Путешествие по прибалтике самостоятельно отзывы. Едем в Прибалтику. Простые истины. Испытания на таможне

Наконец-то у меня дошли руки до написания текста о нашем маршруте автопутешествия по Прибалтике.

Общая длина пути – 2975 километров, но с учетом поездок внутри городов и до окрестных достопримечательностей мы наездили существенно больше - 3672 километра. Сразу скажу, что отправляться в путь стоит только при наличии любви к путешествиям на машине, а если вы едете с ребенком – желательно, чтобы он эту страсть разделял.

Наша дочь, к счастью, растет неутомимой путешественницей, и воспринимает длительные поездки более чем благосклонно – в конце концов, за это время можно послушать целую кучу сказок!

Итак, маршрут с разбивкой по дням:

Утром выезжаем из Москвы по трассе М-1 и едем в сторону Смоленска (380 км). Для экономии времени и нервов очень рекомендую воспользоваться платным объездом Одинцово.
В Смоленске обедаем (очень рекомендую кафе «Питер Пуш» @restoran_peterpush на улице Ленина,14) и движемся дальше в сторону Белоруссии. Никакой границы между странами, даже самой формальной, нет.
Ни одна гостиница Минска нам не понравилась, так что мы ночевали в агроусадьбе «Тихий дворик» в Лагойске (от Смоленска до нее 306 км)

Завтракаем и едем в Минск (расстояние от Лагойска – 40 км).
Там мы сходили в зоопарк @minsk_zoo_official (Ташкентская улица, 40), пообедали и двинулись в сторону границы с Литвой (до пункта перехода Бенякони – 191 км)
Переходим границу и отправляемся в Вильнюс (расстояние от границы – 53 км), где устраиваемся на ночлег

Третий день проходит в Вильнюсе – мы здесь уже были, так что осмотр исторического центра повторять не стали. Вместо этого мы посетили:
Музей под открытым небом «Парк Европы» (дер. Йонейкишкю, LT-15148)
Кафе с огромной игровой «Мир гномов» (Laisvės pr. 88)
Интерактивный «Музей игрушек» (ул. Шилтадаржё, д. 2)

Начинаем двигаться к морю. Выезжаем из Вильнюса в сторону Тракая, но по пути заезжаем в замечательный кукурузный лабиринт (Vilnius–Trakai 16 km)
Выбравшись из лабиринта, едем Тракай и гуляем там по замку (ехать всего 11 км)
Оттуда выезжаем в Каунас для прогулки и обеда (в пути – 87 км)
После Каунаса продолжаем ехать к морю. Нашим коррпунктом на побережье был городок Швентойя (от Каунаса – 250 км)

Приходим в себя после насыщенного дня и осматриваем окрестности. Мы с утра сходили на пляж, а потом поехали в развлекательный комплекс HBH Паланга (Жибининкай, Лeпу г. 23). Там можно запросто зависнуть на целый день.

Утром – море, а потом отправляемся в парк динозавров DINO.LT (Радайляй, Клайпедская обл.). После ящеров можно пообедать и погулять в Клайпеде или Паланге, они совсем рядом.

Завтракаем и отправляемся в старый порт Клайпеды, где садимся на паром до Куршской косы. В этой части косы обязательно нужно посетить Литовский морской музей, он прекрасен.
Возвращаемся на пароме назад, садимся в машину и едем в сторону границы с Латвией. Границы между странами опять же нет.
Ночуем в небольшом, но чудесном городке Лиепая (от Швентойи до Лиепаи – 61 км)

Гуляем по Лиепае, купаемся, если позволяет погода, и отправляемся в Ригу (ехать до столицы 216 км)
Там мы сходили в Латвийский музей природы (ул. К. Барона 4), поужинали и отправились спать

Этот день проходит в Риге – мы его посвятили прогулке по огромного Этнографическому музею Латвии под открытым небом (ул.Бонавентурас 10).
Потом рекомендую заехать на обед или ужин в один из ресторанов сети Lido – там вкусно, дешево и очень колоритно

Завтракаем и идем бродить по историческому центру Риги. Чтобы оценить всю красоту города, взбираемся на башню церкви Святого Петра (ул. Скарню, 19).
Затем покидаем столицу и едем в Цесис, чтобы посмотреть на местный замок (88 км)
После прощаемся с Латвией и выезжаем в Таллин (в пути – 300 км)

Гуляем по Таллину, хотя одного дня тут, конечно, преступно мало.
Мы сходили в Таллинский зоопарк @tallinnzoo (Ehitajate tee 150 / Paldiski mnt 145), средневековый ресторан Olde Hansa @olde_hansa (Vene 1) и съездили на пляж Пирита в 15 минутах от центра города.

Утром гуляем по Таллину, а потом выдвигаемся в сторону границы с Россией – нам было удобнее выезжать через Нарву (211 км). Не забудьте записаться в электронную очередь!
Оказавшись на родине, едем отдыхать и спать в Великий Новгород (расстояние – 272 км)

Завтракаем, гуляем по Новгородскому кремлю и отправляемся в сторону Москвы. Я бы максимально использовала платную Ленинградку, потому что это очень существенно экономит время.
Обедаем и разминаем ноги в Твери (от Новгорода – 387 км)
Последний рывок до Москвы (176 км)

Собирались семьей или компанией поехать в Европу, а цены на билеты влетают в копеечку? Не спешите расстраиваться – рассмотрите автотуризм. Он имеет множество плюсов.

Во-первых, на автомобиле вы можете перемещаться по любой траектории и не ограничены во времени. Во-вторых, если вас хотя бы двое, бензин выйдет намного дешевле билетов (соответственно, чем вас больше – тем выгоднее!). И, в-третьих, вам не надо беспокоиться о перевесе багажа.

А если вы все еще сомневаетесь, читайте ниже реальную историю о том, как мы отправились путешествовать по Прибалтике.

Для первого раза мы решили начать с малого и отправиться на несколько дней в Прибалтику – Латвию и Эстонию. Здесь надо сказать, что в нашем распоряжении были машины только на шипованной резине, а далеко не во всех странах Евросоюза можно ездить на таких покрышках – уточняйте этот момент при составлении маршрута.

Для путешествия в Европу на машине вам понадобится...

1. Надежный автомобиль.

2. Зеленая карта на авто (вроде нашего ОСАГО) – стоит порядка 2500 рублей, можно оформить как заранее, в любой страховой в вашем городе, так и непосредственно перед выездом из РФ. По мере приближения к границе вам то и дело начнут встречаться пункты с соответствующими вывесками, также карты оформляют и на некоторых приграничных заправках.

3. Шенгенская виза. Тут нас ждала неожиданность. Оказывается, сейчас почти все посольства переходят к работе с посредниками. То есть вы, конечно, можете обойтись и без них, но тогда вам придется записываться в консульство на подачу документов недели за две-три и плюс 10 дней на изготовление визы, зато сэкономите 25 евро на услугах Pony Express.

4. Навигатор. У нас был скачан Sygic, который провел нас от дома до дома, то есть до арендованных квартир. Помимо основных функций его можно использовать в режиме пешехода – покажет ближайшие достопримечательности и даст краткую информацию о них.

5. Хорошая компания. Ведь вам придется много времени проводить нос к носу: если в городе еще можно разбежаться по разным местам, а в самолете сесть в разные концы, то в машине никуда вам друг от друга не деться. И еще лучше, если в этой компании найдется второй водитель, которому вы доверяете, – дорога проходит гораздо легче, если меняться за рулем каждые два-три часа.

Кстати, о дороге. Есть несколько вариантов, как выехать в Европу: выбор зависит от конкретного маршрута. У нас первым пунктом назначения стояла Рига, поэтому мы выбрали Новорижское шоссе с прохождением границы в пункте Бурачки (Россия) – Терехово (Латвия). Судя по отзывам знакомых и интернетблогам, шоссе было реконструировано всего пару лет назад. У нас не возникло ни одного нарекания: ни к качеству покрытия, ни к разметке, ни к указателям. Был всего один неидеальный, но и недолгий участок в Псковской области, никаких серьезных неудобств он не доставил.

Выехав из Москвы в 4 утра, уже в 11 мы были на пропускном пункте. В пути было ощущение, что мы одни на трассе. Только в зеркале заднего вида иногда виднелись чьи-то фары, да раз в пять минут встречные автомобили проносились. В очереди на границе мы были третьими, однако минут через десять за нами стоял уже приличный хвост из машин – даже непонятно, откуда взялись все эти люди. При прохождении контроля приходится суетиться в основном водителю: он и все паспорта относит, и машину показывает, и оформляет документы. Пассажиров максимум могут попросить выйти из машины, да и то не всегда. Уладив формальности примерно за час, мы отправились дальше.

По другую сторону границы асфальт стал заметно хуже, но все же приемлемого качества. Кстати, перед границей залейте полный бак – литр 95-го бензина в Латвии стоит примерно 1,8 евро. Следующие 300 км до столицы Латвии заняли у нас около 5 часов – много населенных пунктов на трассе и скорость снижается до 50, а иногда и до 30 км/ч. То есть вся дорога, с учетом прохождения границы, остановок на заправках и обеда, заняла около 13 часов. Для сравнения поезд Москва – Рига идет 16,5 часов.

Парковка в центре европейских городов платная, так что заранее продумайте вопрос, где хранить автомобиль. У нас была договоренность с хозяевами арендованной квартиры о том, что нам дадут ключи от внутреннего двора дома, что помогло нам неплохо сэкономить и не переживать за сохранность транспорта. Кстати, сама квартира со всеми удобствами на четырех человек в 10 минутах ходьбы от Старого города обошлась примерно в 50 евро за ночь.

Конечно же мы сразу отправились в Старый город. Добежав до церкви Святого Петра и оценив ее масштаб, мы поняли, что с дороги порядком проголодались. Оглядевшись, зашли в кафе местной кухни – какая там была рулька! Честно скажу, что это был самый вкусный ужин за всю поездку. Я хотела заказать глинтвейн, но официант предложил попробовать горячий напиток на основе Рижского бальзама и черносмородинового сока – вкуснотища! Счет за ужин в ресторанчике в центре около 20 евро на человека – это мясо с гарниром и напиток. В некоторых, но не во всех заведениях автоматически включают сервисный сбор – 10%.

На еде можно сильно сэкономить, если питаться дома или в заведениях аналогичных нашему «Му-му», например. В последнем случае очень плотный ужин обойдется примерно в 10 евро. Но мы рассудили, что потеряем часть колорита, не исследовав местную кухню.

Погуляв еще немного по вечернему центру и тщательно продегустировав глинтвейн на центральной площади, отправились отдыхать.

Наутро мы, оставив автомобиль, отправились в Юрмалу на электричке. Дело в том, что вокзал находится прямо рядом со Старым городом, электричка идет всего 20 минут, и мы решили не заморачиваться. Да и цена на бензин опять же… Юрмала – это курорт на побережье Рижского залива. В самом центре располагается станция Майори, на которой мы и вышли. Раньше именно тут проходили «Новая волна», КВН и прочие фестивали. Очень уютный городок с красивой архитектурой и соснами. На пляже зимой ветер, конечно, сбивает с ног, но на самих улочках тихо и ничто не мешает прогулке. Представляю, как здесь здорово летом! Особенно хорошо это место подходит для семейного отдыха.

Вернувшись в Ригу и вооружившись путеводителем, мы снова направились в Старый город. Если есть желание, то на площади у Дома Черноголовых можно нанять личного экскурсовода, который проведет по городу и все подробно расскажет. К сожалению, нам не удалось подняться на смотровую площадку церкви Святого Петра: из-за сильного снегопада это не имело смысла. Следующим утром мы хотели сходить на 20-минутный органный концерт в Домском соборе. Поэтому зашли купить билеты. Как позже оказалось, это было очень верное решение – непосредственно перед концертом в кассу стоит огромная очередь. Пройдя дальше и заглянув в собор Святого Иакова, мы попали на окончание службы и как раз играл орган. «Эх, плакали мои 10 евро, зря потратилась», – подумала я. Правда, оказалось все же, что орган Домского собора звучит намного чище, даже на мой дилетантский взгляд. Но если вы хотите сэкономить, это вполне себе вариант.

На следующий день после концерта мы отправились в Таллин. Между городами около 300 км, и этот путь занял около пяти часов. Пересечение границы чисто формальное: проезжаете, не останавливаясь, на небольшой скорости КПП, и все – вы в Эстонии. Трасса сразу ощутимо меняется – дорожное покрытие становится лучше, камер гораздо больше, а бензин дешевле (около 1 евро за литр). В Таллине мы так же припарковались в закрытом дворе дома с предварительного разрешения хозяев. Цена квартиры сопоставима с рижским жильем – 50 евро за просторную квартиру в пешей доступности от исторического центра.

На Ратушной площади, последовав за очень вкусным запахом, мы оказались в средневековой таверне «Три дракона». На полном серьезе, никакого электричества и столовых приборов – суп надо пить из чашки-миски! Выбор блюд ограничивается одним видом супа, кабаньими ребрами и сосисками на горячее, также есть пирожки с различными начинками и напитки. Цены демократичные для туристического центра: ужин с сосисками – 12 евро, с ребрами – 20 евро. Конечно, хотелось попробовать необычное, и я выбрала кабаньи ребра. Порция о-о-очень большая и ее вполне хватит на двух барышень. Объективно мясо приготовлено хорошо – не жесткое, очень сочное. Но уж очень у него специфический маринад, отдает сладостью. А сладкое мясо – это… не мое в общем. Хотя окружающие мужчины под пиво уплетали с удовольствием.

Утром мы решили наверстать упущенное и отправились на смотровую площадку, что в башне Толстая Маргарита в Старом городе. Чтобы попасть наверх, надо купить билет в Морской музей за 6 евро. Хорошие новости – если вы путешествуете семьей, для вас билет будет стоить 12 евро на всех. Перспектива гулять по скучному профильному музею нас совсем не обрадовала, но каково же было удивление, когда он оказался на редкость увлекательным. Тут и интерактивные экспозиции, и настоящие мачты с парусами с затонувших судов, и модели кораблей. В общем, интересно будет и большим и маленьким, для мальчишек – вообще рай. А еще можно отправиться в Гидрогавань, вторую часть музея, и полазить там по настоящей подводной лодке!

В принципе пары дней достаточно, чтобы осмотреть историческую часть обеих столиц. Если хочется съездить за город или более подробно углубиться в изучение музеев, конечно, лучше выделить побольше времени.

Обратный путь в Москву занял у нас примерно те же 13 часов через пропускной пункт Лухамаа (Эстония) – Шумилкино (Россия). Пара отличий от латвийской границы: лучше бронировать время прохождения границы заранее – потратите около часа. Сколько придется стоять в живой очереди, неизвестно. И еще надо заплатить сервисный сбор около 5 евро с машины.

Итого:

Всего на дорогу у нас ушло около 12 тысяч рублей на бензин для седана с движком 1,6 на автомате. Для троих человек получилось намного дешевле билетов.

Зеленая карта (страховка) – 2500 рублей.

Сервисный сбор на эстонской границе – 5 евро.

– две страны и пять городов.

День 1. Москва – Рига – Юрмала

Начать свое путешествие я решила с , в которую я приехала на поезде (5 тысяч ре.). Я люблю путешествовать именно этим видом транспорта, мне нравится смотреть в окно и наблюдать, мелькающие один за другим, города, леса и поля. Я села в купе поздно вечером, а уже на следущее утро оказалась в одном из самых красивых городов Прибалтики.

Две ночи в Риге я жила в хостеле Seaqulls Garret Hostel (60 EUR за двоих за две ночи). Про хостел скажу, что это был не самый удачный выбор – кровати скрипели, за дверью кричали, а по ночам раздавался жуткий храп. Тогда у меня еще было мало опыта + жадность моя вторая натура. Сейчас я пытаюсь бороться с этим качеством в угоду комфорта.

В общем отдохнуть в хостеле не получится, ну если, конечно, предварительно не запастись берушами. Но главное дешево и чистая постель.

Оставив вещи, я решила осмотр города перенести на завтрашний день, а в первый день моего путешествия поехать в — знаменитый город-курорт, в котором проходят «Новая волна», «Юрмалина» и другие фестивали. Уж жутко интересно! Все мы думаем, что Юрмала – это целый город, но нет. Это одно собирательное название целого побережья, где находятся такие поселения как Дубулты, Булдури, Лиелупи и прости господи, Стирнурагс. Но я вышла в Майори.

Как я добиралась до Юрмалы? Юрмала находится всего в 20 километрах от Риги. Самый простой способ – электричка, которая отходит каждые 15-20 минут от центрального вокзала в сторону Слоки или Тукумса.

Остаток вечера я провела в Риге, в ресторане с коровками «1221», который находится на «Блюменштрассе» – Цветочной улице.

День 2. Рига

Рига – это самая настоящая средневековая Европа, это старинный город на холодном балтийском берегу. Она как богатая купчиха, которая сторожит свои сокровища. Город как будто замер и не желает ничего менять. Эта поездка для меня стала как путешествие во времени.

Весь день я гуляла по узким улицам города, ела в лучших ресторанах, ездила по обзорным экскурсиям и выполняла план «must visit», про который я написала .

День 3. Тракай – Каунас — Вильнюс

Рано утром из Риги я выехала в новую для меня страну – Литву. Туда я добиралась на шикарном автобусе, можно сказать пятизвездочном автобусе со всеми удобствами. У меня одной было целое кресло, на котором лежал обед. Перед глазами висел телевизор, набитый фильмами и музыкой на любой цвет и вкус. И за все это мне пришлось отдать всего каких-то 1200 рублей.

До Литвы ехать всего три часа, а этот переезд был для меня как целое путешествие. Ха окном мелькали зеленые поля, пасущиеся коровки и литовско-латвийские деревеньки. И было так хорошо! Билеты на автобусы из Риги в Вильнюс ищите .

По Приезду в я сразу заселилилась в хостел Jimmy Jumps House (30 EUR). Уютный, не дорогой, молодежный хостел, где утром можно сделать себе вкусный завтрак с вафлями.

Тракай – это еще одна причина приехать в Литву на уикенд. Это отличная идея поездки, скажем так, на майские праздники. Когда говорят о прибалтийской стране, в первую очередь вспоминают Тракай, место, которое должно быть включено в список «must see».

Тракай гармонично сочетает в себе замок цвета апельсина; зеркальную гладь воды; раскрашенные в литовский флаг лодки, с сидящими в них рыбаками; причудливые дворики с божьими коровками, стеклянными бутылочками, разукрашенными вручную. Это все дополняется солнечной погодой, весенним настроением и красными тюльпанами, которые растут здесь всюду.

Это чудесное местечко, гармонично сочетающее в себе замок, зеркальную гладь воды, лодочек, раскрашенных в литовский флаг и причудливые дворики с божьими коровками, стеклянными бутылочками, раскрашенными вручную акрилом. Это все дополняется солнечной погодой, весенним настроением и красными тюльпанами, которые растут тут повсюду.

Недалеко от Вильнуса есть чудесный городок Каунас, еще не истоптанный и не тронутый толпами туристов, в который непременно стоит заглянуть, если вы находитесь в Литве.

Вернувшись в Вильнюс довольная, как слон, я быстро уснула. Следующий день обещал быть погожим и богатым на приятные впечатления от прогулок по Вильнюсу.

День 4. Вильнюс

После осмотра города, оказалось, что – это потрясающее место, для отдыха на майских праздниках. Даже удивляешься, как в таком, совсем небольшом городке поместилось столько интересного.

Мы зашли в пивоварню Prie Katedros, где попробовали местное пиво, забрались на Замковую гору, гуляли по Старому городу, рассмотрели все разрисованные домики в Ужуписе.

Обратно на поезде Вильнюс-Москва мы приехали домой (за купе заплатили по 7 тысяч с человека).

Этот маршрут по Прибалтике оказался полным и насыщенным, на вкус мы попробовали многое, а увидели еще больше. За четыре дня в дороге было потрачено 38 тысяч на двоих, включая проезд, проживание, питание и пару сувениров.

– на этот раз девушка делится готовым планом поездки по Латвии. Побродить по Риге и полежать на пляже в Юрмале – отличная программа, но ты уверен(-а), что много узнаешь о стране из такого путешествия? Замки, водопады, маяки, пряничные города – куда еще ехать и что смотреть в Латвии – слово Маше.

Почему Латвия?

Латвия стала первой европейской страной, поездку в которую я полностью спланировала сама. Мы хотели в Европу, но были ограничены в деньгах и времени – всего десять дней, так что выбор пал на страны Балтии. Изначально мы собирались объехать Латвию, Литву и Эстонию, перемещаться между ними автостопом, но купить автобусные билеты до одной из стран – чтобы проще было получить визу. Самые дешевые рейсы были в Латвию – так и решилась судьба поездки.

Сейчас могу сказать, что Латвия – идеальная страна для тех, кто хочет впервые поехать в Европу, но боится языкового барьера и не хочет сильно тратиться. Но и опытным путешественникам тут будет интересно. Увы, Латвию часто недооценивают. Наши соотечественники и соседи нередко воспринимают ее как промежуточный пункт на пути в «настоящую Европу». Европейцы, напротив, едут туда, чтобы взглянуть на посткоммунистическую страну. Но не думай, что побродив по улочкам Риги перед рейсом лоукостера или повалявшись на пляже Юрмалы, ты действительно увидел(-а) Латвию.

У меня сложилось впечатление, что в этой стране серьезно вкладываются в развитие туризма. Я бы описала это английской пословицей: «If you can"t have the best make the best of what you have» («Если ты не можешь заиметь лучшего, сделай лучшим то, что у тебя есть»). Здесь не так уж и много всемирно известных памятников архитектуры, впечатляющих природных достопримечательностей или мест с очень древней историей – так, в список ЮНЕСКО включены всего две точки из Латвии. Зато в каждом мало-мальски привлекательном городе оборудован информационный центр, а двадцать латвийских пляжей удостоены Голубого флага (знак качества и пригодности для безопасного купания). Все хоть немного интересное тут превращают в достопримечательность: от разрушенных фортов до телескопа радиоастрономического центра. Глядя на такое бережное отношение к своей истории, хочется выразить латвийцам уважение и даже слегка позавидовать им.

«Все хоть немного интересное тут превращают в достопримечательность: от разрушенных фортов до телескопа радиоастрономического центра»

Как добраться?

Мы ехали до Риги из Москвы на автобусе LuxExpress за € 35 с человека. Обратный билет брали до Петербурга, за € 17,5. Также из обоих городов в Латвию возят Ecolines. Если планировать поездку заранее, можно сэкономить. Так, минимальная цена билета LuxExpress из Петербурга до Риги – около € 13. Также из России в Латвию ходят поезда: фирменный поезд «Латвия-экспресс» из Москвы до Риги стоит от € 40,5, обычный из Петербурга – от € 37,5. Время в пути в обоих случаях – немногим больше 16 часов.

Из Минска в Ригу также можно добраться на автобусе. Государственный перевозчик «Минсктранс » довезет до Латвии за € 14,5. Есть и предложения от частных компаний: LuxExpress ходит раз в сутки, цена билета – от € 10, у Ecolines несколько рейсов, цена – € 23,8. Не забывай о скидках для молодежи и студентов!

Из Киева в Ригу ездит Ecolies, но путь будет не близкий – целых 30 часов в пути. Билет в одну сторону обойдется в € 50. Гораздо быстрее и проще будет долететь на airBaltic – около 2 часов в дороге и около € 100 за билет.

Жилье

За десять дней в Латвии мы не потратили ни цента на жилье благодаря каучсерфингу. Найти хоста в Риге – дело нетрудное: на сайте больше 700 пользователей из этого города, готовых принимать гостей. В других населенных пунктах ситуация отличается: во втором по величине Даугавпилсе население в семь раз меньше, чем в Риге, в третьей по величине Лиепае – в девять раз. В городах, где мы были, обычно проживало не больше десяти активных хостов – так что советую связаться с ними заранее. Нам удалось найти «кауч» в Риге, Лиепае и Кулдиге, еще пару раз мы заночевали в палатке.

Цены на жилье в латвийской столице радуют: ночь в хостеле – от € 5. В других городах все не так приятно: самый дешевый вариант с Букинга в Вентспилсе – от € 10, в Лиепае – от € 12, в Кулдиге – от € 19, а в Цесисе – от € 25. Если ты предпочитаешь осматривать страну в динамичном темпе и хочешь сэкономить, можешь, как и мы, сделать Ригу перевалочным пунктом. Расстояния в стране очень небольшие: при желании можешь выдвигаться из столицы ранним утром, осматривать какой-нибудь город и возвращаться к ночи.

Транспорт

Мы перемещались по Латвии на попутках. По мнению нашего хоста из Лиепаи, объехавшего около шестидесяти стран таким образом, автостоп на его родине – один из лучших в мире. Столь высокой оценки я бы не дала, но подтверждаю, что перемещаться по стране автостопом удобно и быстро. Среднее время ожидания для нашей пары составляло около 10 минут, максимальное – час. Приятным сюрпризом стало, что многие водители готовы потратить немного времени и бензина, чтобы доставить тебя прямо до места. Однажды водитель не только провез нас лишние километров пятнадцать до точки, куда вела не слишком популярная дорога, но оставил и на прощание номер телефона, чтобы мы связались с ним, если не сможем никого поймать на пути обратно.

Помимо автостопа мы опробовали междугородние поезда – доехали от Риги до Сигулды (около 50 километров). Билет стоит € 1,9. Нас везла вполне комфортная, хотя и слегка изрисованная электричка. Проверить расписание и маршруты можно на сайте компании Pasažieru vilciens (PV) .

Туда, куда нельзя доехать на поезде, ходят междугородние автобусы. Билет из Риги в Сигулду стоит € 2,75, в Вентспилс – € 7,55, из Лиепаи в Кулдигу – € 3,85. Проверяй расписание и цены , а на отдельном портале можно купить билеты онлайн, но с наценкой.

Национальная кухня

В Латвии любят ржаной хлеб. Настолько сильно, что не просто его едят, но и добавляют в разные блюда. Например, тут можно попробовать хлебное мороженое или хлебный йогурт с черносливом. А еще хлебный суп, который, как ни странно, едят не на первое, а как десерт. Готовят его из сухофруктов и собственно хлеба и приправляют сливками. Из ржаной муки делают еще одно местное блюдо – скландраусис – открытый пирожок с овощной начинкой (как правило, из вареных картофеля и моркови, смешанных с яйцом и политых сметаной).

В качестве основного блюда советую серый горох, который готовят с луком и копчеными шкварками. А на десерт продегустируй пирожное «Старая Рига» (Вецрига) с творожным кремом.

Большинство блюд латышской кухни можно попробовать в ресторане Lido , а пирожные «Старая Рига» и хлебные йогурты мы покупали в супермаркетах.

Язык

Языкового барьера в Латвии практически нет: как правило, молодое поколение говорит по-английски, старшее – по-русски. Из всех водителей, которые нас подвозили, на английском нам пришлось общаться только с одним – голландцем.

Лишь однажды у нас возникли сложности с коммуникацией. В Кулдиге мы забрели в рабочую столовую, каким-то чудом попавшую в путеводитель. В ней обедали только местные, меню как из школьной столовой висело на стенке и было только на латышском, а еду накладывали из огромных кастрюль и тазов, так что не было даже шанса понять, что там. Я обратилась к женщине на раздаче по-русски, а она ответила на латышском. Я повторила свой вопрос на английском – и тогда она перешла на русский.

Ситуация с языком в стране тесно связана с историческим контекстом. После распада СССР латвийское гражданство получили лишь 2/3 населения страны – граждане довоенной Латвийской республики и их потомки. Остальные же – преимущественно русские, а также белорусы, украинцы, литовцы, поляки и ряд других народов, проживавших на территории Латвии – получили статус «негражданина». На 2013 год между гражданами и негражданами было около 80 различий в правах: так, последние не могут принимать участие в выборах, занимать ряд должностей, для них есть экономические и другие ограничения. Чтобы получить статус гражданина, требуется пройти процедуру «натурализации»: дать клятву верности стране, уплатить пошлину, сдать экзамен на знание латышских языка, конституции, гимна и истории. При этом еще в 90-е годы русский язык перестал быть государственным.

На данный момент в стране до сих пор живет чуть больше 10 % людей, так и не получивших гражданство: кто-то считает несправедливой саму процедуру, кто-то не готов платить пошлину, кто-то не знает язык в достаточной мере, чтобы сдать экзамен. Однако далеко не всем латышам нравится, что в их стране живут люди, не желающие осваивать государственный язык и на нем говорить. По данным исследования 2005 года, 47 % латышей считали, что интересы русскоязычных в стране учитываются даже больше, чем следует. 68 % русскоязычных, напротив, считали, что их права ущемлены. По сей день отношения между двумя нациями внутри страны слегка наэлектризованы.

Маршрут

В визовом центре Латвии нас снабдили парочкой путеводителей, еще море информации я нашла на официальном туристическом портале Латвии . Изначально я хотела уместить в десятидневную поездку все страны Балтии, но, изучив десяток буклетов и сайтов, поняла, что на Литву и Эстонию времени просто не хватит.

Я пометила интересные нам точки на карте, и вырисовался маршрут: приезд в Ригу, осмотр страны к востоку от нее, затем – к западу, и наконец вновь возвращение в латышскую столицу, откуда шел автобус домой.

Рига и Юрмала

Рига стала первой европейской столицей, где я побывала. Меня восторгало все: органная музыка из костелов, брусчатка и черепичные крыши, цены в евро… Хотя нет, эти, скорее, огорчали. Я проштудировала кучу путеводителей, и не хотела пропустить ни одной рекомендованной там точки. Я восторженно бродила по Ратушной площади, пыталась уместить в кадре прижавшиеся вплотную к друг другу дома, получившие название Трех братьев, и высматривала черных котов на крыше дома, хозяин которого в отместку не принявшему его в купеческую гильдию старейшине развернул скульптуры пятой точкой к его окну. Впрочем, о Риге уже подробно написано в .

Из неупомянутых там мест я бы порекомендовала Латвийский этнографический музей под открытым небом (Brīvdabas iela 21) , куда со всей страны свезли более ста старинных деревянных строений. В теплое время года (с мая по сентябрь) вход для взрослых стоит € 4, для студентов очной формы обучения – € 2; в холодное (с ноября по апрель) – € 2 и € 1,4 соответственно. В летнее время на территории музея демонстрируют свое мастерство ремесленники. На прогулку мы потратили почти полдня и недорого пообедали в харчевне на территории парка.

«Меня восторгало все: органная музыка из костелов, брусчатка и черепичные крыши, цены в евро… Хотя нет, эти, скорее, огорчали»

Также советую зайти внутрь Латвийской национальной библиотеки (Mūkusalas iela 3) . Хотя многие местные жители считают ее уродливой, внутри она выглядит весьма симпатично. Можно осмотреть здание вместе с экскурсией на русском языке, которая бронируется по телефону в рабочие дни и стоит € 2. Я же погуляла по библиотеке бесплатно вместе с нашим хостом, увидев с 1 по 8 этажи. На сайте библиотеки сказано, что в воскресенье для визитеров доступны еще и 11 и 12 этажи.

Юрмалу мы посетили накануне отъезда, и нам она показалась довольно скучной с экскурсионной точки зрения, хотя здесь и находится более ста памятников деревянного зодчества государственного значения. Зато она хорошо подходит для курортного отдыха: треть из получивших Голубой флаг латвийских пляжей сосредоточена здесь, а общая протяженность благоустроенной береговой линии – 26 километров.

Сигулда

В Сигулду мы поехали ради замков, которых здесь целых три: средневековый Турайдский , разрушенный Кримулдский и более современный Сигулдский дворец . На неспешную прогулку между ними хватит половины дня, при этом ты полюбуешься видами долины реки Гауя и сможешь оценить несколько уникальных для Латвии объектов.

Во-первых, это пещера Гутманя (57.176235, 24.842062) глубиной 18,8 метров, шириной 12 метров и высотой 10 метров. Тех, кто увлекается спелеологией или просто бывал когда-то в пещерах, такие размеры едва ли впечатлят, но это самая большая пещера в странах Балтии. Во-вторых, до Кримулдского замка с противоположной стороны реки можно добраться на единственной в стране канатной дороге. Виды открываются роскошные, но цена за 7 минут пути неоправданно высокая – € 8 в одну сторону. Прямо из кабинки трамвайчика можно прыгнуть с тарзанкой , но удовольствие это еще более дорогое – € 60.

Для любителей экстрима в Сигулде есть и другие развлечения: например, санно-бобслейная трасса длиной 1200 метров и полоса препятствий на высоте 20 метров в крупнейшем в Балтии парке приключений Tarzāns .

Цесис

Цесис – один из самых старых городов Латвии, ему больше 800 лет. Его главная достопримечательность – самый крупный в стране замок Ливонского ордена , который называют еще Венденским, по имени жившей в этих местах народности.

За вход в Цесисский замок летний сезон (с мая по сентябрь) нужно отдать € 4 (для школьников и студентов – € 2,5), в зимний (с октября по апрель) – € 3 (€ 1,5). За посещение музея в новом замке придется доплатить € 2 (школьникам и студентам – € 1). Мы купили полный билет, но пришли к выводу, что можно было ограничиться замком.

Я не только облазила всю постройку, спустившись в подземелье для узников, но и понаблюдала за работой кузнецов, узнала о средневековой кухне от садовника и поучаствовала в развлечениях того времени – потренировалась фехтовать деревянным мечом и сделала десяток шагов на ходулях. При прогулке по замковому парку советую отыскать деревянный «короб», где лежит демонтированный памятник Ленину, который раньше стоял на главной площади города.

Лиепая

Этот приморский город на западе Латвии может похвастаться самым большим механическим органом в мире и третьим по величине портом в стране. Сегодня гавань используется только для торговли, но раньше треть города занимал военный порт – по-латышски «Кароста».

Строительство крупнейшей морской военной базы в Российской империи началось здесь в конце XIX века. Именно отсюда в 1905 году российский флот отправился в Тихий океан для участия в Русско-японской войне. Но место для базы было изначально выбрано неудачно – всего 40 километрах от границы с потенциальным противником, Германией. Вскоре началась Первая мировая война, и все оборонительные сооружения были уничтожены по приказу командующего Балтийским флотом – опасаясь, что они достанутся противнику, их так ни разу и не использовали. Взорванные форты сохранились до наших дней и пользуются популярностью у туристов.

В советские годы здесь базировались подводники, а «Кароста» стала закрытым военным городком. Теперь же этот район может посетить любой желающий и полюбоваться архитектурными контрастами – имперскими зданиями и типовыми советскими домами, заброшенными, недостроенными или заселенными. Мы забрели сюда, чтобы посетить музей-тюрьму «Кароста» (Invalīdu iela 4) . На официальном сайте это место позиционируется как «единственная тюрьма в Европе, открытая для туристов», «из которой никто не убегал». Но это не свидетельствует об охраняемости или масштабности сооружения: на самом деле, это хитрый рекламный ход. С царских времен до конца прошлого века здесь располагалась не тюрьма, а гауптвахта, где отбывали дисциплинарные наказания военнослужащие. Максимальный срок заключения не превышал месяца, так что и убегать смысла не было.

Гауптвахта успела послужить Российской империи, нацистской Германии и Советскому Союзу, а после того, как ее забросили, местные энтузиасты решили превратить здание в музей. Восхищение тем, как рачительно и креативно в Латвии используют те возможности для привлечения туристов, которыми располагают, впервые пришло ко мне именно здесь. За € 5 можно посетить обычную экскурсию, где проведут по камерам и расскажут об истории места, а за € 15 – даже переночевать. Большие группы по предварительной записи могут почувствовать на себе все прелести тюремной жизни, поучаствовав в шоу «За решеткой». Хотя на экскурсию пускают детей, а экскурсовод постоянно отпускает шутки, гауптвахта сохранила свою мрачную атмосферу.

Сегодня Лиепая – музыкальная столица Латвии, где каждое лето проходит фестиваль Summer Sound . Благодаря этому у города появились и новые достопримечательности – стеклянный концертный зал «Большой янтарь» и Аллея славы латвийских музыкантов. На осмотр всех этих мест у нас ушло меньше дня при том, что мы успели еще и искупаться в Балтийском море на отмеченном Голубым флагом городском пляже.

Кулдига

Кулдига, пожалуй, самый уютный город в Латвии из тех, в которых я была. Здесь живет всего 13 тысяч человек, ее можно пройти пешком от края до края за час, а исторический центр города внесен в национальный список ЮНЕСКО. Но приехали мы сюда в первую очередь ради двух водопадов.

Первый – Алекшупитский водопад (56.969851, 21.975383) на реке Алекшупите – выглядит весьма симпатично, но впечатляет слабо, хотя с высотой 4,5 метра и стал самым высоким в Латвии. Второй – Вентас-Румба (56.967965, 21.978900) на реке Вента – удостоился более высокого звания: его ширина от 100-110 метров до почти 280 в половодье сделала его самым широким в Европе. Но не воображай латвийскую Ниагару: его максимальная высота – чуть больше двух метров, так что он напоминает скорее речной порог, чем водопад. Лучше всего приезжать сюда весной или осенью, чтобы понаблюдать, как мигрирующие лососи «в полете» преодолевают Вентас-Румбу.

Вентспилс

Первое впечатление о Вентспилсе у меня сложилось еще по пути к нему. Подвозившая нас женщина рассказала о местном парке развлечений и его ключевом объекте – лыжной горе «Шляпа Лембергса». Гора примечательна тем, что была создана на месте свалки: полигон для отходов законсервировали, обработали, засыпали строительным мусором, покрыли дерном, засадили травой и оборудовали трамплинами и подъемниками. Мусорная куча, превратившаяся в популярное место отдыха, получила название в честь многолетнего мэра города Лембергса.

Один из девизов Вентспилса – «город с будущим». И правда, здесь не чувствуется привычной для провинции депрессивности и разрухи. Прогрессивные веяния здесь иллюстрирует не только история со свалкой. Так, в 2002 году город поучаствовал в Параде коров – международной художественной акции, в рамках которой деятели искусства создают креативные скульптуры буренок и выставляют их в разных местах города. После этого памятники распродаются на аукционах, а деньги идут на благотворительные цели. Вентспилс стал первым городом Восточной Европы, принявшим участие в параде. Из 26 коров, украсивших город на время акции, не распродали лишь шесть. Но парад вдохновил жителей и власти города, и вскоре на улицах стали появляться новые коровы, а в 2012 году Парад коров повторился еще раз. Гуляя по Вентспилсу, постоянно встречаешь скульптуры парнокопытных: от коровы-модницы, которая любуется на себя в зеркале, до коровы-полицейского или коровы-болельщицы, смотрящей футбол по телевизору вместе с хозяином. Эти произведения искусства не только поднимают настроение местным жителям, но и привлекают туристов.

Пусть растущий курс валюты вас не пугает. Если хорошо спланировать свое путешествие, то поездка обойдется вам в раз дешевле. Об этом я еще раз убедился во время последнего путешествия в страны Балтии теперь делюсь с вами своими советами.

1. Автобусы между Ригой, Вильнюсом и Таллинном за 3 евро
Столицы балтийских стран связывает куча автобусных рейсов с классным сервисом (туалетом, отоплением, Wi-Fi и даже бесплатными мониторами).

Перевозчик SimpleExpress ровно за полгода до отправления выбрасывает 5 акционных билетов на каждый рейс. На проезд Вильнюс-Таллинн, Вильнюс-Рига, Рига Таллинн и обратно всего за 3 евро.
Также есть постоянные акции в автобусных компании LuxExpress, Ecolines, и Eurolines.
Скидки могут достигать 70% и билет на международный маршрут стоит в районе 5 евро.

2. Скидки на железной дороге и автобусы.

На литовских железных дорогах действует скидка -15% при покупке билета туда / обратно. Напомните об этом кассиру. В Латвии на четверть дешевле проезд в электричках по будням в рабочее время. Между эстонскими городами лучше передвигаться автобусами SuperBus Билет стоит 2 евро (хитрюги указывают цену в Эврика, но от оплаты за резервации никуда не денешься).

3. Не переплачивайте за проезд в городах.

Стоимость проезда в городском транспорте на наши деньги сумасшедшая. Например, в Риге билет при покупке у водителя стоит целых 2 евро! Впрочем, то же самое билет в автомате обойдется вам в 1,15 евро. Если вы будете пользоваться транспортом более 4 раз за 24 часа (с даты пробития талона), то целесообразнее купить проездной за 5 евро.


В Таллинне и Вильнюсе для многократных поездок следует покупать специальную пластиковую карточку. Стоят они 2 и 1,5 евро соответственно. В столице Эстонии ее можно вернуть (но только в центре обслуживания клиентов), литовцы деньги не возвращают.

4. Берите бесплатные карты в туристических центрах.

В каждом центре туристической информации можно получить бесплатную бумажную карту города, региона или всей страны. Как правило, находятся они на главных площадях городов, вокзалах и аэропортах. Не стесняйтесь спрашивать работников турцентры о событиях которые происходят в городе, бесплатные музеи и где недорого, но вкусно поесть.

5. Бизнес-ланчи, столовки и фастфуд.

По будням в обеденное время (обычно с 11 по 15) во многих ресторанах предлагают комплексные обеды (или бизнес-ланчи) со значительной скидкой. Например, в центре Таллинне в ресторане Karja Kelder суп с фаршем (именно так нам его представили) и основное блюдо (на фото) обошелся нам всего в 3,7 евро.
В Вильнюсе еще сохранились советские столовки. Литовской они будут Valgykla.
Если цель утолить голод, то в рижских фастфудах можно купить комплекс: бургер, картофель фри и кола по 2,65 евро.

6. Где выгоднее заправляться?

Самый дешевый бензин среди трех стран Балтии - в Эстонии. Литр 95-го стоит чуть больше евро. Больше всего придется заплатить в Латвии. Разница в цене топлива между государствами - в пределах 10 центов.

7. Без денег в музей и парламента.

Есть целый ряд интересных музеев, куда вход абсолютно бесплатный или плата чистая символические. Например, это музеи денег при банках Эстонии и Литвы. Здесь не скучно - очень современно и интерактивно. Можно даже распечатать свои собственные деньги или угоститься конфеткой с символикой банка.

Также в странах Балтии есть прекрасная возможность побывать в местных парламентах. На экскурсию в литовского сейма или эстонского парламента можно записаться заранее.

В художественных музеях Таллинна есть так называемые "Одноеврови среды". Раз в квартал вход по средам вего 1 евро. Проверяйте сайт музея перед поездкой!

В некоторых музеях бесплатный вход с журналистским удостоверением. И не важно это "Жмеринский рабочий" или "Форбс Украина". Например, в интересном морском музее Таллинн. Также имеют подобную льготу и работники других музеев (в том числе наших).

8. Покупки по каталогам в супермаркетах.

Самые низкие супермаркеты в Литве. Мы просто в бешенстве от их шоколадных сырков! Цена от 0,2 евроцентов. Цитрусовые - как у нас. Перед входом в супермаркет возьмите с собой брошюрку с акционным ценам. Иногда скидку могут достигать 50%. Конечно, все что дешевле брать не стоит, но мы такими образом купили себе вкусные рижские шпроты или двойной сникерс с кофе в супермаркете IKI за 1 евро.

9. Бронируем жилье раньше.

Отель в Риге мы забронировали за пару месяцев. Кроме скидки за раннее бронирование воспользовались промокодом на гостиничном сайте. Выиграли больше 10 евро.Мой друг пользовался сервисом Airbnb. Имел отдельную комнату в Таллинне за 9 евро.