Маяк басаргина состоят из 13. Неприступный маяк басаргина

Владивосток, как и подобает приморскому городу, славится своими маяками, каждый из которых имеет свое имя и неповторимую историю. Одним из самых известных и красивых среди них признан Басаргинский маяк, стоящий у главных морских ворот города.

Вот уже 75 лет Басаргинский маяк служит не только значимым навигационным ориентиром для судов, идущих через пролив Босфор Восточный в бухту Золотой Рог, но и входит в число наиболее узнаваемых символов Владивостока. При заходе в порт Владивосток суда ориентируются на два маяка - Басаргина и Скрыплева. Они должны лечь на одну линию - у моряков это называется “курс домой”…
--
Под катом очень много фотографий этого уникального и труднодоступного места.

13.01.2012. Наша компания, как всегда, чисто фотографическая- я, alexhitrov и Макс Каленник. Последнего вы можете знать как автора интереснейших репортажей на ПТР, про маяки приморья и не только.
1.

Во Владивостоке построено пять маяков: Басаргина, Скрыплева, Токаревского, Россета и Шкотовский створ маяков.
2.

Маяк назван в конце XIX в. по мысу Басаргина, которым оканчивается п-ов (по фамилии лейтенанта В.Г. Басаргина). Обследован в 1888 г. На перешейке, соединяющем п-ов с материком, в середине XX в. были обнаружены остатки древних стоянок.
3.

Ракурс на Русский мост с п- ова Басаргина
4.

Маяк Басаргин был учрежден в 1937 году. Первая его башня была деревянной, весьма примитивной конструкции. Огонь был ацетиленовый. Поэтому он числился не маяком, а светящим навигационным знаком.
5.

6.

7.

8.

В 1958 году вместо деревянного знака была построена каменная призматическая восьмигранная башня высотой 8 метров от основания и высотой огня 28 метров от уровня моря. Башня окрашена белыми и красными горизонтальными полосами. Тут же, на берегу, у скалистого перешейка, построено техническое здание, в котором были установлены звукосигнальная установка - наутофон и резервный дизельгенератор.
9.

10.

Излучатели наутофона вынесены ближе к опасности на скалу и установлены непосредственно на башне. (Наутофонная установка и излучатели производства ГДР были демонтированы в 2001 году, как выслужившие установленные сроки).
11.

Дальность действия маяка Басаргина составляет 10 миль. Огонь зеленый, затмевающий, 7,5 сек, свет - 3,5 сек; темнота - 4 сек.
12.

13.

Орудийный полукапонир №08
14.

15.

16.

Полвека маяк Басаргин надежно обеспечивает безопасность плавания в очень важном районе весьма интенсивного движения судов на подходе к Владивостоку - крупнейшему порту страны на Дальнем Востоке
17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Чума - грозный охранник маяка
26.

27.

28.

Пес Мишка
29.

30.

31.

32.

33.

34.

alexhitrov
35.

36.

Цель достигнута!
37.

38.

39.

40.

41.

42.

И опять в кадре alexhitrov
43.

44.

45.

Уже седьмой год Алексей Степков верно служит маяку. У него команда не большая, но сплоченная: всего трое человек, все бывшие военные. Поэтому на территории, куда не попасть без особого разрешения — полная изоляция. Только ответственная работа, сказочная природа и дружная семья. На самый верх бригада поднимается редко. Только весной, когда башня требует косметического ремонта или в случае поломок. Но такое здесь случается не часто. Зеленый огонек горит безотказно.

46.

47.
Новый век и современные требования к точности плавания судов принесли на маяк навигационное оборудование. На мысе Басаргина вблизи технического здания установлены антенны спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Она повысила точность и безопасность плавания кораблей. Но маяк остается надежным спутником и в любую погоду, в любое время года он продолжает встречать и провожать корабли.
48.

Проба пера в Тайм- лапс
49.

Добраться до маяка на мысе Басаргина не так просто: доступ к нему ограничен, территория охраняется. Самый простой способ попасть на мыс - добраться сюда самостоятельно по морю.
50.

Во Владивостоке, как и в любом крупном городе, есть непреступное место, которое знает каждый, но побывать там суждено не всем. У нас одно из таких мест – маяк Басаргина. Рассказом о нём мы и продолжим серию путешествий по маякам Приморского края.

Идея посетить маяк родилась несколько лет назад, мы видели его еще в детстве, в книгах о городе. Но осуществить задуманное удалось только этим летом. Опускаем предисловие и переносимся в тот день: Пасмурная погода, свежий морской ветерок, обдувающий лицо – мы на полуострове Басаргина, вдалеке виднеется маленькая мечта, до которой осталось всего тысяча шагов. Ноги несут к цели. Подходишь к скалистому берегу; раз фото, два фото и тут ты замечаешь сотни чаек, кружащих в небе и защищающих свои гнёзда. Да, это настоящий птичий базар.

И в голову приходит мысль, что не зря это место столь закрыто. В окрестностях города сотни птиц нашли себе дом и выводят потомство, находясь в безопасности от людей и домашних животных.

Затворы камер не замолкают, сердце фотографов радуется, главная цель впереди.

Но прежде чем продолжить путь к цели, мы устроили субботник, о котором вы прочтете немного позже, а пока продолжаем созерцать красоту.

Маленькая мечта осуществилась – перед нами знаменитый маяк. Это место пропитано романтикой. Так и хочется взять и запечатлеть в этих локациях молодую влюблённую пару. Но, вряд ли, в ближайшем будущем это кому-то удастся.

По мосту ходить нельзя, но никто не мешает сделать несколько снимков, главное – беречь голову от чаек. Сам мост новый, его полностью заменили несколько лет назад.

Поднимаемся к дому смотрителя Маяка, где он (Степков Алексей) нас и встречает. Слушаем рассказ про жизнь маячника и историю этого места.

Маяк был построен в далеком 1937 году. В ушедшем году ему исполнилось 80 лет. Первая башня была деревянной. Спустя 19 лет, в 1958 году, на его месте построили каменный маяк. Он имеет форму призматической восьмигранной башни высотой 8 метров от основания и высотой огня 28 метров от уровня моря.

Маяк Басаргина является важным навигационным ориентиром для подхода с моря и плавания проливом Босфор Восточный в бухту Золотой Рог и к порту Владивосток. Вместе с маяком острова Скрыплёва он образует входные ворота Владивостока. Назван маяк в честь Басаргинаа Владимира Григорьевича – Вице-адмирала, кругосветного мореплавателя, исследователя залива Петра Великого и Русской Америки. Его именем также названы мыс, полуостров, где построен маяк, а также гора на полуострове Аляска.

Кругом царит дух уединения, закрытость от города, все на пользу этому месту. Видно, что за всем надлежащим образом ухаживают. Везде дорожки, все выкрашено свежей краской, а трава коротко подстрижена.

На скалах оборудовано несколько смотровых площадок. Эх, хорошо здесь живется маячнику.. Шикарный вид открывается не только на маяк, но и на остров Русский, Мост через пролив Босфор Восточный.

Маячники, хоть люди закрытые, но при том всегда со связями и добрые. Ради нескольких кадров нам включили соседний маяк на острове Скрыплева.

Закончили наше маленькое путешествие только к сумеркам. Понимаем, что вернёмся сюда не скоро. За несколько часов, даже пёс успел к нам немного привыкнуть, как и мы к этому месту.

За этот день, конечно, помимо фотографий и впечатлений приобрели много приятных знакомств. По пути обратно поделились впечатлениями и поговорили про местную флору и фауну.

Если любите природу, старайтесь её сохранить. Мы организовали субботник, в ходе которого собрали несколько десятков мешков мусора. К сожалению, на побережье волнами выбрасывается огромное количество отходов, в основном это пластиковые бутылки, небрежно забытые туристами на отдыхе, говорят, часть мусора приплывает к нам даже с Японии.

Сотни людей всевозможными способами пытаются проникнуть на закрытую территорию и запечатлеть маяк. Хотим сказать, мы сделали это совершенно законным способом. Если у вас такой возможности нет, можете наблюдать за жизнью маяка на его странице в Instagram.

Маяк Басаргина является важным навигационным ориентиром для подхода с моря и плавания проливом Босфор Восточный в бухту Золотой Рог и к порту Владивосток. Вместе с маяком острова Скрыплёва он образует входные ворота Владивостока. Маяк был создан в 1937 году. Первая его башня была деревянной несложной конструкции. Мыс Басаргина - юго-восточная оконечность одноименного полуострова - обрывист, скалист и окаймлен подводными и надводными камнями. Наличие вблизи мыса значительных глубин делает его весьма опасным для мореплавания. Оконечность мыса представляет высокую скалу прямоугольной формы. Скала соединена с берегом низким скалистым перешейком. Для навигационного ограждения этой скалы на ней и был первоначально установлен светящий знак. Огонь был ацетиленовый. Поэтому он числился не маяком, а светящим навигационным знаком.

В 1958 году вместо деревянного знака была построена каменная призматическая восьмигранная башня высотой 8 метров от основания и высотой огня 28 метров от уровня моря. Башня окрашена белыми и красными горизонтальными полосами. Тут же, на берегу, у скалистого перешейка, построено техническое здание, в котором установлена звукосигнальная установка - наутофон. Излучатели его вынесены ближе к опасности на скалу и установлены непосредственно на башне. Дальность действия маяка Басаргина составляет 10 миль. Огонь имеет зеленый проблесковый цвет с характеристикой – 7.5 секунд (более точно период работы маяка работы маяка можно описать так – 3.5 секунды свечение, затем 4 секунды пауза). В качестве излучателей используются электрические лампы накаливания, работающие в автоматическом режиме. Кроме основной, в запасе ещё 5 ламп, вместо перегоревшей исправная включается дистанционно. Смотрители включают маяк из агрегатной, башню посещают только при необходимости для профилактического осмотра, технического обслуживания и ремонтат. Если на маяке отказывает основной источник света, включается резервный. В хорошую погоду свет маяка виден за 10 миль. В плохую погоду при плохой видимости для предупреждения об опасности на маяке включается наутофон. Низкий характерный звуковой сигнал наутофона в тумане слышен на несколько миль.

Мыс Басаргина, кроме того, является хорошим радиолокационным ориентиром и позволяет судоводителям, использующим РЛС, уверенно ориентироваться по нему при входе в базу. Новый век и современные требования к точности плавания на подходах к портам принесли на маяк навигационное оборудование. На мысе Басаргина вблизи технического здания установлены антенны контрольно-коректирующей станции (ККС) спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. С введением точность и безопасность плавания кораблей и судов значительно повысились. При этом роль и значение маяка Басаргина нисколько не уменьшились, он по-прежнему безотказно и надежно обеспечивает безопасность плавания судов на подходах к Владивостоку.

4 ноября 2013 г. группа экскурсоводов-краеведов Общества изучения Амурского края побывала на полуострове Басаргина. Новая объездная дорога проходит вдоль побережья Уссурийского залива, с неё хорошо виден этот полуостров, до сих пор закрытый для посещения. В 1925 г. П. Римский-Корсаков в книге «Незамерзающий порт на Дальнем Востоке. Записки по гидрографии» (том XLIX), выпущенной в Ленинграде, писал: «… главный фарватер во Владивосток пролегает между о-вом Скрыплева и мысом Басаргина; этим проходом все суда и ходят; южным пользуются весьма редко, несмотря на его полную безопасность; поэтому суда и зимою придерживаются того же северного прохода».

Басаргинский маяк

В юго-восточной оконечности полуострова Басаргина, на скале, находится маяк. Волна разбивается о камни; в непогоду под скалой, на которой мы стоим, вода будто кипит. С востока полуостров омывает бухта Соболь, с запада – Патрокл. Место это всегда считалось опасным для мореплавания, но только в 1937 г. на скалистом островке, связанном с полуостровом Басаргина узким перешейком, установили деревянный маяк. До реконструкции в 1957-м и замены на восьмигранную каменную башню его называли светящимся навигационным знаком с ацетиленовым огнем.

Наш гид - Андрей КРОПИН – бывший военный, механик, в настоящее время сотрудник маячной службы, отвечающий за работу дизель-генератора. На вахту приезжает из города. Начальник маяка живет здесь же на полуострове. На фоне спокойного сегодня моря удивительно красиво выделяется красно-белая башня. Андрей рассказывает, что последний раз на ней меняли оборудование в 2010 г., с тех пор «Басаргинский» работает еще и в режиме радиомаяка. Обязанность вахтенного - следить за исправностью оборудования, а вечером по таблице освещенности (сегодня включение произойдет в 19 часов) зажечь зеленый огонь. Дальность действия – 10 миль. Ведает маяком Гидрографическая служба ТОФ, поэтому, прежде чем мы прошли за шлагбаум, П. Ф. БРОВКО - председатель Приморского филиала РГО – ОИАК за разрешением обратился к самому высокому начальству. С согреваемого ноябрьским солнцем пригорка маяк виден ниже нас, несмотря на его 8-метровую высоту и 38-метровую скалу, на которой он стоит. Мы любуемся видом едва ли не с наивысшей точки полуострова. В лоции сказано, что с проходом линии Басаргина – Скрыплева на «выходящем судне начинают отсчет пройденных миль». К маяку можно подойти по подвесной лестнице, перекинутой над узким перешейком. До 1983 г. к сооружению попадали посуху. Но в тот год, когда до берегов Приморья дошла волна цунами, коса оказалась затоплена, вот и пришлось пользоваться трапом. Более 20 лет Басаргинский маяк фактически был островным. Старожилы говорят, что последние несколько лет море отступает, вновь осушив узкую полоску земли, связавшую скалистый островок с полуостровом Басаргина. Вполне удовлетворив свое любопытство, мы с Андреем идем по наезженной грунтовке еще к одной достопримечательности – к кекурам «Пять пальцев» и «Шапка Мономаха». Вблизи каменные изваяния, вырезанные из скалы, кажутся фантастическими. Поскольку в нашем краеведческом полувзводе присутствовали в основном женщины, новые названия кекурам давали на тему детства и материнства. Группа каменных «товарищей», ранее их сравнивали с монахами, получила вполне мирские названия: «Мать-одиночка», «Многодетная мать» и т. д. Слоистые, сложенные из осадочных пород, сформировавшихся 180 миллионов лет назад, скульптуры размывались морской водой, мерзли в более поздние геологические периоды, подвергались разъеданию туманами. Верхушка «Шапки Мономаха» как глазурью облита птичьим пометом: здесь обитают чайки и бакланы. «Птичий базар» в миниатюре. У берега ныряет ларга, морская трава яркой нежной зеленью просматривается на дне. Мирный пейзаж, но вся история побережья Уссурийского залива – история обороны, защиты подступов к морской базе Владивосток. Лет за 50 до военных действий фортификаторы начинают задумываться, в каком месте неприятель может напасть. В свою очередь, неприятель пытается разгадать систему обороны вероятного противника. Так и действовала Россия на дальневосточных берегах в окружении новых «дружелюбных» соседей: «Хочешь мира – готовься к войне».

Военная история Басаргина

Полуостров Басаргина благодаря географическому положению - «выдвинутости» в Уссурийский залив - вполне отвечал стратегическим задачам. Вид отсюда не просто красивый, он открывает обзор неприятельских кораблей. Поэтому уже в 1895 г. на полуострове хотели построить батарею. Ее возвели чуть позже и назвали «Басаргин № XIV». За активностью русских внимательно наблюдали японцы. Прямо под носом у военных «на мысе Басаргина устроил карьер японский подданный, некто Квацка, спокойно ходивший в город вместе с рабочими прямо через расположение 4-го батальона крепостного пехотного полка». Попутно японцы делали в скалах в расположении батарей со стороны моря уступы-лестницы, «образующие удобный подъем от уреза воды прямо к орудиям». Вблизи полуострова 22 февраля 1904 г. в 11 часов утра состоялся обстрел Владивостока из орудий броненосных кораблей японской эскадры контр-адмирала Камимуры. «Били по городу с 8-ми километров от п-ва Басаргина, который стал едва ли не лучшей мишенью». Военные сделали вывод о неготовности батарей к отражению противника, и вскоре «батареи в бухте Соболь и на полуострове Басаргина были спешно закончены постройкой… Вооружили их 11 и 10-дюймовыми пушками образца 1895 г. – наиболее могущественными из всех артиллерийских систем, состоявших тогда на вооружении морских крепостей России…». К 1907 г. долговременная 10-дюймовая Басаргинская батарея входила во второй участок, командовал которым капитан А. М. НОВИЦКИЙ. В 1910 г. «Владивостокский крепостной распорядительный комитет постановил назначить для открытой установки 12 таких орудий…. Четыре – на батарее на п-ове Басаргина». Речь шла о 305-миллиметровых орудиях. В числе 50 береговых батарей Басаргинская к 1914 г. занимала в обороне крепости свое место. После окончания гражданской войны и упразднения крепости военные объекты приспосабливали к современным нуждам обороны. К 1932-му на мысе Басаргина на старой крепостной артиллерийской позиции, на бетонном массиве начали оборудование батареи № 923. К 1941 г. на полуострове Басаргина построили два бетонных ОРПК для обстрела восточного входа в пролив.

До настоящего времени старая батарея, заросшая мелким кустарником и травой, существует и ждет открытий. В орудийных двориках, как мы и ожидали, пусто, недалеко стоят старые кирпичные казармы, в которых в 20-х годах прошлого века недолгое время находилась первая научно-промысловая станция.

Исследовательский центр рыбохозяйственной науки

В 20-х годах прошлого века полуостров привлек к себе внимание не только военных. На Басаргине размещалась научно-промысловая станция. Первое подобное учреждение, созданное в 1900 г., открыли в городе при музее Общества изучения Амурского края, но, просуществовав всего год, оно закрылось. И только в 1925 г., когда во Владивосток приехал крупный ученый Константин Михайлович ДЕРЮГИН, специалисты вернулись к идее воссоздания научной станции, сотрудники которой занимались бы оценкой запасов дальневосточных водоемов. Тихоокеанскую научно-промысловую станцию (ТОНС) при Дальневосточном управлении рыболовства (Дальрыба) решили разместить на полуострове Басаргина. В ноябре 1925 г. в бывших казармах батареи открылись лаборатории станции. «Место было выбрано очень удачное: живописные окрестности, близость незамерзающего моря, пригодная для питания аквариумов вода – все это как нельзя лучше соответствовало существу создаваемого учреждения», - так вспоминали сотрудники ТОНС. Запустили водонасосную станцию для питания аквариума, в старой добротной казарме оборудовали первый лабораторный корпус. Станция располагала жилым домом для сотрудников, экспедиционным катером и первой научной библиотекой. К. М. Дерюгин писал: «Тихоокеанской научно-промысловой станции суждено сделаться на Дальнем Востоке центральным научно-исследовательским институтом не только всесоюзного, но и международного масштаба». Хозяйственников очень интересовали биология и прогнозы иваси, которая до 1943 г. являлась главным объектом лова и заходила в залив Петра Великого. На станции изучали биологию тихоокеанской сельди. Как это ни кажется странным, в поле зрения специалистов попала акула, «кишевшая» в водах залива. Нападений на людей не отмечали, а всерьез хотели делать из нее консервы, предметы ширпотреба и использовать шкуру в технических целях. ТОНС расширилась до института и в 1929 г. была реорганизована в Тихоокеанский институт рыбного хозяйства (ТИРХ), с 1934 г. ТИРХ был преобразован в Тихоокеанский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО) с отделениями и многочисленными наблюдательными пунктами по побережью, даже альгологической станцией на острове Петрова.

В конце 20-х – в 30-х годах ТИНРО переехал на ул. Ленинскую. Полуостров вновь стал опорным пунктом на входе в пролив Босфор Восточный.

Литература

1. Люди. Наука. Океан. Дальневосточное книжное издательство. Владивосток, 1975 г. (С фотографиями).

2. П. Римский-Корсаков. Незамерзающий порт на Дальнем Востоке. Записки по гидрографии, издаваемые Гидрографическим управлением СССР. Том XLIX. Ленинград. 1925.

3. Н. Б. Аюшин, В. И. Калинин, С. А. Воробьев, Н. В. Гаврилкин. Крепость Владивосток. Изд-во «Остров». Санкт-Петербург. 2001.

Basargin Cape

Как и подобает приморскому городу, славится своими маяками, каждый из которых имеет свое имя и неповторимую историю. Одним из самых известных и красивых среди них признан Басаргинский маяк, стоящий у главных морских ворот города. Вот уже 75 лет он не только служит значимым навигационным ориентиром для судов, идущих через пролив Босфор Восточный в , но и входит в число наиболее узнаваемых символов Владивостока.

Маяк расположен на мысе Басаргина, который находится на юго-восточной оконечности одноименного полуострова, отделяющего бухту Патрокл от Уссурийского залива. Мыс представляет собой высокую поросшую травой скалу, соединенную с берегом низким скалистым перешейком, на берегу которого лежат живописные валуны. Он довольно скалистый и обрывистый, к тому же окаймлен надводными и подводными камнями. Сложные навигационные условия в районе мыса Басаргина делают его довольно опасным для мореплавания.

Именно поэтому в 1937 году здесь решили установить маяк, который бы указывал безопасный путь кораблям, идущим во Владивостокский порт. Назвали его – так же, как и полуостров, и мыс – в честь Владимира Басаргина, известного вице-адмирала, кругосветного мореплавателя и исследователя залива Петра Великого. Первая башня маяка была деревянной и имела достаточно примитивную конструкцию. Огонь в то время использовали ацетиленовый, а потому назывался он сперва не маяком, а светящимся навигационным знаком.

Спустя 20 лет деревянный знак сменила каменная восьмигранная башня высотой 8 метров, которая – как и подавляющее большинство маяков – была окрашена горизонтальными красными и белыми полосами. Чуть позже недалеко от скалистого перешейка построили техническое здание для звукосигнальной установки – наутофона. В настоящее время Басаргинский маяк светит зеленым светом, дальность действия которого составляет десять миль.

Сегодня он, как и прежде, бесперебойно выполняет свою главную функцию – обеспечивает безопасность плавания в проливе Босфор Восточный, образуя вместе с маяком на острове Скрыплева своеобразные ворота в порт Владивостока. А заодно – неизменно притягивает многочисленных путешественников и любителей морской романтики.

Добраться до маяка на мысе Басаргина не так просто: доступ к нему ограничен, территория охраняется. Самый простой способ попасть на мыс – добраться сюда самостоятельно по морю.