тоже настоящий KFC не имеет ни малейшего понятия.

Помойка и рикша-мусоровоз:

Но стоит поднять глаза, и видим воочию, что Дакка - город контрастов:

Даже рикши есть получше:

А есть и похуже (хотя казалось бы, куда уж?)

Один рикша нередко везёт двоих, а иногда и троих сразу. На небольших подъёмах спешивается и толкает.

А это штука для тех, кто побогаче. Называется "тук-тук" (потому что издаёт такой звук) или CNG (compressed natural gas - не нём она работает):


Борта у многих изрезаны и заштопаны - это местные уличные грабители потихоньку прорезают дыру и выхватывают из руки пассажира телефон.


Официальный срок службы такого агрегата - 9 лет. Чуть больше 9 лет назад огромное количество тук-туков было поставлено из Индии. Когда пришёл срок их списывать, водители просто забастовали... и правительство увеличило срок до 13-ти.

Вообще забастовки и беспорядки тут - обычное дело, как нам сказали. Недавно был случай - бастовали водители автобусов. Повод для забастовки нелепый до чрезвычайности - полицейский остановил автобус, к чему-то придрался, и выписал штраф. Штраф! Полицейский отказался брать взятку, как это здесь принято! Этого стало достаточно, чтобы водители стали бастовать. Полиция берёт взятки прямо на улице, не стесняясь. Средний размер взятки - 10..40 центов в долларовом эквиваленте.

Дорожная полиция вооружена дубинками, но не такими, о которых вы подумали, а самыми настоящими. У кого ножка от табуретки, у кого черенок от лопаты, у кого просто здоровенный сучок. Это и для "регулировки" "движения", и для силовых мер.

Внутри большого бизнес-центра - редакции газеты Dhaka Daily Star:

А это - если подойти поближе к окну и выглянуть наружу:

И ещё один вид из окна того же бизнес-центра:


Дождей не было уже много дней. Жара +35. Казалось бы, откуда на улицах вода, по которой не смущаясь шлёпают местные? Всё очень просто: в новых жилых многоэтажках всё сделано как положено, в том числе и канализация, в которую пихают всё подряд и быстро забивают на выходе из здания, после чего нечистоты находят себе удобное место, чтобы выйти на поверхность и продолжить путь прямо по улице.

Ан нет, нашёл всё же одну фотографию, на которой слева видно обмотанный колючей проволокой фонарный столб (слева на фото):


Сразу за этой помойкой начинается шикарный парк на набережной. Такое впечатление, что помойка здесь везде. Исключений просто нет. Город-помойка.

Плотность населения колоссальная - Бангладеш очень маленькое государство, его площадь примерно равна площади Омской области, но население его больше, чем всё население России. Подавляющее большинство было бы счастливо хоть краешком глаза взглянуть снизу на черту бедности, но Большая Медведица ближе. Уровень жизни (или смертности?) таков, что детей до 10 лет вообще не регистрируют - вот если дожил до 10 лет, тогда получает свидетельство о рождении. Значит выжил. Поэтому очень много бангладешцев "родилось" 1 января.

Когда решите, что у вас в жизни всё ужасно, и пора валить - откройте google street view и прогуляйтесь по Дакке . Возможно всё не так уж и плохо.

Ожоги кислотой – распространённое явление во всём мире, но первыми в списке стоят такие страны как Бангладеш, Пакистан, Камбоджи, Непал и Уганда. Большая часть жертв – женщины, многим из которых нет даже 18 лет. Но в последние годы нападениям подвергаются даже старики и дети. За последние 10 лет в Бангладеш было совершено более 3000 нападений с использованием кислоты, большинство жертв были женщинами. Жестокое обращение с женщинами в Бангладеш является обычным делом, также как и кислота, которой их обливают. Целятся всегда в лицо. Причин подобной жестокости может быть много, будь то земельные споры, наследство, зависть, семейная и деловая вражда, отказ выйти замуж или сексуальное домогательство.

Мы расскажем вам истории женщин, попавших в подобные ситуации, оставшихся обезображенными, вынужденных бороться с семьёй и обществом, и проходящих долгий и болезненный процесс лечения.

(Всего 15 фото)

1. Красота – это её право. Её выбор. Её желание. Её мечта. Потому что она – женщина. Жестокое обращение с женщинами в Бангладеш является обыденностью, как нападения с применением кислоты. Photographer: Khaled Hasan

2. Множество женщин больше не могут контролировать свои жизни из-за ужасов, которые им пришлось пережить. Как только на лицо попадаёт кислота, мир переворачивается. Таблетки могут заглушить боль, но отражение в зеркале остаётся навсегда. Photographer: Khaled Hasan

3. Причин для насилия более чем достаточно, а само насилие над женщинами привычно для жителей Бангладеш. Photographer: Khaled Hasan

4. Эту 60-летнюю женщину облили кислотой из-за земельного спора. Она получила ожоги 65% кожной поверхности. Photographer: Khaled Hasan

5. Кислота разъедает ткани и даже кости. Очень часто навсегда повреждаются глаза и уши. Многим жертвам необходимо пройти десятки пластических операций, чтобы иметь возможность нормально жить дальше. Финансирования или спонсирования данной отрасли нет, а большинство жертв из сельской местности, и денег на операции у них просто нет. Они останутся обезображенными на всю жизнь, и лишь единицы смогут выйти замуж. Photographer: Khaled Hasan

6. В январе 2010 года муж 23-летней Насрин плеснул в неё кислотой. Он был недоволен приданым, которое давали её родители. После двух лет брака ему хотелось большего, а теща, которая зарабатывала на жизнь продажей рисовых пирогов, отказалась платить больше. Муж избил Насрин до потери сознания и, пока она не двигалась, облил её лицо, шею и руки кислотой. Photographer: Khaled Hasan

7. Их мир разрушается, их окутывает тьма, которая забирает все их мечты и надежды. Photographer: Khaled Hasan

8. Согласно законам Бангладеш, за нападение с использованием кислоты, человек может получить от 8 лет до пожизненного заключения. Однако, осуждённых очень мало. С 2000 по 2009 годы были осуждены всего 439 человек. Photographer: Khaled Hasan

9. Мир видит в этих женщинах жертв, но они редко совершают самоубийства. Они проходят множество операций по реставрации носа, восстановлению зрения и лечения ожогов. Они уверены в том, что сломанное можно починить. Photographer: Khaled Hasan

10. Большая часть нападений с кислотой происходит ночью. Это позволяет преступникам остаться незамеченными и, впоследствии, безнаказанными. Photographer: Khaled Hasan

11. Муж Поли хотел, чтобы её семья дала ему деньги для поездки за границу в поисках новой работы. У её 80-летнего отца были деньги, но однажды муж очень избил её, и родители заявили в полицию о домашнем насилии. Через пару недель её муж со своим отцом, её свёкром, плеснули в неё кислотой, чтобы заставить забрать заявление. Photographer: Khaled Hasan

12. Многим жертвам нет и 18 лет. Это период подростковых грёз, когда они хотят быть привлекательными. Однако кислота отправляет их в мир темноты и жестокости. Photographer: Khaled Hasan

13. За последние годы количество нападений с кислотой уменьшилось, но всё же они продолжаются. С этой проблемой работают множество государственных и международных организаций. Photographer: Khaled Hasan

14. Через 15 дней замужества, муж Кальпаны выставил ей за порог, так как хотел большего приданого. Он требовал 3000 долларов, которых у её семьи просто не было. Девять месяцев спустя, чувствуя себя оскорблённым, он пришёл к ней домой и насильно влил ей в рот кислоту. Сегодня, после множества операций Кальпана уже может говорить. Photographer: Khaled Hasan

15. Мать этого младенца была не замужем, а когда её отец узнал о ребёнке, облил её кислотой. Она умерла при родах. Новорождённая девочка теперь совсем одна и, скорее всего, будет отправлена в приют. Photographer: Khaled Hasan