Создатель пирамиды хеопса. Хеопса пирамида. Устройство. Загадки. Пирамиды на карте. Размеры. Фото. Рождение пирамиды Хеопса

, визирь и племянник Хеопса. Он также носил титул «Управляющий всеми стройками фараона». Более трёх тысяч лет (до постройки кафедрального собора в Линкольне , Англия, около 1300 года) пирамида являлась самой высокой постройкой на Земле.

Предполагается, что строительство, продолжавшееся двадцать лет, закончилось около 2540 года до н. э. Существующие методы датирования времени начала строительства пирамиды делятся на исторические, астрономические и радиоуглеродные. В Египте официально установлена и празднуется дата начала строительства пирамиды Хеопса - 23 августа 2560 года до н. э. Данная дата получена с использованием астрономического метода Кейт Спенс (Университет в Кембридже). Однако не стоит считать эту дату истинным историческим событием, так как её метод и полученные с его помощью даты подвергались критике многих египтологов. Существующие три других метода датирования дают разные даты - Стивена Хака (Университет Небраска) 2720 до н. э., Джуана Антонио Бельмонте (Университет астрофизики в Канарисе) 2577 до н. э. и Поллукса (Университет Баумана) 2708 до н. э. Радиоуглеродный метод даёт диапазон от 2680 до н. э. до 2850 до н. э. Поэтому установленному «дню рождения» пирамиды нет никаких серьёзных подтверждений, так как египтологи не могут сойтись в том, в каком именно году началось строительство .

Статистические данные

  • Высота (сегодня): ≈ 138,75 м
  • Угол наклона боковой грани (сейчас): 51° 50"
  • Длина бокового ребра (изначально): 230,33 м (по подсчётам) или около 440 королевских локтей
  • Длина бокового ребра (сейчас): около 225 м
  • Длина сторон основания пирамиды: юг - 230,454 м; север - 230,253 м; запад - 230,357 м; восток - 230,394 м
  • Площадь основания (изначально): ≈ 53 000 м² (5,3 га)
  • Площадь боковой поверхности пирамиды (изначально): ≈ 85 500 м²
  • Периметр основания: 922 м
  • Общий объём пирамиды без вычета полостей внутри пирамиды (изначально): ≈ 2,58 млн м³
  • Общий объём пирамиды за вычетом всех известных полостей (изначально): 2,50 млн м³
  • Средний объём каменных блоков: 1,147 м³
  • Средняя масса каменных блоков: 2,5 т
  • Самый тяжёлый каменный блок: около 35 т - расположен над входом в «Камеру царя».
  • Количество блоков усреднённого объёма не превышает 1,65 млн (2,50 млн м³ - 0,6 млн м³ скального основания внутри пирамиды = 1,9 млн м³/1,147 м³ = 1,65 млн блоков указанного объёма физически может поместиться в пирамиде, без учёта объёма раствора в межблочных швах); отнесение к 20-летнему сроку строительства * 300 рабочих дней в году * 10 рабочих часов в день * 60 минут в часе приводит к скорости укладки (и доставки к месту строительства) - около блока в две минуты.
  • По подсчётам, общий вес пирамиды - около 4 млн тонн (1,65 млн блоков х 2,5 тонн)
  • Основание пирамиды покоится на природном скальном возвышении высотой в центре около 12-14 м и занимает, по последним данным, минимум 23 % от первоначального объёма пирамиды

О пирамиде

Пирамида называется «Ахет-Хуфу» - «Горизонт Хуфу» (или более точно «Относящийся к небосклону - (это) Хуфу»). Состоит из блоков известняка и гранита. Она была построена на естественном известняковом холме. После того, как пирамида лишилась нескольких слоёв облицовки, этот холм частично просматривается на восточной, северной и южной сторонах пирамиды. Несмотря на то, что пирамида Хеопса - самая высокая и самая объёмная из всех египетских пирамид, всё же фараон Снофру построил пирамиды в Мейдуме и в Дахшуте (Ломаная пирамида и Розовая пирамида), общая масса которых оценивается в 8,4 млн тонн.

Первоначально пирамида была облицована более твёрдым, чем основные блоки, белым известняком . Верх пирамиды венчал позолоченный камень - пирамидион (др. егип. - «Бенбен»). Облицовка сияла на солнце персиковым цветом, словно «сияющее чудо, которому сам бог Солнца Ра, казалось, отдал все свои лучи». В 1168 году арабы разграбили и сожгли Каир. Жители Каира сняли облицовку с пирамиды для того, чтобы построить новые дома.

Структура пирамиды

Вход в пирамиду находится на высоте 15,63 метров на северной стороне. Вход образуют каменные плиты, уложенные в виде арки, но это структура, которая была внутри пирамиды - истинный вход не сохранился. Истинный вход в пирамиду, вероятнее всего, был закрыт каменной пробкой. Описание такой пробки можно найти у Страбона , также облик её можно представить, исходя из сохранившейся плиты, закрывавшей верхний вход в Ломанную пирамиду Снофру, отца Хеопса. Сегодня туристы попадают внутрь пирамиды через 17-метровый пролом, который сделал в 820 году багдадский халиф Абдуллах аль-Мамун на 10 метров ниже. Он надеялся найти там несметные сокровища фараона, но обнаружил там только слой пыли толщиной в пол-локтя .

Внутри пирамиды Хеопса находятся три погребальные камеры, расположенные одна над другой.

Погребальная «яма»

Нисходящий коридор длиной в 105 м, идущий под наклоном 26° 26’46, приводит к горизонтальному коридору длиной 8,9 м, ведущему к камере 5 . Расположенная ниже уровня земли в скальном известняковом основании, она осталась незавершённой. Размеры камеры 14×8,1 м, она вытянута с востока на запад. Высота достигает 3,5 м, потолок имеет крупную трещину. У южной стены камеры имеется колодец глубиной около 3 м, от которого в южном направлении на 16 м тянется узкий лаз (0,7×0,7 м в сечении), заканчивающийся тупиком. Инженеры Джон Перринг (John Shae Perring) и Говард Уайз (Richard William Howard Vyse) в начале XIX века расчистили в камере пол и вырыли колодец глубиной 11,6 м, в котором они надеялись обнаружить скрытую погребальную комнату. Они основывались на свидетельствах Геродота , утверждавшего, что тело Хеопса находится на острове, окружённом каналом в скрытой подземной камере. Их раскопки ни к чему не привели. Поздние исследования показали, что камера была брошена незавершённой, а погребальные камеры было решено устроить в центре самой пирамиды.

Несколько фотографий, сделанных в 1910 году

    Интерьер

    Интерьер

    Интерьер

    Интерьер

    Интерьер

    Интерьер

    Интерьер

Восходящий коридор и Палаты царицы

От первой трети нисходящего прохода (через 18 м от главного входа) вверх под тем же углом 26,5° идёт на юг восходящий проход (6 ) длиной около 40 м, оканчивающийся в нижней части Большой галереи (9 ).

В своём начале восходящий проход содержит 3 большие кубические гранитные «пробки», которые снаружи, из нисходящего прохода, были замаскированы блоком известняка, выпавшим при работах аль-Мамуна. Таким образом, предыдущие примерно 3 тысячи лет считалось, что в Большой пирамиде нет иных помещений, кроме нисходящего прохода и подземной камеры. Аль-Мамуну не удалось пробить эти пробки и он просто выдолбил в более мягком известняке обход справа от них. Этот проход используется до сих пор. По поводу пробок существует две основные теории, одна из них основывается на том, что восходящий проход имеет пробки, установленные в начале строительства и, таким образом, этот проход был запечатан ими с самого начала. Вторая утверждает, что имеющееся ныне сужение стен вызвано землетрясением, а пробки находились до этого в пределах Большой галереи и были использованы для запечатывания прохода только после похорон фараона.

Важной загадкой этого участка восходящего прохода является то, что в месте, где сейчас расположены пробки, в полноразмерной, хотя и укороченной модели ходов пирамиды - так называемые коридорах испытаний к северу от Большой пирамиды, - имеется стык не двух, а сразу трёх коридоров, третьим из которых является вертикальный туннель. Поскольку пробки до сих пор никто не смог сдвинуть с места, вопрос, есть ли над ними вертикальный лаз, остаётся открытым.

В середине восходящего прохода конструкция стен имеет особенность: в трёх местах установлены так называемые «рамочные камни» - то есть квадратный по всей длине проход пронзает насквозь три монолита. Назначение этих камней неизвестно. В районе рамочных камней стены прохода имеют несколько небольших ниш.

Во вторую погребальную камеру от нижней части Большой галереи ведёт в южном направлении горизонтальный коридор длиной 35 м и высотой 1,75 м. Стены этого горизонтального коридора сложены из очень крупных блоков известняка, на которые нанесены фальшивые "швы", имитирующие кладку из блоков меньшего размера. За западной стеной прохода имеются полости, заполненные песком. Вторую камеру традиционно называют «Камерой царицы», хотя по обряду жён фараонов хоронили в отдельных маленьких пирамидах. «Камера царицы», облицованная известняком, имеет 5,74 метра с востока на запад и 5,23 метра с севера на юг; её максимальная высота 6,22 метра. В восточной стене камеры имеется высокая ниша.

    Chambre-reine-kheops.jpg

    Чертёж Палаты царицы (7 )

    Ниша в стене Палаты царицы

    Коридор у входа в зал царицы (1910)

    Вход в камеру царицы (1910)

    Ниша в камере царицы (1910)

    Вентиляционный канал в камере царицы (1910)

    Коридор в восходящий туннель (12 )

    Гранитная пробка (1910)

    Blocs-bouchons2.jpg

    Коридор в восходящий туннель (слева - закрывающие блоки)

Грот, Большая галерея и Палаты Фараона

Ещё одно ответвление от нижней части Большой галереи - узкая почти вертикальная шахта высотой около 60 м, ведущая к нижней части нисходящего прохода. Существует предположение, что она была предназначена для эвакуации рабочих или жрецов, завершавших «запечатывание» основного прохода к «Камере царя». Примерно посередине её находится небольшое, вероятнее всего, естественное расширение - «Грот» (Grotto) неправильной формы, в котором от силы могли бы поместиться несколько человек. Грот (12 ) расположен на «стыке» каменной кладки пирамиды и небольшого, высотой около 9 метров, холма на известняковом плато, лежащего в основании Большой Пирамиды. Стены Грота частично укреплены древней каменной кладкой, и, поскольку отдельные её камни слишком велики, существует предположение, что Грот существовал на плато Гиза как самостоятельное сооружение ещё задолго до строительства пирамид, а сама эвакуационная шахта строилась с учётом местонахождения Грота. Однако, с учётом того, что шахта именно долбилась в уже уложенной кладке, а не выкладывалась, о чём говорит её неправильное круглое сечение, встаёт вопрос о том, как строителям удалось точно выйти на Грот.

Большая галерея продолжает восходящий проход. Её высота 8,53 м, это прямоугольный в сечении, с немного сужающимися кверху (т. н. «ложный свод ») стенами, высокий наклонный туннель длиной 46,6 м. Посередине Большой галереи почти по всей длине идёт правильное в сечении квадратное углубление размерами шириной 1 метр и глубиной 60 см, а на обоих боковых выступах имеется 27 пар углублений неясного предназначения. Углубление заканчивается т. н. «Большой ступенькой» - высоким горизонтальным выступом, площадкой 1×2 метра в конце Большой галереи, непосредственно перед лазом в «прихожую» - Предкамеру. Площадка имеет пару аналогичных углублениям рампы, углублений по углам у стены (28-я и последняя пара углублений БГ). Через «прихожую» лаз ведёт в облицованную чёрным гранитом погребальную «Камеру царя», где размещён пустой гранитный саркофаг. Крышка саркофага отсутствует. Вентиляционные шахты имеют устья в "Камере царя" на южной и северной стенах на высоте примерно метра от уровня пола. Устье южной вентшахты сильно повреждено, северная предстает неповрежденной. Пол, потолок, стены камеры не имеют никаких украшений либо отверстий или элементов крепления чего-либо, относящихся к времени строительства пирамиды. Плиты потолка все лопнули вдоль южной стены и не падают внутрь помещения лишь за счет прижима весом вышележащих блоков.

Над «Камерой царя» находятся обнаруженные в XIX веке пять разгрузочных полостей общей высотой 17 м, между которыми лежат монолитные гранитные плиты толщиной около 2 м, а выше - двускатное перекрытие из известняка. Считается, что их назначение - распределять вес вышележащих слоёв пирамиды (около миллиона тонн), чтобы защитить от давления «Камеру царя». В этих пустотах обнаружены граффити , оставленные, вероятно, рабочими.

    Интерьер Грота (1910)

    Чертеж грота (1910)

    Чертеж соединения Грота с Большой галереей (1910)

    Вход в туннель (1910)

    Вход в туннель (1910)

    Embranchement-grande-galerie.jpg

    Вид Большой галереи от входа в помещение

    Grande-galerie.jpg

    Большая галерея

    Большая галерея (1910)

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    «Большая ступенька»

    Kheops-chambre-roi.jpg

    Чертеж Камеры фараона

    Chambre-roi-grande-pyramide.jpg

    Камера фараона

    Камера фараона (1910)

    Интерьер вестибюля перед камерой царя (1910)

    Канал "вентиляции" у южной стены комнаты царя (1910)

Вентиляционные каналы

От «Камеры царя» и «Камеры царицы» в северном и южном направлениях (сперва горизонтально, затем наклонно вверх) отходят так называемые «вентиляционные» каналы шириной 20-25 см. При этом каналы «Камеры царя», известные ещё с XVII века, сквозные, они открыты и снизу и сверху (на гранях пирамиды), тогда как нижние концы каналов «Камеры царицы» отделяет от поверхности стены около 13 см, они были обнаружены при простукивании в 1872 году. Верхние концы этих каналов не доходят до поверхности примерно 12 метров. Верхние концы каналов «Камеры царицы» закрыты каменными «Дверками Гантенбринка», каждая с двумя медными ручками. Медные ручки были опечатаны гипсовыми печатями (не сохранились, но остались следы). В южной вентшахте «дверца» обнаружена в 1993 году с помощью телеуправляемого робота «Упуаут II» ; изгиб северной шахты не позволил обнаружить в ней такую же «дверцу» этим роботом. В 2002 году с помощью новой модификации робота в южной «дверце» было пробурено отверстие, но за ней обнаружилась небольшая полость длиной в 18 сантиметров и ещё одна каменная «дверца». Что находится дальше, пока неизвестно. Этот робот подтвердил наличие аналогичной «дверцы» на конце северного канала, но её сверлить не стали. Новый робот в 2010 году смог просунуть в просверленное отверстие в южной «дверце» змеевидную телекамеру и обнаружил, что медные «ручки» с той стороны «дверцы» оформлены в виде аккуратных петель, а на полу «вентиляционной» шахты нанесены отдельные значки красной охрой. В настоящее время наиболее распространена версия, что предназначение «вентиляционных» каналов носило религиозный характер и связано с представлениями египтян о загробном путешествии души. А «дверца» на конце канала - это не что иное, как дверь в загробный мир. Именно поэтому она не выходит на поверхность пирамиды.

Угол наклона

Точно определить первоначальные параметры пирамиды не представляется возможным, поскольку её края и поверхности в настоящее время большей частью разобраны и уничтожены. Это затрудняет вычисление точного угла наклона . Кроме того, её симметрия сама по себе не является идеальной, так что при разных измерениях наблюдаются отклонения в цифрах.

Исследование геометрии Великой пирамиды не даёт однозначного ответа на вопрос о первоначальных пропорциях этого строения. Допускается, что египтяне имели представление о «Золотом сечении » и числе пи, которые были отражены в пропорциях пирамиды: так, соотношение высоты к половине периметра основания равняется 14/22 (высота = 280 локтей, а основание = 220 локтей, полупериметр основания = 2×220 локтей; 280/440 = 14/22). Впервые в мировой истории эти величины были использованы при строительстве пирамиды в Мейдуме . Однако для пирамид поздних эпох данные пропорции больше нигде не применялись, как, например некоторые имеют соотношения высоты к основанию, как 6/5 (Розовая пирамида), 4/3 (Пирамида Хефрена) или 7/5 (Ломаная пирамида).

Некоторые из теорий считают пирамиду астрономической обсерваторией . Утверждается, что коридоры пирамиды точно указывают в сторону «полярной звезды » того времени - Тубан , вентиляционные коридоры южной стороны - на звезду Сириус , а с северной стороны - на звезду Альнитак .

Вогнутость сторон

Как и в XVIII веке, когда было открыто это явление, сегодня по-прежнему нет удовлетворительного объяснения этой особенности архитектуры.

Лодки фараона

Вблизи пирамид было обнаружено семь ям с настоящими древнеегипетскими лодками, разобранными на части. Первое из этих судов, названных «Солнечные лодки» или «Солнечные ладьи», было обнаружено в 1954 году египетским архитектором Камалем эль-Маллахом и археологом Заки Нуром. Лодка была из кедра и не имела ни единого следа от гвоздей для крепления элементов. Лодка состояла из 1224 частей, их удалось смонтировать реставратору Ахмеду Юссефу Мустафе только в 1968 году.

Размеры лодки: длина - 43,3 м, ширина - 5,6 м, а осадка - 1,50 м.

На южной стороне пирамиды Хеопса открыт музей этой лодки.

    Kheops-boat-pit.JPG

    Одна из двух ям для Солнечных лодок. Восточная часть пирамиды

    Barque solaire-Decouverte2.jpg

    Место, где была обнаружена Солнечная лодка

    Cairo - Pharaons funeral ships museum outdoors.JPG

    Музей лодки на южной стороне пирамиды

    Gizeh Sonnenbarke BW 2.jpg

    Солнечная лодка Хеопса, обнаруженная неподалёку от пирамиды в 1954 г.

Пирамиды цариц Хеопса

    Pyramide Henoutsen 01.JPG

    Спуск к погребальной камере Henoutsen

    Pyramide Henoutsen 02.JPG

    Погребальная камера Henoutsen

Напишите отзыв о статье "Пирамида Хеопса"

Литература

  • Ионина Н. А. 100 великих чудес света. - Москва., 1999.
  • Войтех Замаровский . Их величества пирамиды. - Москва., 1986.

См. также

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Пирамида Хеопса

– Ты что говоришь про ополченье? – сказал он Борису.
– Они, ваша светлость, готовясь к завтрашнему дню, к смерти, надели белые рубахи.
– А!.. Чудесный, бесподобный народ! – сказал Кутузов и, закрыв глаза, покачал головой. – Бесподобный народ! – повторил он со вздохом.
– Хотите пороху понюхать? – сказал он Пьеру. – Да, приятный запах. Имею честь быть обожателем супруги вашей, здорова она? Мой привал к вашим услугам. – И, как это часто бывает с старыми людьми, Кутузов стал рассеянно оглядываться, как будто забыв все, что ему нужно было сказать или сделать.
Очевидно, вспомнив то, что он искал, он подманил к себе Андрея Сергеича Кайсарова, брата своего адъютанта.
– Как, как, как стихи то Марина, как стихи, как? Что на Геракова написал: «Будешь в корпусе учитель… Скажи, скажи, – заговорил Кутузов, очевидно, собираясь посмеяться. Кайсаров прочел… Кутузов, улыбаясь, кивал головой в такт стихов.
Когда Пьер отошел от Кутузова, Долохов, подвинувшись к нему, взял его за руку.
– Очень рад встретить вас здесь, граф, – сказал он ему громко и не стесняясь присутствием посторонних, с особенной решительностью и торжественностью. – Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня.
Пьер, улыбаясь, глядел на Долохова, не зная, что сказать ему. Долохов со слезами, выступившими ему на глаза, обнял и поцеловал Пьера.
Борис что то сказал своему генералу, и граф Бенигсен обратился к Пьеру и предложил ехать с собою вместе по линии.
– Вам это будет интересно, – сказал он.
– Да, очень интересно, – сказал Пьер.
Через полчаса Кутузов уехал в Татаринову, и Бенигсен со свитой, в числе которой был и Пьер, поехал по линии.

Бенигсен от Горок спустился по большой дороге к мосту, на который Пьеру указывал офицер с кургана как на центр позиции и у которого на берегу лежали ряды скошенной, пахнувшей сеном травы. Через мост они проехали в село Бородино, оттуда повернули влево и мимо огромного количества войск и пушек выехали к высокому кургану, на котором копали землю ополченцы. Это был редут, еще не имевший названия, потом получивший название редута Раевского, или курганной батареи.
Пьер не обратил особенного внимания на этот редут. Он не знал, что это место будет для него памятнее всех мест Бородинского поля. Потом они поехали через овраг к Семеновскому, в котором солдаты растаскивали последние бревна изб и овинов. Потом под гору и на гору они проехали вперед через поломанную, выбитую, как градом, рожь, по вновь проложенной артиллерией по колчам пашни дороге на флеши [род укрепления. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ], тоже тогда еще копаемые.
Бенигсен остановился на флешах и стал смотреть вперед на (бывший еще вчера нашим) Шевардинский редут, на котором виднелось несколько всадников. Офицеры говорили, что там был Наполеон или Мюрат. И все жадно смотрели на эту кучку всадников. Пьер тоже смотрел туда, стараясь угадать, который из этих чуть видневшихся людей был Наполеон. Наконец всадники съехали с кургана и скрылись.
Бенигсен обратился к подошедшему к нему генералу и стал пояснять все положение наших войск. Пьер слушал слова Бенигсена, напрягая все свои умственные силы к тому, чтоб понять сущность предстоящего сражения, но с огорчением чувствовал, что умственные способности его для этого были недостаточны. Он ничего не понимал. Бенигсен перестал говорить, и заметив фигуру прислушивавшегося Пьера, сказал вдруг, обращаясь к нему:
– Вам, я думаю, неинтересно?
– Ах, напротив, очень интересно, – повторил Пьер не совсем правдиво.
С флеш они поехали еще левее дорогою, вьющеюся по частому, невысокому березовому лесу. В середине этого
леса выскочил перед ними на дорогу коричневый с белыми ногами заяц и, испуганный топотом большого количества лошадей, так растерялся, что долго прыгал по дороге впереди их, возбуждая общее внимание и смех, и, только когда в несколько голосов крикнули на него, бросился в сторону и скрылся в чаще. Проехав версты две по лесу, они выехали на поляну, на которой стояли войска корпуса Тучкова, долженствовавшего защищать левый фланг.
Здесь, на крайнем левом фланге, Бенигсен много и горячо говорил и сделал, как казалось Пьеру, важное в военном отношении распоряжение. Впереди расположения войск Тучкова находилось возвышение. Это возвышение не было занято войсками. Бенигсен громко критиковал эту ошибку, говоря, что было безумно оставить незанятою командующую местностью высоту и поставить войска под нею. Некоторые генералы выражали то же мнение. Один в особенности с воинской горячностью говорил о том, что их поставили тут на убой. Бенигсен приказал своим именем передвинуть войска на высоту.
Распоряжение это на левом фланге еще более заставило Пьера усумниться в его способности понять военное дело. Слушая Бенигсена и генералов, осуждавших положение войск под горою, Пьер вполне понимал их и разделял их мнение; но именно вследствие этого он не мог понять, каким образом мог тот, кто поставил их тут под горою, сделать такую очевидную и грубую ошибку.
Пьер не знал того, что войска эти были поставлены не для защиты позиции, как думал Бенигсен, а были поставлены в скрытое место для засады, то есть для того, чтобы быть незамеченными и вдруг ударить на подвигавшегося неприятеля. Бенигсен не знал этого и передвинул войска вперед по особенным соображениям, не сказав об этом главнокомандующему.

Князь Андрей в этот ясный августовский вечер 25 го числа лежал, облокотившись на руку, в разломанном сарае деревни Князькова, на краю расположения своего полка. В отверстие сломанной стены он смотрел на шедшую вдоль по забору полосу тридцатилетних берез с обрубленными нижними сучьями, на пашню с разбитыми на ней копнами овса и на кустарник, по которому виднелись дымы костров – солдатских кухонь.
Как ни тесна и никому не нужна и ни тяжка теперь казалась князю Андрею его жизнь, он так же, как и семь лет тому назад в Аустерлице накануне сражения, чувствовал себя взволнованным и раздраженным.
Приказания на завтрашнее сражение были отданы и получены им. Делать ему было больше нечего. Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли его в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня – ясной мысли о смерти. – Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России. «Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик! – с злостью вслух проговорил он. – Как же! я верил в какую то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия! Как нежный голубок басни, она должна была зачахнуть в разлуке со мной. А все это гораздо проще… Все это ужасно просто, гадко!
Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики; а пришел Наполеон и, не зная об его существовании, как щепку с дороги, столкнул его, и развалились его Лысые Горы и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание, посланное свыше. Для чего же испытание, когда его уже нет и не будет? никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытание? Отечество, погибель Москвы! А завтра меня убьет – и не француз даже, а свой, как вчера разрядил солдат ружье около моего уха, и придут французы, возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму, чтоб я не вонял им под носом, и сложатся новые условия жизни, которые будут также привычны для других, и я не буду знать про них, и меня не будет».
Он поглядел на полосу берез с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. «Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня не было… чтобы все это было, а меня бы не было». Он живо представил себе отсутствие себя в этой жизни. И эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров – все вокруг преобразилось для него и показалось чем то страшным и угрожающим. Мороз пробежал по его спине. Быстро встав, он вышел из сарая и стал ходить.
За сараем послышались голоса.
– Кто там? – окликнул князь Андрей.
Красноносый капитан Тимохин, бывший ротный командир Долохова, теперь, за убылью офицеров, батальонный командир, робко вошел в сарай. За ним вошли адъютант и казначей полка.
Князь Андрей поспешно встал, выслушал то, что по службе имели передать ему офицеры, передал им еще некоторые приказания и сбирался отпустить их, когда из за сарая послышался знакомый, пришепетывающий голос.
– Que diable! [Черт возьми!] – сказал голос человека, стукнувшегося обо что то.
Князь Андрей, выглянув из сарая, увидал подходящего к нему Пьера, который споткнулся на лежавшую жердь и чуть не упал. Князю Андрею вообще неприятно было видеть людей из своего мира, в особенности же Пьера, который напоминал ему все те тяжелые минуты, которые он пережил в последний приезд в Москву.
– А, вот как! – сказал он. – Какими судьбами? Вот не ждал.
В то время как он говорил это, в глазах его и выражении всего лица было больше чем сухость – была враждебность, которую тотчас же заметил Пьер. Он подходил к сараю в самом оживленном состоянии духа, но, увидав выражение лица князя Андрея, он почувствовал себя стесненным и неловким.
– Я приехал… так… знаете… приехал… мне интересно, – сказал Пьер, уже столько раз в этот день бессмысленно повторявший это слово «интересно». – Я хотел видеть сражение.
– Да, да, а братья масоны что говорят о войне? Как предотвратить ее? – сказал князь Андрей насмешливо. – Ну что Москва? Что мои? Приехали ли наконец в Москву? – спросил он серьезно.
– Приехали. Жюли Друбецкая говорила мне. Я поехал к ним и не застал. Они уехали в подмосковную.

Офицеры хотели откланяться, но князь Андрей, как будто не желая оставаться с глазу на глаз с своим другом, предложил им посидеть и напиться чаю. Подали скамейки и чай. Офицеры не без удивления смотрели на толстую, громадную фигуру Пьера и слушали его рассказы о Москве и о расположении наших войск, которые ему удалось объездить. Князь Андрей молчал, и лицо его так было неприятно, что Пьер обращался более к добродушному батальонному командиру Тимохину, чем к Болконскому.
– Так ты понял все расположение войск? – перебил его князь Андрей.
– Да, то есть как? – сказал Пьер. – Как невоенный человек, я не могу сказать, чтобы вполне, но все таки понял общее расположение.
– Eh bien, vous etes plus avance que qui cela soit, [Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было.] – сказал князь Андрей.
– A! – сказал Пьер с недоуменьем, через очки глядя на князя Андрея. – Ну, как вы скажете насчет назначения Кутузова? – сказал он.
– Я очень рад был этому назначению, вот все, что я знаю, – сказал князь Андрей.
– Ну, а скажите, какое ваше мнение насчет Барклая де Толли? В Москве бог знает что говорили про него. Как вы судите о нем?
– Спроси вот у них, – сказал князь Андрей, указывая на офицеров.
Пьер с снисходительно вопросительной улыбкой, с которой невольно все обращались к Тимохину, посмотрел на него.
– Свет увидали, ваше сиятельство, как светлейший поступил, – робко и беспрестанно оглядываясь на своего полкового командира, сказал Тимохин.
– Отчего же так? – спросил Пьер.
– Да вот хоть бы насчет дров или кормов, доложу вам. Ведь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что. Ведь мы уходим, ему достается, не так ли, ваше сиятельство? – обратился он к своему князю, – а ты не смей. В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали…
– Так отчего же он запрещал?
Тимохин сконфуженно оглядывался, не понимая, как и что отвечать на такой вопрос. Пьер с тем же вопросом обратился к князю Андрею.
– А чтобы не разорять край, который мы оставляли неприятелю, – злобно насмешливо сказал князь Андрей. – Это очень основательно; нельзя позволять грабить край и приучаться войскам к мародерству. Ну и в Смоленске он тоже правильно рассудил, что французы могут обойти нас и что у них больше сил. Но он не мог понять того, – вдруг как бы вырвавшимся тонким голосом закричал князь Андрей, – но он не мог понять, что мы в первый раз дрались там за русскую землю, что в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы. Он велел отступать, и все усилия и потери пропали даром. Он не думал об измене, он старался все сделать как можно лучше, он все обдумал; но от этого то он и не годится. Он не годится теперь именно потому, что он все обдумывает очень основательно и аккуратно, как и следует всякому немцу. Как бы тебе сказать… Ну, у отца твоего немец лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности; нужен свой, родной человек. А у вас в клубе выдумали, что он изменник! Тем, что его оклеветали изменником, сделают только то, что потом, устыдившись своего ложного нарекания, из изменников сделают вдруг героем или гением, что еще будет несправедливее. Он честный и очень аккуратный немец…
– Однако, говорят, он искусный полководец, – сказал Пьер.
– Я не понимаю, что такое значит искусный полководец, – с насмешкой сказал князь Андрей.
– Искусный полководец, – сказал Пьер, – ну, тот, который предвидел все случайности… ну, угадал мысли противника.
– Да это невозможно, – сказал князь Андрей, как будто про давно решенное дело.
Пьер с удивлением посмотрел на него.
– Однако, – сказал он, – ведь говорят же, что война подобна шахматной игре.
– Да, – сказал князь Андрей, – только с тою маленькою разницей, что в шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна. Поверь мне, – сказал он, – что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них… Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.
– А от чего же?
– От того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате.
Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира. В противность своей прежней сдержанной молчаливости князь Андрей казался теперь взволнованным. Он, видимо, не мог удержаться от высказывания тех мыслей, которые неожиданно приходили ему.
– Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, – и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. «Проиграли – ну так бежать!» – мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, бог знает что бы было. А завтра мы этого не скажем. Ты говоришь: наша позиция, левый фланг слаб, правый фланг растянут, – продолжал он, – все это вздор, ничего этого нет. А что нам предстоит завтра? Сто миллионов самых разнообразных случайностей, которые будут решаться мгновенно тем, что побежали или побегут они или наши, что убьют того, убьют другого; а то, что делается теперь, – все это забава. Дело в том, что те, с кем ты ездил по позиции, не только не содействуют общему ходу дел, но мешают ему. Они заняты только своими маленькими интересами.
– В такую минуту? – укоризненно сказал Пьер.
– В такую минуту, – повторил князь Андрей, – для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!
– Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная, – проговорил Тимохин. – Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку, пить: не такой день, говорят. – Все помолчали.
Офицеры поднялись. Князь Андрей вышел с ними за сарай, отдавая последние приказания адъютанту. Когда офицеры ушли, Пьер подошел к князю Андрею и только что хотел начать разговор, как по дороге недалеко от сарая застучали копыта трех лошадей, и, взглянув по этому направлению, князь Андрей узнал Вольцогена с Клаузевицем, сопутствуемых казаком. Они близко проехали, продолжая разговаривать, и Пьер с Андреем невольно услыхали следующие фразы:
– Der Krieg muss im Raum verlegt werden. Der Ansicht kann ich nicht genug Preis geben, [Война должна быть перенесена в пространство. Это воззрение я не могу достаточно восхвалить (нем.) ] – говорил один.
– O ja, – сказал другой голос, – da der Zweck ist nur den Feind zu schwachen, so kann man gewiss nicht den Verlust der Privatpersonen in Achtung nehmen. [О да, так как цель состоит в том, чтобы ослабить неприятеля, то нельзя принимать во внимание потери частных лиц (нем.) ]
– O ja, [О да (нем.) ] – подтвердил первый голос.
– Да, im Raum verlegen, [перенести в пространство (нем.) ] – повторил, злобно фыркая носом, князь Андрей, когда они проехали. – Im Raum то [В пространстве (нем.) ] у меня остался отец, и сын, и сестра в Лысых Горах. Ему это все равно. Вот оно то, что я тебе говорил, – эти господа немцы завтра не выиграют сражение, а только нагадят, сколько их сил будет, потому что в его немецкой голове только рассуждения, не стоящие выеденного яйца, а в сердце нет того, что одно только и нужно на завтра, – то, что есть в Тимохине. Они всю Европу отдали ему и приехали нас учить – славные учители! – опять взвизгнул его голос.
– Так вы думаете, что завтрашнее сражение будет выиграно? – сказал Пьер.
– Да, да, – рассеянно сказал князь Андрей. – Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, – начал он опять, – я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить. Ежели они враги мои, то не могут быть друзьями, как бы они там ни разговаривали в Тильзите.
– Да, да, – проговорил Пьер, блестящими глазами глядя на князя Андрея, – я совершенно, совершенно согласен с вами!
Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным. Он понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения. Все, что он видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти.
– Не брать пленных, – продолжал князь Андрей. – Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой. А то мы играли в войну – вот что скверно, мы великодушничаем и тому подобное. Это великодушничанье и чувствительность – вроде великодушия и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом. Нам толкуют о правах войны, о рыцарстве, о парламентерстве, щадить несчастных и так далее. Все вздор. Я видел в 1805 году рыцарство, парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации, да хуже всего – убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Кто дошел до этого так, как я, теми же страданиями…
Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут ли или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но тлаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять стал говорить:
– Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную смерть, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много люден (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, пискливым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да не надолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пера, поезжай в Горки, – вдруг сказал князь Андрей.

При строительстве самого грандиозного памятника античности, пирамиды Хеопса, был потрачен не один год и задействовано огромное количество рабов, многие из которых погибли на стройке. Так утверждали древние греки, среди них – и Геродот, один из первых историков, который детально описал это грандиозное сооружение.

А вот современные учёные не согласны с этим мнением и утверждают: работать на стройке желали многие свободные египтяне – когда заканчивались сельскохозяйственные работы, это была великолепная возможность подзаработать (здесь обеспечивали питанием, одеждой и жильём).

Для любого египтянина участвовать в возведении гробницы для своего правителя было долгом и делом чести, поскольку каждый из них надеялся, что его также коснётся частичка фараоновского бессмертия: считалось, что египетский правитель имел право не только на жизнь после смерти, но и мог взять с собой своих близких (обычно их хоронили в соседних с пирамидой гробницах).

Простым людям, правда, попасть в загробный мир суждено не было– исключение составляли разве что рабы и прислуги, которых хоронили вместе с правителем. Но право на надежду имел каждый – а потому, когда заканчивались работы по дому, на протяжении долгих лет египтяне устремлялись в Каир, к скалистому плато.

Пирамида Хеопса (или как его еще называли, Хуфу) находится возле Каира, на плато Гиза, с левой стороны Нила, и является самой большой из находящихся там гробниц. Усыпальница эта является самой высокой пирамидой нашей планеты, строилась не один год, имеет нестандартную планировку. Довольно интересный факт, что при вскрытии, тело правителя в ней обнаружено не было.

Вот уже на протяжении долгих лет будоражит умы исследователей и поклонников египетской культуры, которые задают себе вопрос: а в состоянии ли были прадавние люди возвести такое сооружение и не является ли пирамида делом рук представителей внеземных цивилизаций, которые возвели её лишь с одной им понятной целью?


То, что эта потрясающих размеров гробница практически сразу вошла в список античных семи чудес света, не удивляет никого: размеры пирамиды Хеопса поражают, и это, несмотря на то, что за прошедшие тысячелетия она стала меньше, а точные пропорции пирамиды Хеопса учёные определить не в состоянии, так как её края и поверхности были разобраны для своих нужд не одним поколением египтян:

  • Высота пирамиды составляет около 138 м (интересно, что в год, когда её построили, она была на одиннадцать метров выше);
  • Фундамент имеет квадратную форму, длина каждой стороны – около 230 метров;
  • Площадь фундамента – около 5,4 га (таким образом, на нём вполне поместятся пять самых крупных соборов нашей планеты);
  • Длина фундамента по периметру – 922 м.

Строительство пирамиды

Если раньше учёные считали, что строительство пирамиды Хеопса заняло у египтян приблизительно двадцать лет, в наше время египтологи, изучив записи жрецов более детально, и, учитывая параметры пирамиды, а также то, что Хеопс правил около пятидесяти лет, опровергли этот факт и пришли к выводу, что строили её не менее тридцати, а может, и целых сорок лет.


Несмотря на то что точная дата строительства этой грандиозной усыпальницы неизвестна, считается, что построили её по приказу фараона Хеопса, который правил предположительно с 2589 по 2566 год до н. э., а за строительные работы отвечал его племянник и визирь Хемион, использовавший новейшие технологии своего времени, над разгадкой которых многие учёные умы бьются вот уже на протяжении долгих столетий. К делу он подошёл со всей внимательностью и дотошностью.

Подготовка к строительству

На предварительных работах, занявших около десяти лет, было задействовано более 4 тыс. рабочих. Необходимо было найти место для строительства, грунт которого был бы достаточно прочным для того, чтобы выдержать конструкцию подобного масштаба – поэтому было принято решение остановиться на скалистой площадке недалеко от Каира.

Чтобы выровнять площадку, египтяне, используя камни и песок, соорудили водонепроницаемый вал квадратной формы. В вале они вырубили пересекающиеся под прямым углом каналы, и строительная площадка начала напоминать большую шахматную доску.

После этого в траншеи запустили воду, с помощью которых строители определили высоту уровня воды и сделали на боковых стенках каналов нужные насечки, после чего воду спустили. Все камни, оказавшиеся над уровнем воды, рабочие вырубили, после чего траншеи заложили камнями, получив, таким образом, фундамент гробницы.


Работы с камнем

Строительный материал для гробницы добывали в каменоломне, расположенной с другой стороны Нила. Чтобы получить глыбу необходимых размеров, камень вырубали со скалы и обтёсывали до нужных размеров – от 0,8 до 1,5 м. Хотя в среднем один каменный блок весил около 2,5 т, египтяне изготавливали и более тяжёлые экземпляры, например, самая тяжёлая глыба, которая была установлена над входом в «Комнату фараона», весила 35 т.

При помощи толстых веревок и рычагов строители закрепляли глыбу на деревянных полозьях и по настилу из брёвен тащили к Нилу, грузили на лодку и переправляли через реку. А дальше опять по брёвнам перетаскивали к месту строительства, после чего начинался наиболее тяжёлый этап: огромный блок нужно было затянуть на самую верхнюю площадку гробницы. Как именно это делали и какие технологии применяли – одна из загадок пирамиды Хеопса.

Одна из предложенных учёными версий подразумевает следующий вариант. По расположенному под углом кирпичного подъёма шириной в 20 м, лежащая на полозьях глыба с помощью канатов и рычагов затягивалась наверх, где её укладывали в чётко предназначенное для неё место. Чем выше становилась пирамида Хеопса, тем подъём оказывался всё более длинным и крутым, а верхняя площадка уменьшалась – поэтому поднимать глыбы было всё трудней и опасней.


Труднее всего рабочим пришлось, когда необходимо было установить «пирамидон» – самый верхний блок высотой в 9 метров (до наших дней не сохранился). Поскольку поднимать огромную глыбу нужно было почти по вертикальному подъёму, работа оказалась смертельно опасной, и на этом этапе работ погибло немало людей. В итоге пирамида Хеопса после окончания строительства насчитывала более 200 ведущих наверх ступеней и походила на громадную ступенчатую гору.

В общей сложности на то, чтобы построить корпус пирамиды, у древних египтян ушло не менее двадцати лет. Работы над «коробкой» закончены ещё не были – ещё предстояло заложить их камнями и сделать так, чтобы внешние части глыб стали более-менее гладкими. А на завершающем этапе египтяне полностью облицевали пирамиду с внешней стороны отполированными до блеска плитами из белого известняка – и она сверкала на солнце как огромный блестящий кристалл.

Плиты до наших дней на пирамиде не сохранились: жители Каира после того, как арабы разграбили их столицу (1168 год), использовали их при строительстве новых домов и храмов (некоторые из них можно увидеть на мечетях и в наши дни).


Рисунки на пирамиде

Интересный факт: корпус пирамиды с внешней стороны покрыт криволинейными бороздками разных размеров. Если смотреть на них под определенным углом, можно увидеть изображение мужчины высотой в 150 м (возможно, портрет одного из древних богов). Рисунок этот не один: на северной стене гробницы также можно различить мужчину и женщину со склонёнными друг к другу головами.

Учёные утверждают, что бороздки эти египтяне нанесли за несколько лет до того, как закончили возводить корпус пирамиды и установили верхний камень. Правда, открытым остаётся вопрос: зачем они это сделали, ведь плиты, которыми впоследствии была декорирована пирамида, скрыли эти портреты.

Как выглядела Великая пирамида изнутри

Детальное исследование пирамиды Хеопса показало, что вопреки распространенному мнению, внутри гробницы практически нет надписей или каких-либо других украшений, кроме небольшого портрета в коридоре, ведущего в Комнату Царицы.


Вход в гробницу расположен с северной стороны на высоте, превышающей пятнадцать метров. После захоронения он был закрыт гранитной пробкой, поэтому туристы внутрь попадают через пролом, находящийся метров на десять ниже – его вырубил халиф Багдада Абдуллах аль-Мамун (820 год нашей эры) – человек, который первым проник в усыпальницу с целью ограбить её. Попытка провалилась, поскольку кроме толстого слоя пыли здесь он ничего не нашёл.

Пирамида Хеопса является единственной пирамидой, где существуют коридоры как ведущие вниз, так и вверх. Главный коридор сначала идёт вниз, затем разветвляется на два туннеля – один ведёт вниз, в недостроенную похоронную камеру, второй – вверх, сначала в Большую галерею, из которой можно попасть в Комнату Царицы и в главную усыпальницу.

От центрального входа по туннелю, ведущему вниз (его длина составляет 105 метров), можно попасть в расположенную ниже уровня земли погребальную яму, высота которой составляет 14 м, ширина – 8,1 м, высота – 3,5 м. Внутри комнаты, возле южной стены египтологами был обнаружен колодец, глубина которого составляет около трёх метров (от него на юг тянется узкий туннель, ведущий в тупик).

Исследователи считают, что для склепа Хеопса сначала предназначалась именно эта комната, но затем фараон передумал, и решил построить для себя усыпальницу выше, поэтому это помещение осталось незавершенным.

К недостроенной похоронной комнате можно попасть также из Большой галереи – у самого её входа начинается узкая, практически вертикальная шахта высотой в 60 метров. Интересно, что посередине этого туннеля находится небольшой грот (скорее всего, природного происхождения, поскольку расположен в месте соприкосновения каменной кладки пирамиды и небольшого горба известкового плата), в котором смогло бы поместиться несколько человек.

Согласно одной из гипотез, архитекторы брали в расчёт этот грот ещё при проектировании пирамиды и изначально предназначали его для эвакуации строителей или жрецов, которые заканчивали церемонию «запечатывания» центрального прохода, ведущего к усыпальнице фараона.

Пирамида Хеопса имеет ещё одну загадочную комнату с непонятным предназначением – «Палата Царицы» (как и самое нижнее помещение, комната эта не достроена, о чём свидетельствует пол, на котором начали было выкладывать плитку, но до конца работы не сделали).

В это помещение можно попасть, сначала спустившись по коридору вниз на 18 метров от главного входа, а затем поднявшись по длинному туннелю (40 м) вверх. Комната эта наименьшая из всех, расположена в самом центре пирамиды, имеет практически квадратную форму (5,73 х 5,23 м, высота – 6,22 м), а в одну из её стен вмонтирована ниша.

Несмотря на то что вторую погребальную яму называют «комнатой царицы», название - это ошибочно, поскольку жён египетских правителей всегда хоронили в отдельно стоящих маленьких пирамидах (возле гробницы фараона находятся три таких усыпальницы).

Раньше в «Палату Царицы» попасть было непросто, поскольку в самом начале коридора, который вёл в Большую галерею, были установлены три гранитных блока, замаскированных известняком – поэтому раньше считалось, что этой комнаты не существует. Аль-Мамуну догадался о его наличии и, будучи не в состоянии убрать глыбы, выдолбил проход в более мягком известняке (ход этот эксплуатируется и до сих пор).

На каком этапе строительства были установлены пробки, точно не известно, а потому существует несколько гипотез. Согласно одной из них, их монтировали ещё до похорон, во время строительных работ. Другая утверждает, что раньше на этом месте их вовсе не было, и они появились здесь после землетрясения, скатившись из Большой галереи, где были установлены после похорон правителя.


Ещё одна тайна пирамиды Хеопса состоит в том, что именно там, где расположены пробки, находится не два, как в других пирамидах, а три туннеля – третий представляет собой вертикальный лаз (правда, куда он ведёт, не знает никто, поскольку гранитные глыбы с места пока ещё никто не сдвинул).

В усыпальницу фараона можно попасть по Большой галерее, длина которой составляет почти 50 метров. Она является продолжением идущего вверх коридора от главного входа. Её высота составляет 8,5 метров, при этом стены вверху немного сужаются. Перед усыпальницей египетского правителя расположена «прихожая» – так называемая Предкамера.

Из Предкамеры лаз ведёт в «Камеру фараона», сооружённую из монолитных полированных гранитных блоков, в которой находится пустой саркофаг, сделанный из красного куска асуанского гранита. (интересный факт: никаких следов и доказательств того, что именно здесь было захоронение, учёные пока не нашли).

Судя по всему, внесён саркофаг сюда был ещё до начала строительства, поскольку его размеры не позволяли разместить тут после окончания строительных работ. Длина усыпальницы составляет 10,5 м, ширина – 5,4 м, высота – 5,8 м.


Самой большой загадкой пирамиды Хеопса (а также её особенностью) являются её шахты шириной в 20 см, которые учёные прозвали вентиляционными каналами. Они начинаются внутри двух верхних комнат, сначала идут горизонтально, а затем под наклоном выходят наружу.

Тогда как эти каналы в комнате фараона сквозные, в «Покоях Царицы» они начинаются лишь на расстоянии 13 см от стены и на такое же расстояние не доходят до поверхности (при этом наверху они закрыты камнями с медными ручками, так называемыми «дверками Гантербринка»).

Несмотря на то что некоторые исследователи предполагают, что это были вентиляционные каналы (например, предназначены были для того, чтобы рабочие не задохнулись во время работ из-за отсутствия кислорода), большинство египтологов всё же склоняются к мысли о том, что эти узкие каналы имели религиозное значение и сумели доказать, что их построили, учитывая расположение астрономических тел. Наличие каналов вполне может быть связано с верой египтян про богов и души мёртвых, которые живут на звёздном небе.

У подножья Великой пирамиды расположено несколько подземных сооружений – в одном из них археологами (1954 год) был найден самый старый корабль нашей планеты: разобранная на 1224 частей деревянная ладья из кедра, общая длина которой в собранном состоянии составляла 43,6 метров (судя по всему, именно на ней фараон должен был отправиться в Царство мертвых).

Хеопса ли эта гробница

В последние несколько лет египтологи всё чаще подвергают сомнению тот факт, что эта пирамида в действительности предназначалась для Хеопса. Об этом говорит то, что в погребальной камере нет абсолютно никаких украшений.

Мумия фараона в гробнице обнаружена не была, а сам саркофаг, в котором она должна была находиться, строители до конца не доделали: обтёсан он довольно грубо, а крышка вовсе отсутствует. Эти интересные факты дают возможность поклонникам теорий инопланетного происхождения этого грандиозного сооружения утверждать, что строили пирамиду представители внеземных цивилизаций, использовавшие при этом неизвестные науке технологии и с непонятной для нас целью.

Пирамида Хеопса краткое сообщение расскажет Вам много полезной информации о единственном чуде света, которое сохранилосьдо наших дней.

Сообщение о пирамиде Хеопса

Сколько лет пирамиде Хеопса?

Самая большая пирамида египетского комплекса – Гиза является настоящим воплощениемцарских амбиций. Ее автором был визирь и племянник фараона Хемион, который по совместительству был еще и архитектором. Сооружение построено в 2540 году до н.э. А строительство началось намного ранее, около 2560 года до н.э.

Чтобы возвести в Гизе Великую пирамиду понадобилось доставить больше 2 млн. огромных камней. Вес блоков доходил до десятков тонн. Глыбы из гранита доставлялись из карьера, находящегося в 1000 км от строительства. Место постройки также выбрано не зря. Дабы Хеопса, имея вес в 6,4 млн тонн, не усела под собственной тяжестью, было решено строить ее на скалистой прочной почве в Гизе. Ученые со всего мира до сих пор не могут понять, каким образом переносились камни, и как строилась пирамида Хеопса.

Как строили пирамиду Хеопса?

В наше время технология строительства пирамид вызывает неоднозначные споры. Чтобы получить каменный блок вначале в скале намечали будущую форму. Потом выдалбливали небольшие канавы ивставляли в них сухое дерево. Дерево обливали водой, пока оно не расширилось и не образовало в скале трещину. Только так можно было отделить блок. Дальше его обрабатывали инструментами до нужной формы и по реке отправляли на стройку.

Чтобы поднять блок наверх древние египтяне использовали пологие насыпи. По ним деревянными санями мегалит затаскивался на нужную высоту. После постройки пирамиды занимались внутренним убранством: росписью стен, наполнением царской усыпальницы и так далее. Примечательно, что изначально пирамида Хеопса была полностью покрыта ровным белым облицовочным материалом, который доставляли с другого берега Нила.

Описание пирамиды Хеопса

Пирамида Хеопса имеет форму правильной четырехугольной пирамиды. Основание постройки занимает площадь 53 тыс. м 2 . Длина основания составляет 230 м, бокового ребра 230 м, площадь боковой поверхности 85,5 тыс. м 2 . Изначальная высота пирамиды Хеопса 147 м (как 50-тиэтажный дом), а сегодня она составляет 138 м.За тысячи лет землетрясения обрушили каменный верх сооружения. Гладкий облицовочный камень внешних стен осыпался.

Вход в пирамиду расположен с северной стороны. Вначале он находился на высоте 16 м, заделанный гранитной пробкой. Современные туристы попадают вглубь помещения через огромный пролом на 10 м ниже, который был оставленный арабами в 1820 году (халиф Абдуллах аль-Мамун пытался найти сокровища).

Внутри Хеопсы находятся 3 усыпальницы , одна над другой. В основании скалы находится самая нижняя, подземная палата. Над ней расположились погребальные камеры царицы и фараона. К ним ведет Большая галерея, поднимающаяся вверх. Пирамида обустроена сложной системой шахт и коридоров, план которых до конца еще не изучен. В ней много потайных дверей и других особенностей конструкции.

  • Считается, что великая пирамида служила астрономической обсерваторией для древних египтян. Ее вентиляционные каналы и коридоры точно указывают на такие звезды, как Тубан, Сириус и Альнитак.
  • В Египте официально празднуется дата начала строительства пирамиды Хеопса23 августа 2480 года до н. э.
  • Верх пирамида ранее венчал позолоченный камень пирамидальной формы.
  • Близ пирамиды археологи нашли ямы с древнеегипетскими лодками из кедра, сделанные без использования креплений и гвоздей. Ее разобрали на 1224 части для лучшей транспортировки. Реставратор Ахмед Юссуф Мустафа целых 14 лет собирал ее обратно.

Надеемся, чтопирамида Хеопса доклад помог Вам узнать много полезной информации об этом древнеегипетском сооружении. А краткий рассказ о пирамиде Хеопса Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Еще в древние времена сами египтяне именовали фараона Хеопса Хнум-Хуфу. Сам же правитель называл себя «вторым солнцем». Европейцы узнали о нем благодаря Геродоту. Античный историк посвятил несколько рассказов жизни Вся его работа называется «История». Именно Геродот утвердил греческое прочтение имени фараона - Хеопс. Ученый считал, что правитель слыл тираном и деспотом. Но существует ряд прижизненных источников, которые говорят о Хеопсе, как о дальновидном и мудром правителе.

Расцвет Древнего Египта

Дата правления фараона Хеопса - предположительно 2589—2566 до н. э. или 2551—2528 до н. э. Он являлся вторым представителем четвертой царской династии. Время правления фараона Хеопса - это период расцвета страны. К этому времени Нижний и Верхний Египет уже объединились в одно сильное государство. Царь считался живым богом. Именно поэтому его власть представлялась абсолютно безграничной. Могущество египетских фараонов напрямую влияло и на развитие хозяйства. Экономический подъем способствовал прогрессу политической и культурной жизни.

Несмотря на это, сведений о фараоне не так много. Основными источниками являются труды античного историка Геродота. Однако эта работа основана, скорее всего, на легендах, а не на исторических фактах. И поэтому это произведение, по сути, не имеет ничего общего с реальностью. Тем не менее, несколько источников о жизни Хеопса довольно достоверны.

Фото фараона Хеопса, к сожалению, никак не могли сохраниться. В статье вы имеете возможность увидеть изображения его усыпальницы и скульптурных творений.

Деятельность правителя

Правление фараона Хеопса длилось больше двух десятилетий. Он считался вторым солнцем и обладал довольно суровым характером. У него было несколько жен и, соответственно, много детей.

Также он был известен тем, что во время его правления постоянно строились новые города и поселения на берегах Нила. Так, фараон основал известную крепость в Бухене.

Кроме того, появилось множество религиозных объектов, среди которых, конечно же, пирамида Хеопса. Но к этому вопросу мы вернемся немного чуть позже.

Между прочим, по словам Геродота, правитель закрывал храмы. Он экономил, и все ресурсы шли на строительство его пирамиды. Однако, судя по египетским источникам, фараон с завидной щедростью жертвовал на религиозные объекты и был все-таки активным храмовым строителем. На многих древних рисунках фараона изображали именно как создателя селений и городов.

Как государственный деятель, фараон Хеопс периодически был вынужден отправлять свою армию на Синайский полуостров. Его цель - уничтожение кочевых племен, которые грабили местных торговцев.

Также на этой территории правитель пытался контролировать месторождения меди и бирюзы. Именно он первым начал разрабатывать залежи алебастра, которые находятся в Хатнубе.

На юге страны фараон тщательно следил за добычей асуанского розового гранита, который шел на строительство.

Архитектор усыпальницы

В истории имя этого правителя в первую очередь связано с его пирамидой. Она признана одним из семи чудес света. Гробница находится в Гизе. Это рядом с современным Каиром.

Стоит отметить, что Хеопс вовсе не был первым фараоном, для которого возвели пирамиду. Родоначальником таких строительств был все-таки правитель Джосер. Хнум-Хуфу возвел же самую большую гробницу.

Пирамида фараона Хеопса была построена около года 2540 до н. э. Руководителем строительных работ и архитектором был один из родственников правителя. Его звали Хемиун. Он служил визирем. Известен и другой египетский чиновник, который участвовал в процессе возведения пирамиды - Меррер. Он вел дневниковые записи, с помощью которых современные ученые узнали, что этот деятель нередко приезжал в один из известняковых карьеров. Именно там производили блоки для строительства усыпальницы.

Ход строительства

Подготовительные работы шли несколько лет, так как рабочим в первую очередь пришлось построить дорогу. По ней перетаскивали материал для сооружения. Строительство пирамиды длилось почти два десятилетия. По некоторым источникам, в процесс возведения были вовлечены порядка сто тысяч рабочих. Но одновременно строить объект могли только 8 000 человек. Каждые 3 месяца рабочие сменяли друг друга.

Крестьяне также принимали участие в возведении монументального сооружения. Правда, они могли заниматься этим только тогда, когда разливался Нил. В этот период все земледельческие работы сворачивались.

Египтянам, которые строили пирамиду, давали не только еду и одежду, но и жалование.

Внешний вид гробницы

Изначально высота усыпальницы составляла почти 147 метров. Однако из-за ряда землетрясений и наступления песков несколько блоков рухнули. Таким образом, на сегодняшний день высота пирамиды - 137,5 м. Длина одной стороны гробницы - 230 м.

Усыпальница сложена из 2,3 миллиона каменных блоков. При этом никакого связующего раствора не было предусмотрено вообще. Вес каждого блока варьируется от 2,5 до 15 тонн.

Внутри гробницы расположены погребальные камеры. Одну из них именуют «камерой царицы». При этом представительницы слабого пола традиционно погребали в отдельных маленьких усыпальницах. Во всяком случае, у подножия пирамиды находятся гробницы женщин Хеопса и знати.

Солнечные ладьи

Около усыпальницы археологи обнаружили так называемые «солнечные ладьи» - это церемониальные лодки. По легенде, на них правитель совершает свое плавание в загробный мир.

В 1954 году ученые нашли первое судно. В качестве материала был использован Строительство обходилось без гвоздей вообще. Длина сооружения - почти 40 м, а ширина - 6 м.

Что удивительно, исследователи смогли выявить, что на лодке есть следы ила. Быть может, при жизни правитель передвигался по ней по Нилу и прибрежным водам Средиземноморья. На ладье были найдены рулевые и гребные весла, а на палубе были размещены надстройки с каютами.

Второе судно Хеопса было обнаружено относительно недавно. Оно находилось в тайнике пирамиды.

Пустой саркофаг

Однако тело легендарного фараона было не найдено. В девятом столетии один из халифов смог проникнуть в гробницу. Он был удивлен, что следов разграбления и взлома не наблюдалось. Но мумии Хеопса не было, вместо нее остался лишь пустой саркофаг.

При этом сооружение осмысливалось именно как усыпальница. Возможно, древние египтяне специально возвели ложную гробницу, чтобы обмануть потенциальных грабителей. Дело в том, что в свое время было ограблено захоронение матери Хеопса, и ее мумия была украдена. Воры забрали тело, чтобы потом в спокойной обстановке снять украшения.

Сперва о пропаже мумии Хеопсу не сообщили. Поведали ему только о факте разграбления. После этого фараон был вынужден распорядиться перезахоронить тело ее матери, но на самом деле пришлось провести обряд с пустым саркофагом.

Бытует версия о том, что мумия правителя похоронена в другой, скромной усыпальнице. А сама пирамида являлась посмертным обиталищем духа могущественного царя.

Потомки фараона

Когда фараона Хеопса (годы правления - 2589—2566 до н. э. или 2551—2528 до н. э.) не стало, правителем государства стал сын великого правителя. Его звали Джедефра. Фактов о его правлении очень мало. Известно, что он царствовал всего лишь восемь лет. За это время ему удалось построить вторую по высоте гробницу на этой территории. К сожалению, еще в те стародавние времена пирамида Джедефра также была не только разграблена, но и частично разрушена.

Кроме того, ряд историков считает, что именно этот отпрыск Хеопса в свое время смог построить Великого Сфинкса. Это изваяние было возведено в память об отце. Египтологи полагают, что тело мифического существа выполнили из цельного известняка. При этом его голова была сделана позже. Заметим, многие ученые утверждают, что лицо Сфинкса внешне очень напоминает облик Хеопса.

Последующие правители династии также продолжали возводить пирамиды. А вот последний царь четвертой династии по имени Шепескаф монументальных гробниц уже не строил, так как расцвет Древнего Египта сошел на нет. Государство оказалось в состоянии упадка. Потомки Хеопса уже не позволяли себе расходовать ресурсы на колоссальные сооружения. Таким образом, время великих пирамид осталось в далеком прошлом. Но великая усыпальница Хеопса, которая считается одним из сохранилась и поныне.


Пирамида – это часть ритуально-погребального комплекса земного владыки: фараона. Поэтому при всех отличиях у всех пирамид помимо общей формы есть и общее внутреннее устройство, которое обусловлено обязательным наличием зала, в котором был установлен саркофаг фараона и ходы, ведущие к нему. Посмотрим, как устроены египетские пирамиды внутри на примере усыпальницы Хеопса - высочайшего каменного сооружения в мире.

Единственный вход, который был предусмотрен древними строителями, находится на северной стороне пирамидного сооружения на высоте 12 метров от земли. Когда-то это вход скрывали плиты обшивки, но уже в конце XVIII века первые европейские ученые, исследовавшие это чудо света – французы, увидели его открытым, поскольку уже к этому времени люди и время лишили древнее сооружение облицовочных плит.

Внутрь пирамиды Хеопса ведет ход-коридор, имеющий почти квадратное сечение. Угол наклона коридора, судя по всему, не был выбран произвольно - он совпадает с углом, под которым древние египтяне могли наблюдать Полярную звезду. Поэтому первым исследователям пришлось столкнуться с определенными трудностями - тогда здесь не было перил, которые сделаны сейчас для удобства туристов, а ноги скользили по каменным отполированным плитам пола. Да и с вентиляцией тогда было несравнимо хуже чем в наши дни (хотя и ныне она далека до идеала). Коридор иногда сужался до такой степени, что приходилось ползти на корточках. Сейчас, опять же для блага туристов, все «подправлено».

Пирамида Хеопса внутри


В отличие от большинства других подобных сооружений Египта, у которых имеется одна погребальная камера, у самого знаменитого пирамидного коллоса их целых три. Одна из них – подземная - находится ниже основания сооружения, вырезана непосредственно в естественном фундаменте. Однако эта камера не была полностью закончена. Видимо, планы строителей поменялись, и две остальные камеры находятся уже непосредственно в надземном каменном теле гигантского строения. Долгое время ученые объясняли это тем, что фараон хотел, чтобы гробница была готова для возможной погребальной церемонии на любой стадии строительства. И когда строители приступили к строительству следующей камеры, расположенной выше, необходимость в подземной камере отпала.

Эта теория не объясняет, почему у всех остальных подобных сооружений погребальная камера находится ниже линии основания. Только пирамиды фараонов Снофру и Хеопса имеют внутри погребальные камеры выше основания в толще каменной кладки. Значительное число современных египтологов полагают, что такое расположение камер в усыпальнице Хеопса было связано с определенными религиозными взглядами древних жителей Египта. Коротко, эта теория выглядит следующим образом. Есть факты, которые позволяют сделать вывод, что Хеопс начал почитаться как бог Ра еще при жизни.

Пирамида этого фараона называется «Горизонтом Хуфу», что означало, что он, как и сам бог Ра, поднимается каждый день на горизонт. Сыновья и преемники Хеопса – Джедефра и Хефрен стали первыми фараонами, в титулах которых содержится эпитет – «сын Ра». То есть Хуфу был идентифицирован с Ра, поэтому и его погребальная камера должна располагаться выше земли и ближе к небу – там, где и видно настоящее солнце. Правда, надо отметить, что в отношении фараона Снофру пока не найдено каких-либо фактов, которые позволили бы интерпретировать расположение его погребальной камеры подобным образом.

Но вернемся вновь к тому, что представляет собой пирамида Хеопса внутри . От коридора, ведущего вниз в подземную камеру, приблизительно на уровне земли начинается ход, ведущий вверх. Из него можно попасть в маленькую галерею, а потом в небольшую камеру, получившей название - палата королевы. Одна из подземных "развязок" Если же не поворачивать в сторону комнаты королевы, а пойти дальше, то начнется Большая галерея, имеющая длину 47, а высоту – 8,5 метров. Эта великолепная галерея представляет собой уникальное архитектурное сооружение. Древние мастера таким образом уложили известняковые плиты ложного свода, чтобы каждый последующий слой перекрывал предыдущий на 5-6 см. Плиты известняка, обрамляющие стены, отполированы до блеска и притесаны друг к другу с потрясающей точностью – в местах стыков не прошло бы и лезвие тонкого ножа. На полу выбиты зарубки, которые позволяют передвигаться без необходимости держаться за гладкие стены.

После Большой галереи расположена небольшая комнатка-шлюз, ведущая в комнату, получившую название - палата короля. Ее размеры таковы:

  • длина - 10,5 м;
  • ширина – 5,2 м;
  • высота – 5,8 метра.

Облицовка камеры сделана из плит розового гранита. Над потолком возведены пять разгрузочных камер, верхняя из которых имеет двускатную кровлю, сделанную из гигантских гранитных блоков. Они берут на себя огромную тяжесть каменной массы, не позволяя ей раздавить погребальную камеру фараона. Также следует отметить, что камера фараона точно сориентирована по сторонам света.

У западной стены (загробный мир у египтян начинался на западе) расположен массивный саркофаг, вырезанный из монолитной глыбы розового гранита. Крышка у саркофага отсутствует. Также не было обнаружено и следов мумии фараона. То есть нет доказательств, что пирамида Хеопса когда-либо использовалась для фактических похорон. Однако никакое другое место захоронения фараона Хеопса пока не обнаружено, как не найдена и его мумия. Тем не менее, ученые-египтологи имеют достаточно оснований для того, чтобы говорить о том, что пирамиды – часть ритуально-погребального комплекса, а не что-либо другое.

Когда первые европейские исследователи обнаружили саркофаг фараона в конце XVIII века, они еще не знали точно, для кого была возведена эта, как они думали, гробница, как звали древнего властителя Египта. Только позже над погребальной камерой были обнаружены несколько ероглифов , обведённых овальной рамкой. Справедливости ради, следует отметить, что часть египтологов считает эту надпись значительно более поздней подделкой и для этого есть определенные основания. Надпись смогли прочесть благодаря научным открытиям Шампольона , который к тому времени уже расшифровал язык древних египтян. Оказалось, это было имя фараона, по приказу которого было построено это главное и первое чудо света. Фараона звали Хуфу (греки называли его Хеопсом), а правил он согласно современным научным представлениям в XXVIII-XXVII вв. до н.э, то есть около 4700 лет тому назад.

Загадка таинственных каналов

Говоря об устройстве пирамиды Хеопса, нельзя не сказать о том, что и палата королевы, и палата короля снабжены идущими вверх в северном и южном направлении наклонными шахтами-каналами квадратного сечения размером в среднем 20x20 cм. Еще недавно полагали, что они служили вентиляционными каналами. Однако, если два хода, отходящих от погребальной камеры фараона проходят через тело сооружения и выходят наружу, то два хода от камеры королевы не могут быть вентканалами – они заканчиваются в самой кладке далеко от внешних поверхностей стен (см. схему вверху).

Начиная с 1993 года, предпринимаются попытки с использованием различных технических устройств понять, для какой цели они были предназначены. Немецкие инженеры спроектировали специального робота, способного ползти по таким узким шахтам. Но и в южной шахте и в северной робот уткнулся в преграду, представляющую собой некую плиту с двумя выступами (ручками?), похожими на металлические (медные?). Была предпринята попытка просверлить одну из перегородок, но видеокамера, которую робот выдвинул в просверленное отверстие, показала, что небольшое пространство за плитой вновь заканчивается новой каменной перегородкой.

Исследования было решено продолжить, подготовив новое техническое оснащение, но события в Египте, которые произошли в начале 2011 года, откладывают их на неопределенный срок.

В свете новых данных получила распространение научная гипотеза о том, что эти шахты выполняли некие ритуальные задачи, связанные с религиозными представлениями древних. Есть и более простая гипотеза о том, что первоначально это на самом деле были вентиляционные ходы. Но поскольку сооружение поднималась все выше и выше, было принято решение построить третью погребальную камеру – палату короля. А ходы, ведущие из палаты королевы, строители перекрыли за ненадобностью. Эту гипотезу подтверждает косвенно и то, что входы в шахты со стороны самой палаты королевы были замурованы и были найдены только после ее тщательного обследования.

Внутреннее устройство пирамиды Хеопса с инженерно-строительной точки зрения самое сложное из всех подобных сооружений Древнего Египта. Все остальные египетские пирамиды внутри выглядят примерно так же, как и великое пирамидальное сооружение Хеопса, но в целом внутри пирамиды других фараонов имеют более простое устройство, за исключением гробницы фараона Джосера в Саккаре , имеющей разветвленную систему подземных ходов и помещений в своем основании.


Также интересно будет посмотреть.