Статьи

Укладка мозаики

Мозаика, выполненная на стене или полу, становится украшением любой комнаты. Если вы думаете, что укладка мозаики своими руками – это дело нереальное, то сильно ошибаетесь. Конечно, многие мастера скажут, что заниматься такой работой сложно. В чем-то они правы, но если у вас есть немного старания, терпение и чувство вкуса, то сделать мозаику в своем доме вполне реально. В качестве инструкции можно использовать материал этой статьи.

Что известно о мозаике?

Мозаика, как вид отделочного искусства, известна человеку с древности. Со времен Древнего Шумера и по наши дни мозаисты — мастера и любители — создают высокохудожественные композиции, причем из самых разных материалов.

Вообще, создание мозаики и ее укладка — вещи разные. Первое подразумевает сразу несколько операций:

  • создание основы;
  • накладывание грунта;
  • подбор компонентов и смешивание связующего вещества;
  • разработку шаблона;
  • а также изготовление мозаичных элементов из выбранного материала.

Что же касается укладки, то речь идет лишь о создании композиции из приобретенного магазинного набора полной комплектации. Этим занимаются любители и профессиональные отделочники, даже не наделенные художественным талантом. Готовый сюжет дешевле, чем выполненная на заказ работа мастера. Но если хочется в интерьере чего-то действительно оригинального, можно создать мозаичное произведение своими руками. Если все делать строго по инструкции и аккуратно, а также проявить фантазию, получится действительно красиво и оригинально.

Что такое мозаика?

Мозаикой называют долговечный наборный рисунок, складывающийся из твердых мелких элементов и закрепляемый на поверхности с помощью затвердевающего связующего. По причине отсутствия твердости, мозаиками не могут считаться работы в техниках пэчворк, квиллинг и канзаши, выполненные из бумаги, ниток, пленки, лент и пр. Все это только аппликации, но которые также можно использовать при оформлении интерьера.

Мозаика, в отличие от витражей, инкрустаций и интарсий, не несет смысловой нагрузки в каждом из своих элементов. Это, выражаясь современным языком, «пиксельная графика». Каждый ее фрагмент — всего лишь кусочек определенной формы и цвета. Глядя на него в отдельности нельзя сказать, составляющей частью какого рисунка или узора он является.

Отличается мозаика и от металлических «сборных» технологий — филиграни, зерни и скани. Ее детали выполняются исключительно из неметаллических материалов.

Самостоятельное изготовление мозаики

Процесс изготовления мозаики начинается с подбора элементов для нее. Чаще всего берут квадратики от 1 х 1 см до 5 х 5 см. Заготавливают кусочки впрок, набором, раскладывая по цветам или фрагментам рисунка, узора, чтобы потом во время работы над изображением не отвлекаться.

«Пиксели» для будущей мозаики колют (наподобие смальты), а не «кусают» бокорезами, клещами и пр. А можно и вовсе купить бой разноцветной кафельной плитки в строительной фирме или магазине — отдадут его там очень дешево, а то и просто так. И на закольнике из этих кусочков можно быстро и просто наделать необходимых деталек.

Тем, кто выбрал в качестве исходного материала керамогранит, проще. Этот колется просто великолепно! Поэтому начинающим мастерам лучше выбирать именно его для своих работ. Тем же, кто работает с закольником, можно дать несколько дельных советов:

  1. Сначала нужно от неправильного кусочка отколоть частицу с прямым краем. Далее надо выставить передвижной упор на выбранный размер, чтобы наколоть одинаковых по ширине полосок. И уже эти полоски «покрошить» в кусочки.
  2. Никогда не нужно бить против острия клина. Только со сдвигом к упору (примерно на половину от толщины материала).
  3. Если на закольнике делится стеклянная мозаика, следует учитывать лучепреломление в этом материале. Иначе стекло потрескается и раскрошится, но не сломается.
  4. Острие клина должно быть действительно острым, без проминов. В противном случае кусочков не получится.
  5. Для изготовления клина можно использовать напильник или обломки лезвия гильотинных ножниц с победитовой напайкой.

Связующее для мозаики

Старинные мозаичные панно выкладывались на очень крепкое связующее. Многие мастера используют его и по сей день, благо дошел до современности оригинальный рецепт:

1 часть известкового теста + 1/3 части жирной глины + 3 части карьерного или чистого горного (белого) песка, промытого и прокаленного + 6 шт (на ведро раствора) битых со скорлупой яиц.

Песок сеют сквозь сито, а после добавления яиц, раствор вымешивается до однородности (фрагментов скорлупы совсем не должно быть видно — именно она служит индикатором гомогенности состава).

Яйца в такой смеси не гнили в древности, не гниют и сейчас. Они, взаимодействуя с силикатами глины, лишь образуют прочную водонепроницаемую пропитку, а гнилостным бактериям не позволяет развиваться известь.

Известково-глиняный раствор, замешанный на яйце, набирает полную крепость спустя несколько лет после своего использования в мозаиках. И надежность его проверена веками. Однако, чтобы не переводить яйца, можно использовать плиточный клей на базе цемента. Он, конечно, столетиями пока не проверен, но собранные на нем мозаики на открытом воздухе держатся десятилетиями.

Стеклянную мозаику нужно выкладывать по клею, не содержащему цемента. Если панно собирается внутри здания, отлично подойдет ПВА для стекла и камня. Для наружных работ успешно используется этиленвинилацетатный клей (ЭВА). А когда требуется положить мозаику в условиях повышенной влажности (кухня, ванная, санузел и пр.), нет ничего лучше строительного силиконового клея (подойдет и клей для аквариумов, но он очень дорогой).

Мозаичные панно из бисера или мелких пластиковых фрагментов выкладываются на ПВА или нитроклеи – «Момент», монтажный, 88-ой.

Мозаика из ракушек

Если есть желание почувствовать себя настоящим мозаистом, не стоит браться сразу за сложные материалы. Лучше проявить фантазию на чем-то простом, доступном. Например, использовать ракушки, и, если результат вдохновит, двигаться дальше.

Панно из ракушек сегодня переживают настоящий модный бум. Тем более, что рисунок или узор из них легко собирается практически на любую клеевую основу, будь то ПВА или силикон.

В качестве материала отлично подойдут раковины венеруписов и венусов, а также шаровки, гребешков, горошинки, дрейссены пресноводной. Что касается техники, то в случае с раковинами моллюсков активно используются насыпной и наборный методы. И там, и там возможно включение фрагментов, выполненных из морского или речного очищенного песка, а также битой в мелкую крошку ракушки.

Инструмент для выкладки мозаики

Потребуется специальный инструмент, большинство наименований которого, к сожалению, в магазине не купишь — придется делать самостоятельно, благо в интернете полно инструкций, как его можно смастерить. Итак, нужны будут:

  • «янтарный» лобзик (миниатюрный, рукоятка которого удерживается двумя пальцами), легко сгибающийся из обычной велосипедной спицы;
  • упор с аккуратной выемкой;
  • «коготок»;
  • «грибок» и пр.

Материал

Что касается подготовки материала, то ракушки для наборной мозаики следует отсортировать по размеру и по цвету. Где-то что-то подкрасить, если требуется.

Песок нужно несколько раз прокипятить (по стакану-два за раз, не больше), пока вода под ним не станет почти прозрачной. Затем его надо будет прокалить в духовке и несколько раз просеять сквозь сита с различной ячеей, чтобы разделить на фракции.

Раковины же очищают по-разному. Крупные и темные — периостракумом с соляной кислотой, с использованием мягкой кисти им скребка для перламутра. Как только процесс чистки закончен, обработанные раковины помещают в раствор пищевой соды (2 ч л на 1 л). А потом вымачивают их несколько часов, периодически меняя воду.

Мелкие ракушки чистят, замачивая в растворе уксуса (кислота, разбавленная водой вдвое), а потом, если тонирования никакого не требуется, нейтрализуют кислоту щелочью и промывают материал проточной водой в большом количестве.

Тонирование осуществляется с использованием анилиновых красителей.

Гораздо проще готовится материал для насыпных ракушечных мозаик. Здесь ничего не придется сортировать, достаточно будет разложить ракушки по оттенкам (да и то примерно). И растолочь более-менее мелко. А далее просто сыпать крошку слоем по свежему клею, равномерно распределяя и поправляя получающийся рисунок пальцами. Окончательный вариант отдельных фрагментов панно придавливается специальными дощечками.

Что касается клеящего состава, лучше использовать под крошку силиконовый, быстросохнущий.

Мозаика из яичной скорлупы

Мозаика из яичной скорлупы называется очень красиво – «кракле». Она и выглядит достойно, придавая любому интерьеру тонкости, изысканности. А материал для нее готовят следующим образом:

  1. Сначала надо выдержать собранные скорлупки в растворе пищевой соды (2-3 суток), чтобы размягчить органику.
  2. После остатки белка тщательно удаляются кисточкой (но внутреннюю пленочку трогать не нужно).
  3. Далее скорлупа окрашивается пищевыми красителями для пасхальных яиц в нужные цвета.
  4. В самом конце разноцветные осколки скорлупы тщательно просушиваются.

Техника «яичной» мозаики не слишком сложна, но потребует кропотливости исполнения.

Для начала надо подготовить основу — лист бумаги или пластиковую кальку густо и равномерно смазать ПВА, а затем выдержать от 3-х до 15-ти минут до желатинизации (тягучего отлипа).

Готовые скорлупки раскладываются по базе выпуклостями вверх, с промежутками – надо добиться появления определенного рисунка, узора. После готовая картинка придавливается специальной дощечкой, чтобы скорлупа расплющилась, раздробилась на более мелкие фрагменты. Затем дощечка убирается, а изображение разглаживается специальной деревянной палочкой. Потом на панно накладывается папиросная бумага, смоченная в мучном клейстере, и оставляется до полного высыхания.

После просушки бумагу нужно размочить и снять влажной губкой вместе с остатками клейстера. Далее картинку необходимо как следует просушить — в течение нескольких суток (3-4, не меньше). И можно приступать к конечной обработке панно — созданию кракелюров, то есть красивых «старинных» мелких трещинок. Для этого надо использовать тушь, состоящую из шеллака и желчи.

Тушь предстоит капать на просохшее изображение из пипетки, потом выждать несколько минут и снять остатки красящего состава влажной губкой. Желчь позволяет туши разбегаться по трещинам в скорлупе, а шеллак полимеризует ее там, придавая прочность панно. Получается очень красиво.

В конце остается готовую картину только отполировать мелованной бумагой, без нажима.

Нечто особенное

Многие хотели бы создать своими руками нечто особенное. И мозаику — тоже. В качестве необычных материалов для панно можно использовать, в принципе, все, что угодно, в том числе:

  • различные канцелярские кнопки;
  • кусочки мягкого дерева и хвойной фанеры;
  • мелкие пирамидки с разноцветными гранями;
  • спички торцом и прочие материалы.

Современность

В настоящее время мозаисты активно используют наработки древности. Однако и привносят много нового в технику создания «пиксельных» полотен. Это касается новых материалов (керамогранита, например), их обработки, создания клеящих составов (силикон и ПВА, а также оригинальные клеи все больше вытесняют традиционную основу на курином яйце) и закрепляющих. Мозаики сегодня становятся ремонтопригодными. Более того их можно разобрать и собрать заново уже на новом месте.

Что до художественной стороны вопроса, самыми популярными являются:

  • кубизм (как будто созданный под мозаику);
  • пуантилизм;
  • импрессионизм и пр.

Виды мозаики

Этот материал принято классифицировать исходя из его сферы использования и материала изготовления. Возможности мозаики огромны: она допускает своё использование в качестве настенного или напольного покрытия, может быть использована в помещении или на улице для отделки лестниц, садовых дорожек, фонтанов.

Керамическая мозаичная плитка

От ставшей уже традиционной в наших домах керамики мозаика, выполненная из этого же материала, отличается только своими миниатюрными размерами. В этом направлении современными производителями предлагается широкий выбор материалов для будущих дизайнерских решений. Это в первую очередь огромное разнообразие цветов и фактур: вся палитра красок в объединении с оригинальными исполнениями поверхностей. Это может быть имитация неоднородности цвета, смешение нескольких цветов, сеть мелких трещинок, глазурованные изделия. Вариантов множество, и каждый из них создаёт особый стиль и настроение.

Зеркальная плитка

Композиции из небольших зеркальных фрагментов всегда привлекают внимание и выигрышно смотрятся практически при любом дизайне интерьера. Края таких мозаичных элементов проходят тщательную обработку, поэтому в эксплуатации и при укладке они абсолютно безопасны. Использование зеркальной отделки часто используется в небольших по своим габаритам ванных комнатах, маленьких спальнях, прихожих при недостатке света. При использовании таких миниатюрных зеркал дефекты поверхности стен станут почти незаметными.

Мозаика из природного камня

При использовании натурального камня в изготовлении мозаичной плитки исходным материалом может быть яшма, песчаник, мрамор, туф. В зависимости от технологии производства камень может полироваться, искусственно состариваться, может иметь неправильную или округлую форму. Такая плитка всегда интересна в отделке пола, садовых дорожек.

Мозаика из смальты

Смальта представляет собой стекло, которое после предварительной обработки окисленными металлами было нагрето до высокой температуры. За счёт такой обработки материал приобретает повышенную стойкость к ударам, низким температурам, истиранию. Декоративной особенностью смальты является преломление света в непрозрачных каменных элементах, причём каждый из них отличается по своему оттенку, образуя оригинальное декоративное полотно.

Искусственный гранит

Особенностью этого вида мозаики является смешивание гранита (реже мрамора) с зеркальным битым стеклом. В результате после укладки удаётся добиться мерцающего эффекта на поверхности. Покрытие отличается своей долговечностью и прочностью, поэтому может быть использовано в отделке не только стен или бассейнов, но и пола или лестницы.

Технологии укладки мозаики

Специалисты выделяют прямую и обратную технологию укладки мозаики. В первом случае речь идёт о старинном способе, при котором каждый фрагмент (плиточники сегодня называют его чипом) подбирается по рисунку и укладывается отдельно. Это требует огромного количества времени, опыта и в некотором смысле таланта художника. Для выполнения подобных работ потребуется мастер, который сможет выложить картину достаточно быстро и идеально качественно. Сегодня прямая технология используется нечасто в основном из-за своей сложности, больших временных затрат и, соответственно, высокой стоимости укладки, но всё же вряд ли когда-либо потеряет свою актуальность.

Обратная технология укладки заключается в использовании специальных матриц из групп чипов уже объединённых на основе из сетки, бумаги, которые строительная индустрия предложила сравнительно недавно. В результате предлагается материал, который полностью готов к укладке, с использованием которого можно быстро и легко сформировать покрытие большой площади. Весь процесс становится не более сложным, чем работа с обычной плиткой.

Производство

Изготовление керамической мозаики ничем не отличается от получения обычной плитки: разница только в размерах пресс-формы. Технология производства такова:

  • подготовка сырья – измельчение, дозирование и смешивание ингредиентов. Качество и количество компонентов зависят от вида керамики: майолику и клинкер получают из разной глины и с разными добавками. После смешивания сырье подсушивают, поскольку помол производится при участии воды;
  • формовка – сырье поступает в пресс-формы – любого размера и вида, и запрессовывается под давлением, соответствующим типу керамики;
  • сушка – перед обжигом влажность стараются уменьшить до минимума, для этого заготовки просушивают. На этом этапе возможно нанесение ангоба и глазури, если речь идет об изделиях одинарного обжига;
  • плитку обжигают в печи при соответствующей температуре. Керамику двойного обжига сначала прокаливают при меньшей температуре, затем покрывают глазурью, и вновь спекают.

Способ получения керамогранитной мозаики отличается. Материал выпускают в виде листа, а затем лист разрезают на плитку правильной формы. Поскольку гресс необычайно прочен и тверд, для резки применяют специальное оборудование.

Отличается и способ получения битой керамики. На самом деле беспорядочно расколотые и неправильной формы элементы весьма неудобны в работе. Чтобы получить элементы с ровными, а не криволинейными сторонами используют специальный инструмент – закольник. С его помощью раскалывают керамические плитки на мозаичные осколки. К его помощи прибегают как в мастерских, так и при самостоятельном получении материала.

Главными производителями керамической мозаики являются предприятия Италии и Испании – признанных фаворитов в этой области. Однако не менее известны немецкие коллекции, да и российские в последнее время стали пользоваться большой популярностью. Стоит обратить внимание и на китайскую продукцию

Готовим основание

Выкладывание мозаики (сделанной из специальных плиток или отдельных элементов) – это творческое и сложное занятие. Тут нужно проявить больше усердия и аккуратности, чем при укладке обычной плитки. Повышенные требования предъявляются практически ко всему.

Инструменты для укладки

Так, при укладке мозаики к подготовке основания нужно отнестись более ответственно. Если при монтаже плиточного покрытия можно немного подкорректировать расположение кафеля при помощи толщины клеевой массы, то тут сделать это не получится. Любой бугорок или впадина будут сразу видны. При этом такое требование относиться к любой плоскости. Укладываете вы мозаику на потолке, полу или стене, качество поверхности должно быть идеальным. Если говорить по-народному – как «под обои».

При подготовке поверхности особо обратите внимание на отвесность и горизонтальность. Если погрешность будет больше 1‒2 мм на каждые три метра, то на концах могут образоваться некрасивые участки. Особенно это требование относится к укладке мозаики из мелкой плитки, тут все неровности будут особенно заметны.

Грунтовка стен

Чтобы улучшить адгезию и уменьшить пористость основания, всю поверхность нужно загрунтовать. Желательно это сделать в несколько слоев. Если вы в своей «картине» будете использовать прозрачную плитку, то стоит покрыть поверхность тонировкой. В противном случае сквозь прозрачные элементы будет видна неоднородность основания.

Прозрачная

При укладке мозаики в помещениях с повышенной влажностью (ванные комнаты, сауны и т.д.), требуется нанести еще один слой. Он будет состоять из гидроизоляционной пропитки.

Подготовка основания

Перед тем, как класть мозаику нужно тщательно подготовить поверхность. Начинают работы с очистки от остатков старой отделки, если таковые имелись. Если на поверхности имеются перепады более 5 мм на 1 м2, стены выравнивают штукатуркой и грунтуют. После устройства качественного основания и устранения любых неровностей, основу оставляют до полного высыхания на 7-10 дней. При наличии малейших перепадов, гибкая основа модуля мозаики повторит их формы и как результат поверхность получится неровная.

Перед укладкой мозаики необходимо тщательно выровнять поверхность стен

Разметка стен

Нанесение разметки на стену перед укладкой мозаики

Перед началом укладки мозаики обязательно выполняют эскиз на бумаге и качественную разметку, от точности ее линий, особенно стартовой, во многом зависит ровность и внешний вид итоговой облицовки. При облицовке однотонной или миксовой плиткой иногда разметку делают сразу на поверхности, для этого замеряют каждый отдельный мозаичный модуль, уложенный на ровную поверхность, и переносят полученный замер на поверхность по горизонтали и вертикали, таким образом, чтобы получилась сетка.

Проводим разметку

Разметка

Прежде чем начать укладывать мозаику, нужно провести предварительную разметку. Это особенно важно, если вы проводите подобные работы впервые. Поначалу составьте эскиз. При этом следует обращать внимание на некоторые нюансы:

  • если в комнате имеются наружные углы (короба или откосы) то рисунок стоит начинать от них;
  • если на стене имеется какой-либо декоративный элемент (зеркало или панно), то он также становится приоритетным;
  • старайтесь убрать все возможные подрезки в малоприметные углы (например, угол входной двери).

После того как бумажный эскиз готов, его переносят на стену. Если мозаика укладывается на пол, то желательно сделать «сухую» раскладку.

Наносим клей

Клей для мозаики

Теперь разберемся, как клеить. Клеевую массу нужно подбирать внимательно. Как правило, для мозаики выпускается особый клей. Он может быть как тонированный, так и белый. Тут выбор будет зависеть от используемой плитки (прозрачная или нет). Также обратите внимание на материал основания.

При монтаже стоит помнить о том, что клей довольно быстро застывает. Уже через двадцать минут на его поверхности образуется пленка. Поэтому не наносите сразу большое количество. Лучше за раз проходить не более одного квадрата.

Нанесение клея

Клей наносится при помощи ровного шпателя. Слой не должен превышать четырех миллиметров. Затем по поверхности клеевой массы проходят зубчатым шпателем (высота зуба не более 3 мм).

Некоторые профессионалы наносят тонкий слой на саму плитку. Таким образом достигается более надежное скрепление. Но такой слой должен быть минимальным, чтобы мозаика выглядела ровной.

Подготовка поверхности и приготовление клея

Поверхность необходимо очистить от остатков прежней отделки, обезжирить, отшлифовать. При надобности необходимо предварительно выровнять и пройти грунтовкой.

Необходимо тщательно выполнить замеры, расчертить разметку на поверхности. Многим лень таким заниматься, но выполненный на совесть начальный этап как раз-таки ускоряет работу.

При приготовлении клея необходимо смешать сухую смесь с водой в пропорции, указанной на упаковке. Для начала следует приготовить немного – чтобы хватило на час работы. Клей быстро засыхает.

Если куплен состав, где клей и загуститель расфасованы отдельно, необходимо замешивать сразу оба сухих компонента. Смешивать с водой сначала одно, потом – второе, а затем – сливать всё в один тазик – верный путь получить неправильную консистенцию.

Монтируем саму мозаику

Лист мозаики

Если вы умеете монтировать обычный кафель, то вы быстро разберетесь, как укладывать плитку мозаику. Принцип сильно схож, есть только некоторые нюансы.

Так, например, обычный кафель (при укладке на стены) монтируется снизу. Нижний ряд будет являться удерживающим основанием для верхнего. С плитками мозаики так поступать нет необходимости. Они весят мало, поэтому можно начинать монтаж с любого запланированного вами места.

Первые пробы по укладке лучше начать с незаметного места. Так можно немного потренироваться и основную часть сделать более качественно и красиво.

Мозаика на сетке

Плитка мозаики прислоняется к клеевой массе и слегка прижимается. Тут следует внимательно смотреть за швами. Использовать пластиковые крестики (как в случае с обычным кафелем) вряд ли получится. Все нужно делать «на глаз».

Если при монтаже на стены клей не сразу схватывается, то плитка может немного съезжать. В этом случае помогут мелкие гвоздики. Они вставляются в шов и удерживают материал на нужном месте.

Приклеивание

Как только уложен квадрат, необходимо пройтись по нему пластиковой площадкой с насадкой из эластичного материала. С ее помощью слегка простучите всю отделанную поверхность. При этом ваши действия должны быть в меру сильными и короткими.

Через полчаса после укладки квадрата необходимо убрать выступающие излишки клея. Это делается аккуратно при помощи палочки или кисти с жестким ворсом. Если плитка мозаики имеет бумажное покрытие, то от него нужно избавиться в день укладки. Для этого немного намочите его и снимите. Откладывать эту работу на следующий день нежелательно. Могут возникнуть трудности с застывшим клеем.

Заготовка плитки

Возможно, у вас уже есть сырьё, но если и нет, не страшно. Любой магазин с радостью продаст за гроши бой и остатки керамики. Хорошо, если имеется знакомый мастер-плиточник, который постоянно сталкивается с необходимостью выбрасывать отходы. Возьмите на себя его «мусор» и окажетесь с неисчерпаемым запасом плитки. Запасайтесь разноцветным сырьём, лучше понемногу разных оттенков, чем много однотонного кафеля. Ещё лучше постоянно держать в голове будущий рисунок, так легче ориентироваться.

В ход идёт всё: битые тарелки, вазы, старая плитка, красивые камни.

Мозаика из битой плитки требует небольших осколков разного формата. Часть кафеля предлагаем нарезать – композиции часто нуждаются в прямоугольных кусочках. Режут керамику стеклорезом или профессиональным плиткорезом. Если планируете регулярно творить, приобретите недорогой инструмент. Высокая точность реза здесь ни к чему. Основную часть плитки попросту разбейте на осколки. Удобней сделать это с помощью тряпки, в которую завернёте бой, и молотка, обёрнутого плотным слоем ткани. Последнее нужно, чтобы излишне не раскрошить материал.

Разбиваем плитку молотком на мелкие кусочки.

Набейте кусочки мозаики разных размеров, соблюдать определённый формат несложно. На будущее: не выбрасывайте остатки плитки, разбитую посуду и прочее. Отложите на потом, несостоявшийся мусор однажды станет частью шедевра.

Не подходящие по формату кусочки можно подрезать по месту локально с помощью кусачек для плитки.

Производим затирку

Затирка мозаики

К затирке швов нужно приступать спустя сутки после укладки. Для такой работы используется резиновый шпатель. Перед затиркой просмотрите все швы. Удалите из них выступающие остатки клея и мусор. Сама затирка производится мазками в разных направлениях. Последний проход, должен быть перпендикулярен предыдущему.

Смываем белую затирку

После нанесения затирки излишки нужно удалить. Если вы используете водостойкий материал, то это производится сразу. Водорастворимой затирке дается минут 10‒15, затем она удаляется влажной тряпкой. Остатки налета можно убрать в конце дня при помощи мягкой ветоши. На этом все работы завершены.

Видео

Фото

Дизайн ванной с применением мозаики

Дизайн отделанной плиткой-мозаикой

Дизайн интерьера с мозаичной плиткой

Контрастный кухонный фартук

Мозаичный пол

Мозаичное панно на кухне

Панно на кухонном фартуке

Отделка стен в ванной

Темный мозаичный фартук на кухне

Вертикальная мозаика

Желтая мозаика

Подготовка эскиза

Сложные картины выкладываются по эскизу.

Даже намётанному глазу легче с ориентиром. Неопытному художнику при работе со сложным рисунком без него никуда. Чтобы не уйти от размеров, контуров и пропорций, нанесите на основание эскиз карандашом. Если есть художественные навыки, хватит рук и глаз. Не имея такого полезного багажа (мы о навыках), воспользуйтесь методом масштабной сетки, а ещё лучше – перенесите эскиз с помощью проектора.

Распланируйте цветовую гамму и разбейте эскиз на зоны исходя из тональных представлений. Продумайте, как сделать мозаику по вашей схеме оптимально.
Придерживайтесь определённых правил:

  • Начинайте с центра, так композиция получится качественней с точки зрения пропорций и соответствия эскизу;
  • Фоном занимайтесь в последнюю очередь;
  • Абстракцию тоже оставляйте напоследок, сперва люди, животные, растения – то, что имеет сложную геометрию.