Статьи

Традиционные японские дома

Главная › Полезная информация › Стили и кухни › Японский стиль

Традиционный японский дом

Начнем свою экскурсию по японскому стилю с традиционного японского дома. Во многих статьях по японскому дому упоминается Минка (minka), что дословно переводится дом людей.

Минка – это жильё крестьян, ремесленников, торговцев, но не самураев. Минка можно разделить на два типа: деревенские дома (noka) и городские дома (machiya). В свою очередь, в деревенских домах можно выделить отдельный тип рыбацких традиционных японских домов под названием гёка (gyoka).

Минка строились из дешёвых и доступных материалов. Каркас дома делался из дерева, внешние стены из бамбука и глины, а внутренних стен не было, вместо них перегородки или ширмы фусума. Из травы и соломы изготавливали кровлю дома, циновки и маты татами. Редко кровля покрывалась черепицей из обожженной глины, камень применяли для укрепления фундамента дома.

Рис. 1. Вот из такого, так сказать месива, делались стены традиционных японских домов

Внутри минка две секции, в первой секции был земляной пол (эта часть называлась doma), вторая поднималась выше уровня дома на 50 см и покрывалась татами. В «белой» части дома было выделено четыре комнаты. Две комнаты жилые, включая ту, где находился очаг. Третья комната спальня, четвертая для гостей. Туалет и ванна находились вне основной части дома.

Секция Doma использовалась для приготовления пищи и в ней устанавливали глиняную печь камадо (Kamado), деревянный умывальник, бочки для еды, кувшины для воды. В принципе doma – это бабушка кухни в японском стиле, вряд ли вы такую кухню захотите повторить у себя.

Рис. 2. Печь камадо в японском доме

Рис. 3. Традиционная японская кухня

Японская керамика

Без японской керамики не обойтись при оформлении интерьера. Керамика из Японии многообразна и связано это с особым пристрастием японцев к керамическим изделиям, читать статью.

Вход в главное здание закрывала большая дверь одо (odo), в полу делался встроенный очаг ирори (irori). Дым от очага уходил вверх под крышу дома, иногда через небольшое вентиляционное отверстие, дымохода не было. Очаг ирори часто являлся единственным способом освещения в доме в темное время.

Традиционный стиль Sukiya-дзукури Государственных жилищное здание обеспечивается правительством Токио Дом с старым стилем соломенной крышей возле горы Mitake , Токио

Жилье в Японии включает в себя современные и традиционные стили. Две модели резиденций преобладают в современной Японии : односемейных отдельно стоящий дом и мостовидных здание, либо в собственности физического лица или корпорации и арендованы квартиры жильцам, или в собственности жильцов. Дополнительные виды жилья, особенно для неженатых людей, включают пансионаты (которые пользуются популярностью среди студентов), общие (общие в компаниях), и барак (для членов Японских сил самообороны , полиции и других государственных служащие).

Необычная особенность японского жилья является то , что дома , как предполагается, имеют ограниченный срок службы, и , как правило , снесены и перестроены после нескольких десятилетий, как правило , двадцать лет для деревянных зданий и тридцать лет для бетонных зданий — см правил для деталей.

Японский стиль

Конечно, время и технический прогресс изменили жизненный уклад и устройство жилища в Японии. Классические в полном понимании этого слова японские дома сейчас остались лишь в сельской местности. Но каждый японец старается сохранить в своем жилище дух национальных традиций. Практически в любой японской квартире, даже в самом современном и «европейском” многоквартирном доме, есть хотя бы одна комната в традиционном стиле. И это не дань моде, а нечто естественное и логичное, без чего японец не может представить свой дом.

Стиль минимализма преобладает и в европеизированном японском жилье – он как нельзя лучше соответствует условиям дефицита и дороговизны квадратных метров, перегруженной стрессами жизни мегаполисов. Отношение к своему пространству, к жилой территории в перенаселенной Японии трепетное, ведь из семи тысяч островов под японским флагом лишь 25% земли пригодно для проживания.

Японский дизайн интерьеров за многие века не утратил актуальности, и это подтверждается его популярностью во всем мире. Из Японии пришла мода на перепланировки квартир с расширением зоны отдыха за счет сноса ненужных стен и дверей, тенденция условного разделения пространства ширмами, этажерками, рисунком пола или рельефом потолка.

После эры ДСП, пластика и ядовитых красителей мир вернулся к целебным свойствам дышащего дерева, теплу натуральных мате риалов и естественным цветам – к тому, от чего никогда не уходили японские традиции обустройства дома. Главное в японском интерьере (как классическом, так и в современном) – это компактность, удобство и экологическая чистота. Передвижные стены, строгий декор, загадочные икебаны – во всем этом есть непостижимое для современного потребительского сознания стремление сделать простое многофункциональным и при этом еще более простым. Эдакий минимализм материального мира, оставляющий пространство для созерцания, размышления, любования духовным.

По большому счету, для японца не существует деления его существования на внутренний и внешний мир. Есть единое целое, неделимое ни стенами, ни понятиями. Дом для японца – часть природы, ее продолжение, поэтому он должен иметь схожую с природой энергетику и ауру. И это обеспечит естественную гармонию жизни его обитателей.

Конструктивные особенности

Визуально крыша в японском стиле напоминают фахверковые или так называемые голландские, но некоторые находят в них отголоски традиционного русской зодчества. Хотя на территории России восточные кровельные конструкции со слегка загнутыми вверх краями, состоящие из нескольких ярусов, стали популярны в первую очередь из-за экзотичного, оригинального внешнего вида, в Японии они являются очень практичным, функциональным решением. Они конструировались с учетом влажного климата этой страны и высокой сейсмической активности. Устройство японской крыши имеет следующие особенности:

  • Отсутствие традиционной стропильной системы. Так как в Японии достаточно часто случаются землетрясения, поэтому классическая стропильная система, опирающаяся на несущие стены дома, для этой местности не подходит. Вместо нее используется независимый каркас, стойки которого устанавливаются прямо в землю, за счет чего подземные толчки не разрушают его.
  • Маленький вес. Из-за того, что время землетрясений кровля может обвалиться, японцам приходилось использовать легкие конструкции и кровельные материалы, чтобы избежать травм. Чаще всего дома перекрывали с помощью соломы, тростника, камыша или дерева.
  • Многоярусность. Традиционная японская кровля состоит из нескольких ярусов, такая конструкция помогает справиться с большим количеством осадков, характерным для этой местности во время сезонов дождей.

Обратите внимание! Большинство крыш в японском стиле, которые строятся в ней стране, являются имитацией. То есть они имеют обычный стропильный каркас и покрываются современными кровельными материалами.

Традиционный японский дом

Японская крыша

Дом в японском стиле

Разновидности

Конструкция японской кровли имеет 3 основные особенности: загнутые вверх края, несколько ярусов и специфическую конструкцию стропильного каркаса. Еще одной особенностью японского стиля в архитектуре является преимущественное использование натурального материала. Древесина, солома и тростник – природное, растительное сырье, которое не оказывает негативного влияния на здоровье человека и окружающую среду. Различают следующие разновидности японских крыш:

  1. Остроконечные двухскатные, покрытые дранкой или деревянными плитками.
  2. Четырёхскатные, перекрытые соломой или тростником.
  3. Крыши с несколькими фронтонами, сложной формой и кровельным покрытием из растительного сырья.

Учтите, что часто японские крыши имеют двухслойное покрытие. Из-за порывистого ветра солома, используемая для перекрытия, может разлетаться, поэтому поверх нее укладывают керамическую черепицу с s-образным профилем. Иногда даже черепицу укладывали на раствор, который надежно сцепляет слои кровельного пирога.

Отличия от китайской крыши

Часто люди путают китайские и японские крыши из-за визуального сходства, но в их конструкции есть существенные отличия. Буддизм, пришедший из Китая в Японию, оказал существенное влияние на традиционную архитектуру. Однако, отличить их все-таки можно по следующим признакам:

  • Чаще всего японские крыши перекрывают с помощью легкой соломой, обладающей высокой изоляционной способностью. Китайская кровля традиционно имеет черепичное покрытие с сигмообразным профилем.
  • В отличие от китайской кровли, японская лишена богатого убранства. Она выглядит очень просто, неброско. Кровля в китайском стиле напротив очень яркая, украшена декоративными фигурами, за счет этого она становится тяжелее. Большой вес конструкции создает опасность для людей во время землетрясений.
  • У японской крыши обычно прямые скаты без загнутых вверх краев, в отличие от китайской.

Интересно! Традиционная японская кровля имеет прямые скаты, а загнутые вверх края – это последствие китайского влияния, которое пришло в страну восходящего солнца вместе с буддизмом. Однако, даже по внешнему виду можно легко отличить крышу в японском стиле, так как она намного лаконичнее и проще.

Беседка с крышей в японском стиле

Кровля в китайском стиле с декоративными фигурами в виде драгонов

Как устроен традиционный дом в Японии

Классическое жилье японских простолюдинов носит название Минка. В таких строениях жили ремесленники, рыбаки, торговцы, другими словами, все те слои населения, которые не относились к самураям и знати.

Минка можно разделить на несколько видов:

  • матия: где жили горожане;
  • нока: проживали крестьяне;
  • гёка: рыбацкие строения;
  • гассё-дзукури: минк в труднодоступных горных районах с крутыми и массивными соломенными крышами, хижина шелкопрядов.

Несколько любопытных фактов

  • В Японии нет такого понятия, как центральное отопление. На пути борьбы с холодом в ход идут электроодеяла, обогреватели, ванны, котацу.
  • Японцы спят не на кроватях, а на матрасах – котацу, отличающихся такой компактностью, что запросто могут поместиться в шкафу.
  • На кухне японок много разной посуды и техники – от посудомоечных машин и хлебопечек до рисоварки и электрогриля.
  • Перед входом в туалет нужно надевать обувь, предназначенную именно для этого помещения.
  • Лучшее описание японского стиля в дизайне интерьера – минимализм, гармония, чистота и асимметрия.

Мы узнали, что традиционные жилища японцев называются минка. Здесь раньше жили обычные люди, а в некоторых районах подобные дома сохранились до сих пор.

Большую часть времени члены семьи проводят на полу, поэтому главная задача – с минимумом мебели и декора создать комфортное пространство, наполненное теплом и гармонией. За несколько веков условия жизни и бытовые привычки людей в Стране восходящего солнца изменились несильно, что делает их дома уникальными в своем роде.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам было интересно узнать, как жили японцы тогда и как они живут сейчас, и вы нашли ответы на многие свои вопросы. Если статья понравилась вам, не забудьте поделиться ссылкой на нее с друзьями в социальных сетях!

Пусть гармония и уют не покидают ваш дом. Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, и будем искать истину вместе!

Дом самурая

Дом самурая был обнесен стеной с воротами, чем больше они были по размеру и лучше украшены, тем выше был статус самурая. Основа конструкции дома опорные столбы, дом прямоугольный в плане, а сам он приподнят на сваях на 60-70 см от земли, что предохраняло его от сырости и плесени.

Рис. 4. Резиденция самураев

Рис. 5. Дом самурая Nomura, Kanazawa

Рис. 6. Фото современного дома в японской стилистике. Дом современного самурая

Рис. 7. Современный дом с элементами архитектуры в японском стиле

Дом визуально напоминает щитовой каркасный дом, но только частично разбираемый в зависимости от сезона года. Наружные стены, которые обращены к улице, зафиксированы и неподвижные, а стена, выходящая в дворик, делалась раздвижной. Называлась эта стена амадо (amado), выглядит как щит из сплоченных широких досок, устанавливались в холодную погоду или на ночь перед сёдзи.

Матия (Machiya) — городские японские дома

Machiya это традиционные деревянные городские дома, которые наряду с деревенскими домами (noka) представляют японскую народную архитектуру (минка).

Machiya в Киото в течении многих столетий представляют собой стандарт, который определял форму Machiya по всей стране. То есть, если хотите увидеть настоящие матия, то езжайте в Киото.

Рис. 8-9. Machiya в Киото

Типичный Machiya это длинный деревянный дом с фасадом выходящим на улицу. Сам дом может быть высотой как в один, так и в полтора, два и даже три этажа.

В передней части здания часто находился магазин, который снаружи закрывался створками, которые поднимались или раздвигались. Эта часть дома составляло «магазинное пространство» дома.

Остальная часть дома это так называемое «пространство для жизни», которое состояло из комнат разного назначения, в том числе для хранения товаров, приёма клиентов и гостей, приготовления пищи или отдыха.

Рис. 10. Machiya схематическое изображение

Рис. 11-12. Городские японские дома

Сейчас в традиционных японских домах жить не комфортно, они не соответствуют современным требованиям жизни и постепенно такие дома исчезают, где-то сохраняются как исторические памятники. На фото ниже такой дом, вид у него, в отличии вышеприведенных картинок, унылый.

Рис. 13. Традиционный японский дом сегодня

Сёдзи и амадо

Амадо при закрывании плотно примыкали друг к другу, крайняя амадо запиралась с помощью замка засова. Нам эта стена напоминает неуклюжую большую дверь купе, которая задвигалась в наружный короб для хранения, сделанный у края стены, сам короб тоже может быть распашным. В ряде конструкций амадо снимались полностью, их поднимали наверх и цепляли на специальные крюки.

Рис. 14. Традиционный японский дом минка

Рис. 15-16. Раздвижные стены амадо

Рис. 17. Наружный короб для амадо

Рис. 18. Амадо поднимаются на крюках

Кстати на фото ниже современная интерпретация амадо, которые поднимаются на крюках.

Рис. 19. Современная интерпретация амадо

Сёдзи – это перегородки, которые отделяют жилые помещения от веранды (энгава). Энгава это открытая галерея, которая огибает дом с двух или трех сторон.

Рис. 20. Веранда энгава

Рис. 21. Энгава — традиционный японский дом

Рис. 22. Энгава в современной интерпретации

Сёдзи выполняют функцию, как окон, так и дверей и перегородок. В англоязычном написании сёдзи пишется shoji.

Японские двери купе сёдзи — shoji

Происхождение сёдзи. Виды бумаги сёдзи. Применение сёдзи экранов и перегородок. Конструкция дверей сёдзи. Схемы сёдзи и кумико. Треки для перемещения дверей сёдзи. Наклеивание бумаги сёдзи, изучаем экзотику.

Если выражаться современными терминами, то сёдзи это традиционные японские раздвижные межкомнатные перегородки, которые работают по принципу дверей купе. Рама и внутренние перегородки такой двери изготавливается из деревянных брусков, бамбука.

Рис. 23. Изготовление сёдзи

Рис. 24. Конструкция сёдзи

Конструкция сёдзи — верхние и нижние треки напоминают современные для алюминиевых систем дверей купе.

Внутреннее пространство сёдзи, чуть не назвал по аналогии с нашими дверьми купе — заполнение, оклеено бумагой, которую сами японцы называют васи — washi paper.

Бумагу васи изготавливают из волокон коры тутового дерева (кодзо, kozo), кустарника Гампи (gampi), Мицумата, а также с добавлением волокон бамбука, пшеницы, а также риса. Из-за последней составляющей бумагу ошибочно называют рисовой.

Традиционная технология производства васи предусматривает её естественное отбеливание без химии, поэтому материал является экологически чистым. Бумага получается прочной и эластичной.

Рис. 25. Традиционная технология изготовления бумаги васи

Рис. 26. Бумага васи

Рис. 27. Сёдзи в традиционном японском доме

Дизайн сёдзи по внутреннему заполнению может быть разным, схемы напоминают аналогичные для дверей купе из алюминиевого профиля.

Рис. 28. Варианты заполнения сёдзи

Деление жилого помещения японского дома на комнаты производилось с помощью раздвижных перегородок фусума. Больших различий между раздвижными дверями и перегородками нет. Основное отличие в терминах, если закрывается дверной проем — то это дверь фусума, причём это всегда непрозрачные перегородки, если перегораживается целая комната или очень большой проём — это раздвижная перегородка сёдзи.

Японские шторы

Японские шторы или панели это ровные узкие полотна ткани, которые вверх закреплены на карнизе, а внизу утяжелителем, .

Двери фусума

Фусума — это деревянная рама, оклеенная бумагой васи с двух сторон. У более состоятельных японцев отделка дверей производилась шелком. Открывание дверей фусума производилось аналогично дверям сёдзи, то есть по принципу дверей купе. Двери фусума были с интегрированной ручкой, дизайну которой также уделялось отдельное внимание.

Рис. 29. Интегрированная ручка в двери фусума

Рис. 30-31. Изысканные ручки для дверей фусума

Рис. 32. Двери фусума отделаны шёлком

Рис. 33. Богато выполненные фусума

Рис. 34. Интересная современная интерпретация японских перегородок

Кстати, ещё интересное фото передвижных перегородок из дома музея в Kamamura, Japan и подобная конструкция уже в современном доме.

Рис. 35. Японские двери купе из дома музея в Kamamura, Japan

Рис. 36. Раздвижные двери в японском стиле

Рис. 37. Решетчатые перегородки отделяют зону приготовления от зоны приема пищи

Рис. 38. Аналогичный прием для создания фасадов на кухне

Использование деревянных решеток при создании фасада мебели уже указывает на японский стиль. На фото ниже интересное дизайнерское решение в такой стилистике при создании тумбы для техники.

Рис. 39. Тумба японском стиле

Японские корзины

В Японии корзины из разряда бытового применения перешли в форму художественного выражения в сочетании с искусством икебаны, читать статью.

Прихожая или genkan в японском доме

Есть в японском доме что-то вроде понятной для нас прихожей. Обращает на себя внимание большой перепад по высоте между входом и проходом в дом. Такой перепад имеет как особое культурное значение, так и выполняет функцию «воздушного шлюза», который отделяет внутреннюю часть дома с подогревом от холодного не отапливаемого входа.

Почти в каждом genkan есть обувной шкаф getabako и скамья. В этом закутке японцы оставляют уличную обувь и одевают тапочки.

Рис. 40-41. Прихожая или фойе в японском городском доме

Рис. 42. Древний генкан, вид сверху

Рис. 43. Уже современное исполнение генкан

Ещё немного фотографий генкан, но уже в современном исполнении. Добавляю фото, потому как тема минимализма в мебели интересна для меня. Светлые цвета и много дерева напоминает скандинавский стиль.

Рис. 44-47. Генкан в современном японском доме

Современная кухня — японский стиль

Основные повторяющиеся особенности современной японской кухни. Схемы эргономики, системы сортировки мусора и японский холодильник, а также шкаф купе на японской кухне.

Додзё (Dojo)

Додзё это место, где настоящий японец дисциплинирует и совершенствует себя, чтобы стать лучше. Изначально это было место для медитаций, позже термин додзё стал использоваться для названия места, где проходят тренировки, соревнования по японским боевым искусствам.

На фото ниже несколько примеров dojo. Это обязательно большое помещение, с татами на полу, раздвижными перегородками сёдзи или фусума.

Рис. 48-50. Несколько примеров dojo

Татами в японском доме

Пол в японском доме устилают татами. Татами это маты из прессованной рисовой соломы обшитые циновками, всё это по краям скреплено плотной тканью часто черного цвета.

Татами делают прямоугольными, размер их разный в разных частях Японии, в Токио размер 1,76 м * 0,88 м. Бедные горожане и сельские жители, в отличие от самураев, спали прямо на полу, подстелив мешки набитые рисовой соломой.

Рис. 51. Татами

Рис. 52. Татами и сёдзи

Рис. 53. Изготовление татами

Хибати

Интересная часть японского дома это переносные очаги хибати, традиционно в японском доме они использовались для обогрева.

Первоначально хибати вырезали из дерева и облепляли глиной, затем из керамики и металла. Опять же, у обеспеченных японцев мастера превращали хибати по степени отделки в предмет искусства.

Рис. 54. Керамический хибати

Рис. 55. Бронзовый хибати

Рис. 56. Хибати в японском доме

В англоязычном написании можно встретить такое название как хибачи (hibachi) — переносные грили. Назвали так, как следует из различных литературных источников, только по причине того, что истинное японское название подобного устройства трудно было произносить.

Рис. 57. Хибачи (hibachi) — переносной гриль

Настоящие хибати имели форму горшка, иногда в виде деревянной тумбы, в центре которой находилась емкость для угля. Сейчас такие горшки в большей степени используют как предмет декора для создания интерьера в японском стиле.

Хибати в виде тумбы напоминают современную плиту, которую уже использовали не только для обогрева, но и для того, чтобы вскипятить чайник.

Рис. 58-60. Японский хибачи

Рис. 61. Японский хибачи в качестве элемента интерьера в японском доме

Японская мебель

Японские столы и стулья. Творчество японца американского происхождения George Nakashima. Кровать самурая, футоны. Японские шкафы. Сундуки Тансу. Антикварная японская мебель. Обо всём этом в нашей статье.

Японский сад

Япония – страна удивительная, и, кажется, никто до конца не поймет ее жителей, их культуры, их отношения к жизненным целям. Слишком долго эта страна была изолирована от остального мира, слишком самобытной она оказалась вдалеке от культурного котла остальных наций и народностей. Лишь только теперь у нас есть возможность задумываться над ее историей, искать связь произошедших и настоящих событий в ее исторических и современных образах, в символах.

Для нас Япония значит многое, но и не значит почти ничего. Мы видим символы, восхищаемся их глубиной и последовательностью, но не видим первопричин – для этого нужно быть коренным японцем, с детства впитать в себя весь этот «генный» набор. К примеру, многое из японской культуры мы взяли для себя в качестве моды для проектирования садового ландшафта загородных домов. Это и сады камней, и японские прудики, и бамбуковые рощи. Но что они значат для японца – непонятно. Как и японский сад. С детства каждый мог слышать это выражение, но что это означает? В чем, к примеру, отличие от «Вишневого сада» – и там, и там вишня, пусть даже и сакура. Но для нас вишня – рядовое дерево, и таким оно и останется, а сакура для японца… это сакура. Понять это нельзя, это нужно помнить.

Но перенести символы Японии в российские реалии все же можно, хотя это будет и странно. Впрочем, японцы давно уже не удивляются ассортименту тех же японских ресторанов, которые к ним никакого отношения не имеют. Так же и сад. В первую очередь, сад этот должен быть чистым. Чистым в том смысле, что среди редких деревьев там не должно быть сучьев, хвороста, кустов, пней – это отвлекает от созерцания отдельных четких объектов. Это не набор деревьев – это мир в миниатюре, где символически обозначены холмы и горы, реки и равнины. Все эти элементы делаются из песка, воды, живых и сухих трав, камней. Очень часто природные элементы сочетаются с рукотворными – фонарями в древнем стиле, башенками храмов и мостов, чайных заведений, портов. Говоря в общем, японский сад – это размышление на тему мироздания, своего места в нем.

В этой лаконичной картине каждый найдет занятие по себе. Воин в саду будет безучастно стоять и смотреть, как кружатся листья, опускаясь на землю. Старик присядет на камень и задумается о том, как проходит молодость. Молодежь будет вдыхать запах сырой сакуры и мечтать о жизни. А любитель приключений будет видеть в каждом камне застывшие изваяния чудовищ древности, ожидающих своего пробуждения. А что – в такой стране, как Япония, возможно все что угодно. Понять бы и нам, чего ожидать. И тогда его энергетика сада точно должна сработать. Как говорится, каждый сам является шаманом своего счастья. © helpingjapan.ru, e-janaika.net

> Галерея фотографий – Японские интерьеры / Интерьеры в японском стиле

Ирори и котацу

Кроме хибати в японском доме были и боле эффективные способы обогрева: ирори и котацу. Ирори это открытый очаг, который врезался в полу, около него не только грелись, но и кипятили воду.

Рис. 62. Рыболовный крючок держит чайник над ирори

Рис. 63-64. Японский очаг

Котацу (kotatsu) выглядел следующим образом: над очагом ирори с тлеющими углями ставили низкий стол, который накрывали одеялом, поверх которого клали толстую доску, читай как столешницу, по размеру стола.

Японцы всей семьёй садились вокруг Котацу, засовывали ноги под одеяло и грелись. Эта традиция сохранилась и сейчас, только вместо ирори используют электронагреватели, и всё потому, что в большей части Японии нет центрального отопления.

Рис. 65-66. Котацу (kotatsu)

Читайте далее:

  • Стиль прованс (Provence style)
  • Стиль шебби шик (Shabby chic style)
  • Стиль Лофт (Loft)
  • Экостиль
  • Стиль гасиенды (hacienda style)
  • Мексиканский стиль — фольклорная сторона
  • Талавера или TalaVera de Puebla
  • Японский стиль
  • Скандинавский стиль