Статьи

Гаражи каркасные

Автомобиль не просто средство передвижения, для своего владельца он является надежным другом, любимой игрушкой и даже второй половинкой.

О них с любовью заботятся, приобретая необходимые детали, средства ухода, устраивают им регулярные мойки, техосмотры, и, конечно, как же обойтись без домика для него, т.е. гаража.

Если вы не стеснены в финансах, можете себе позволить купить готовый гараж или нанять профессионалов для строительства, но самый лучший и надежный вариант это собственноручное строительство.

Как сделать гараж своими руками далее в нашей статье.

Разрешительные документы

Гараж, сделанный собственными силами, без оформления документов считается незаконным сооружением (самостроем). На землю под строительство тоже должны быть соответствующий документы.

Но, в некоторых случаях, разрешительная документация на сооружение не требуется:

  • если это не капитальная постройка, а строительство каркасного гаража;
  • если это не коммерческий проект;
  • если это вспомогательная постройка.

Все остальные варианты построек и земельный участок необходимо узаконивать, путем оформления документации.

Разновидности гаражей

Гаражи различаются в зависимости от финансовой состоятельности владельца, личных вкусов и участка под застройку. Гараж можно пристроить к дому или сделать его вместо первого этажа, или непосредственно под домом.

Гаражное сооружение, построенное вместо первого этажа, так называемый встроенный гараж, не очень удобен. В наше время можно приобрести конструкции, которые собираются и разбираются, наподобие конструктора. Или устроить навесное сооружение во дворе.

Ценовая политика такого варианта гаражного строительства вполне приемлема. А само строение простое и ненадежное.

Наиболее распространенными видами гаражей считаются отдельные сооружения, расположенные около въезда на участок, в целях экономии драгоценных квадратных метров.

При этом ворота гаража должны выходить на уличную часть. Эти сооружения могут быть капитального характера, построенные из кирпича с крышей, вспомогательного – в виде хозпостройки, или сборной конструкции из металла.

Возведение гаража на участке

Наконец-то наступила жаркая пора начала строительства, которая доставит вам достаточно и хлопотных, и приятных моментов, а также хорошую экономию финансовых средств.

На фото возведения гаража своими силами вы увидите все прелести такого строительства. Но результат будет, несомненно, приятным!

Проектная документация

Для начала любого строительства требуется проект, и сооружение гаража не стало исключением. Для этого вовсе не нужна куча чертежей гаража, но для надежного и капитального строительства требуются некоторые наброски и описание.

В начале проектирования стоит определиться с некоторыми деталями:

  • В каких целях он будет использоваться: для укрытия машины, как ремонтная мастерская, нужна ли яма для осмотра автомобиля. Запишите ваши предпочтения на бумаге.
  • Размерами гаража, которые зависят от его целевого использования, характерных особенностей участка и размеров площади под застройку.

Для гаража подойдет размер 3х6, конечно, если вы не хозяин крупногабаритного внедорожника типа хаммера. Обычный автомобиль легко расположится на такой площади, а по бокам останется пространство для свободного открывания дверей и прохода и впереди для парковки.

Оптимальной высотой гаража для въезда автомобиля будет 150-190 см, а идеальной – 200-250 см. Если всё же у вас внедорожник, размеры гаража стоит сделать больше.

При желании организовать погребок или верстатный станок, площадь гаража также придется увеличить. И никто не поспорит, ведь в нем должно быть место для ремонта и техобслуживания машины, место для размещения инструментов и приспособлений, для хранения деталей.

Сооружая постройку для двух машин, хорошенько продумайте детали и учтите все размеры при расчете общей площади гаража.

Место расположения

При выборе места необходимо учесть расположение всех существующих построек, нормы противопожарной безопасности и санитарные требования. Подъезд тоже предусмотрите заранее.

Удобно устроить гараж вдоль всех построек или внутри участка, чтобы открытые двери машины не создавали препятствий, не ближе 1 м от соседей, чтобы вода с крыши во время дождя не заливала их землю.

При определении расположения входа в гараж не забудьте, что расстояние до соседских окон должно быть не менее 10 м.

Согласно противопожарным требованиям гараж должен находиться в 9 м и не менее от дома и не менее 15 м от построек из полимеров.

Далее эскиз с бумаги следует перенести на местность. Для чего вам понадобятся колышки в количестве 10 шт. длиной 40 см, увесистый молот, рулетка на более 5 м, и леска.

Вначале определите точку расположения угла гаража и расположение его укрытия по отношению к этой точке.

Необходимые материалы

Обычно для постройки гаража своими силами используют:

  • кирпич – самый популярный и надежный материал;
  • железобетон, используется для разборных вариантов гаражей;
  • шлакобетон, уступает в цене и надежности кирпичу, но делает работу трудоемкой;
  • металл, для быстрого сооружения конструкции и по цене доступный вариант;
  • дерево, не подходит для постройки гаража.

Подготовка земли и закладка фундамента

Работы по подготовке участка к застройке выполняются при помощи лопаты. Роется траншея шириной 40 см под фундамент. Глубина траншеи зависит от климата вашего региона, но в основном до 1 м.

Дно траншеи нужно слегка утрамбовать, стенки стоит выровнять лопатой. Разновидностей фундамента достаточно много, но в нашем случае это будет бутобетонный вариант, простой и недорогой.

Сделать его легко: бутовый камень укладывается в траншею слоями, а между ними заливается раствор цемента, и так до верха траншеи.

Раствор можно сделать самим: цемент 400 в количестве 1 ведра смешать с 2,5 ведрами песка, воды около 1 ведра.

Сооружение цоколя

По всей длине траншеи по уровню устанавливается опалубка с использованием досок шириной 10 см. На неровном участке, горизонт отмечается от самого высокой точки плюс 10 см на цокольный уровень.

Не забудьте о многослойной гидроизоляции из рубероида, чтобы стены постройки не насыщались влагой. Перед началом кладки стен нужно установить ворота, чтобы закреплять их по мере строительства стен.

Ворота

Самое главное в выборе ворот — их надежность и удобство в применении. Они могут быть распашные, секционные, в виде роллетов и подъёмно-поворотные, открывающиеся автоматически или механически.

В современном мире всё больше предпочитается автоматический вариант ворот. На время отсутствия электропитания, стоит предусмотреть механический вариант открытия.

Возведение стен

Когда ворота уже установлены, можно перейти к основной кладке. Шлакоблок кладут цепным способом от углов. Далее между ними натягивается леска и укладывается весь остаток шлакоблока. Постепенно углы поднимаются и кладка повторяется.

При помощи отвеса контролируйте ровность стен по вертикали, особенно углов. Уровнем – их горизонтальность. Не стоит забывать про уклон для стока воды. Торцы гаража для этого сделайте разные по высоте с обрезом верха боковой стены под уклоном.

Раствор делается из расчета: 1 ведро цемента (марки 400) на 4,5 ведра песка с добавлением воды до густого состояния. Для большей пластичности добавьте глину или известь.

Сооружение крыши

Перекрытия делают из металлических балок высотой 10-12 см с подшивкой из деревянных досок. Они прекрасно подойдут для перекрытия гаража шириной не более 6 м, при этом длина балок будет на 20-25 см больше.

Пошаговую инструкцию укладки перекрытий и крыши можно найти в Интернете на сайтах о строительных работах или получив консультацию у специалистов.

Сооружение пола и отмостки

Стандартно в гараже делается бетонный пол в 8-10 см толщиной на одном уровне с обрезом цоколя. Землю перед этим хорошенько выравнивают. Заливают бетон при использовании натянутых шнуров, чтобы получить ровную поверхность.

С наружной стороны гаража сооружают отмостку в ширину 0,5 м с небольшим уклоном для отвода воды.

Фундамент

Очень часто, когда строят каркасный гараж, используют ленточный фундамент, иногда прибегает к столбовым конструкциям. В случае использования такого типа фундамента слишком сильно увеличивается длительность постройки.

Выход из этой ситуации есть — можно использовать монолитный фундамент. Его можно сделать из обычной бетонной плиты собственного производства. Это не только экономит время и средства, но также обеспечивает фундаменту гаража идеально ровную поверхность.

Недостаток такого фундамента в том, что он относительно холодный. Но поскольку гараж является нежилым помещением, то для него такое основание подходит идеально.

Для того, чтобы создать фундамент сначала нужно подготовить участок, который очищается от лишнего мусора. Очищенную поверхность грунта выбирают, чтобы углубиться на 40 сантиметров, но не более. При этом главное — обеспечить поверхности углубления гладкость, чтобы гараж стоял ровно. Для этого используются разные виды уровней, лучше всего помогает водяной. Ширина углубления делается с запасом до 200 со всех 4 сторон.

Под фундамент укладывается подушка толщиной до 160 мм, состоящая из речного песка (примерно до половины толщины) и щебня (вторая половина). Песок нужно утрамбовать, а сверху разместить слой щебенки. После укладки щебенку также нужно утрамбовать.

Подушка готова. Дальше нужно обеспечить опалубку по контуру будущего гаража. Желательно делать ее из вертикальных досок по периметру гаража с небольшим зазором около 20 сантиметров с каждой стороны. Высота опалубки должна подниматься над уровнем грунта также до 200 сантиметров.

Основанием и каркасом плиты фундамента будет армирующая сетка, которую нужно разместить на высоте над щебенкой. Ячейки такой армосетки должны имеет стороны 150-200 мм. Под прутьями арматуры используют кирпичи. При заливке нужно обеспечить оптимальное расположение арматуры, которая должна быть посредине слоя бетона.

Когда опалубка и арматура готовы полностью, а подушка из песка и щебня достаточно утрамбована, можно заливать бетон снизу доверху по высоте опалубки, после чего ее поверхность нужно выровнять. Дальше следует ожидать полного застывания фундамента.

Каркас и стены

Каркас деревянного гаража состоит из брусьев сечением 100х100 мм. Нижняя обвязка, которая укладывается по периметру гаража, должна быть пропитана особыми составами — антисептиками и мастикой на основе битума. Под нижнюю обвязку также укладывают рубероид, чтобы отделить его от бетона.

На углах конструкции устанавливаются угловые стойки, которые прикрепляются к нижней обвязке с помощью металлических креплений, а также угловых укосов. Это придает конструкции стойкости. Важно, чтобы крепления в этих местах были самыми прочными, поскольку угловые стойки несут наибольшую нагрузку. При необходимости можно усложнить или упростить конструкцию, но при этом следует хорошо рассчитать нагрузки и создать макет каркаса, как на примере:

Когда угловые стойки нужной высоты установлены, сверху также делается обвязка по периметру гаража. Важно, чтобы угловые стойки при этом были размещены четко вертикально. Верхняя обвязка с помощью уровня должна регулироваться для расположения в горизонтальной плоскости.

Каркас также укрепляется с помощью дополнительных ребер жесткости. Брусья сечением 50х100 мм устанавливаются между верхней и нижней обвязкой и крепятся одним из трех способов. Для этого в нижней и верхней обвязке делают полную или неполную вырубку. Также ребра жесткости можно крепить с помощью стальных уголков. Шаг между такими ребрами должен соответствовать ширине плит OSB для обшивки, которые будут использоваться в качестве стен. Обшивка из OSB устанавливается уже по готовому каркасу.

При установке ребер жесткости, которые главным образом делают каркасный гараж более стойким, нужно предусмотреть также наличие двери и ворот в гараж.

Стоит учитывать, что в этом месте не будет опорных стоек для дополнительной жесткости, но нужно будет установить каркас ворот — деревянную коробку из брусьев сечением 100х100 мм.

При установке роллетов нужно учитывать, что их крепление зависит от наличия крыши, поэтому роллетные ворота устанавливаются только после перекрытия гаража. Для деревянных ворот, зависимо от количества створок, можно будет проводить установку и сразу после монтажа стен, но рекомендуется все же сначала сделать перекрытие.

Важные нюансы при конструировании крыши

Чаще всего автолюбители выбирают для гаража двускатную крышу. Но для более дешевого строительства можно сделать и односкатную кровлю. Для первого варианта потребуется коньковая балка с сечением 100х100 мм. Ее крепят к верхнему поясу. Для стропильных элементов пригодятся доски размером 100х40 мм.

Стропила должны опираться на стойки. Чтобы распределить нагрузку от снега и ветра, лучше стропила также разместить между стоками. При помощи затяжек стропила стягиваются между собой, что дает возможность немного разгрузить конек. Доски под коньками предпочтительно крепить сверху затяжки и закрепить их листами фанеры либо ОСП.

Значительное количество автовладельцев для обустройства кровли предпочитают использовать профнастил либо металлочерепицу. В подгонке таких листов нет необходимости, а их большие размеры существенно ускоряют ход дел. Укрепляют материалы при помощи простых электрических приборов.

Обшивка стен – дельные советы

Предварительно перед обшивкой стен необходимо сделать обрешетку. Для этого потребуются бруски 40х40 мм. Некоторые специалисты рекомендуют использовать бруски 30х30 мм. После того, как все они установлены, можно приступать к процессу обшивки. Материал для этого мероприятия можно использовать разный. Так, например, некоторые предпочитают внешнюю отделку делать из профнастила. Его крепеж осуществляется внахлест одной волной. Располагать волны следует вертикально, чтобы во время дождя вода равномерно стекала по стене. Для наружной обшивки стен можно порекомендовать также стекломагниевые листы, которые в дальнейшем возможно отштукатурить.

Для внутренней отделки использовать можно ориентировано-стружечные либо древесно-стружечные плиты. Между внешней и внутренней обшивкой рекомендуется устанавливать базальтовую теплоизоляцию. Этот материал не горючий и может выдерживать достаточно высокую температуру.

  • Михаил Малофеев

Особенности плит ОСБ

Плита ОСБ производится из древесных стружек, которые склеиваются между собой под давлением. В качестве клеевой основы берутся смолы, борная кислота и синтетический воск. Такая комбинация придает материалу высокие эксплуатационные свойства:

  1. Стойкость к грибкам;
  2. Гибкость;
  3. Устойчивость к расслаиванию.

При разовом попадании влаги на обшивку стен или потолка облицовка не разрушается, а гибкость панелей позволяет монтировать их на ограниченно неровные поверхности. Важный момент – это устойчивость к грибку и плесени, так как в гараже велика вероятность повышенной влажности и заявленная производителем стойкость повышает срок эксплуатации плит ОСБ.

При выборе плит обращайте внимание на маркировку, ведь из буквенного обозначения можно узнать о содержании в материале синтетических смол. Меньше всего смол у ОСБ-панелей с маркировкой E0 и E1, больше всего у плит со знаком E2 и E3. Чем выше содержание смол, тем лучше панели противостоят влаге и расслаиванию. Для помещений с повышенной влажностью рекомендуется использовать влагостойкие ОСБ-Е3.

Прочие доработки

В декоре гараж не нуждается, достаточно затирки стен раствором цемента, нанести штукатурку и побелить.

Утеплить стены можно пенопластом, в случае сильной стужи потребуется применение отопительных приборов. Оптимальная температура для гаража 5-6 градусов.

Наличие вентиляции в гараже обязательно, чтобы удалять из помещения различные химические запахи и выхлопные газы.

Для этого устанавливают либо покупные системы вентиляции, либо устраивают естественный воздухообмен через дефлектор и приточные решетки.

Смотровая яма необходимая составляющая гаража. Она способствует удобному обслуживанию и ремонту автомобиля.

Подъезд к гаражу, как правило, входит в проект, учитывая всевозможные нюансы: тип покрытия, стилистику укрытия, особенности грунта, наличие подземных источников, местную геологию. Но главное, это удобство, твердость и ровность поверхности.

Для более детального изучения процесса строительства всех составляющих частей гаража, рекомендуется просмотр видео материала, и можно смело приступать к постройке!