Еврейские погромы в польше после вов. Польша — страна скрытых и явных нацистов Геноцид евреев в польше

70 лет тому назад, 4 июля 1946 года, произошло одно из самых страшных событий нашего времени — погром в Кельце. Погром последовал примерно через год после Холокоста, жертвами которого были миллионы евреев.

Кельце - административный центр воеводства, город средней величины в Центральной Польше. Несколько сотен евреев, избежавших уничтожения, жили в 1946 году в этом городе, большинство из них на улице Планты в доме № 7, принадлежащем еврейской общине.

4 июля 1946 года несколько часов по городу распространялся слух, что пропавший девятилетний польский мальчик стал жертвой ритуального убийства, совершенного евреями из дома на улице Планты. Вскоре перед этим домом собралась толпа жителей Кельце. То, что пропавший мальчик уже вернулся домой, в этот момент никого не интересовало. Жаждавшая крови толпа ворвалась в дом. Евреев, мужчин и женщин, стариков и детей, выбрасывали из окон. Лежавших с повреждениями на улице добивали железными прутьями, дубинами, молотками. К концу дня улица перед домом была покрыта кровавым человеческим месивом. Зверски были убиты 42 человека.

Ицхак Цукерман - “Антек”, один из руководителей восстания в варшавском гетто, после войны оставался в Польше. Когда до него дошла весть о погроме, он поспешил в Кельце. Там он увидел ужасающую картину. Изуродованные трупы, убитые беременные женщины с распоротыми животами. Об этом он позднее напишет в своей автобиографии. Среди живших в Польше евреев воцарился страх. Многие из них в течение ближайших месяцев покинули страну.

Еще до драмы в Кельце пассажиров-евреев выбрасывали из вагонов на ходу поезда. После погрома такие убийства участились. Юлиан Тувим, известный польский поэт, в июле 1946 года писал своему другу Й. Штаудингеру: “...я хотел поехать поездом в Лодзь. В связи с известными тебе событиями для меня безопаснее отложить поездку на более благоприятное время...”

После погрома среди потрясенных людей циркулировали самые разные догадки о том, какие политические круги инспирировали это преступление. Станислав Радкевич, министр безопасности Польши, во время встречи с представителями Центрального комитета польских евреев, требовавших от правительства энергичных шагов, сказал: “Вы, может быть хотите, чтобы я сослал в Сибирь 18 миллионов поляков?”

Глава польской католической церкви кардинал Хлонд в привлекшем большое внимание заявлении о погроме выразил мнение, что вина за ухудшение взаимоотношений между евреями и поляками “...в значительной степени должна быть возложена на евреев, занимающих сегодня в Польше руководящие посты, пытающихся ввести структуры и порядки, отвергаемые большинством польского народа”.

Общественное мнение Польши десятилетиями замалчивало эту трагедию. И только в 1996 году министр иностранных дел Дариуш Росати в письме Всемирному Еврейскому конгрессу в 50-ю годовщину погрома заявил: “Мы будем оплакивать жертвы погрома в Кельце. Этот акт польского антисемитизма следует рассматривать как нашу общую трагедию. Нам стыдно, что Польша совершила такое преступление. Мы просим у вас прощения”.

Впервые подобные слова произнес польский политик. За кого он просил прощения?

Он просил прощения за шлифовальщика Марека с металлургического завода, который с сотнями других рабочих штурмовал дом на Планте, чтобы убивать евреев.

Он просил прощения за пани Чезию, которая, возвращаясь с базара, подняла палку, чтобы размозжить лицо выброшенной из окна 2-го этажа еврейской девушке, еще показывающей признаки жизни.

Он просил прощения за сапожника Юрека, который, прибив молотком подошвы бывших у него в починке ботинок, поспешно закрыл мастерскую и разбивал этим молотком головы жертв.

Он просил прощения за паненку Асю и ее жениха Хенрика, бросавших камни в выволакиваемых из дома людей.

Он просил прощения за зеленщика Януша, покинувшего свою лавку, прихватив железный прут, и вернувшегося туда через 3 часа, облитым кровью жертв.

Он просил прощения за миллионы поляков, которые равнодушно молчали.

Конечно, это преступление, если сравнить его с тем, что творили немцы с евреями, только строчка в истории этого столетия, и все же... Просто невозможно было себе представить, чтобы через год после величайшей трагедии еврейского народа в центре одного из городов так зверски убивали людей.

Но разве не многое, что случилось в этом столетии, казалось невозможным — и все-таки произошло?»

Вторая мировая. Как поляки убивали евреев

Поляки - настоящие европейцы, без обмана. В этом вы можете убедиться сами, прочитав следующие два материала на одну и ту же тему. Писатель Трычик - сильный человек. Писать о том, о чем хочет забыть целый народ - это одно, а признать, что ты потомок (возможно) убийцы и всё равно продолжать "копать" - необходимо иметь большую смелость. Автор книги суров к себе и своим предкам.

Между прочим, именно поляки в 1938 году, в союзе с Гитлеровской Германией, одновременно вторглись в суверенные земли европейской Чехословацкой Республики, страны-члена "Лиги Наций. Свой набор антиеврейских законов, аналогичный нацистским, которые были осуждены Нюрнбергским Трибуналом, поляки приняли в середине 1920-х - на десятилетие раньше нацистов!

Не только евреям досталось от поляков, например в сентябре 1939 года поляками был устроен геноцид немецкого населения Бромберга и Шулитце. А уже после войны куда-то исчезли полтора миллиона силезских немцев.

Ну и конечно первый концлагерь на территории Польши построили отнюдь не немцы, а сами поляки ещё до начала Второй Мировой в Березе-Картузской, где творились ужасы ничуть не хуже, чем потом в Аушвице, Биркенау или Дахау.

Как польские крестьяне помогали убивать евреев

Опубликовано в "Die Welt" , Германия.

Канадский историк изучил вопрос о том, как поляки католического вероисповедания помогали немецким оккупантам в охоте за скрывавшимися евреями. В качестве вознаграждения можно было получить сахар, водку и бывшую в употреблении одежду.

Помощь из своекорыстия и жажды прибыли — можно ли вообще назвать нечто подобное помощью? Не присутствует ли в данном случае, по крайней мере, определенное количество альтруизма? К Михалю Козику (Michal Kozik) это, очевидно, не относится. С 1942 года по 1944 годы этот поляк-католик прятал еврейку Ривку Глюкман (Rywka Glueckmann) и двух ее сыновей в своем доме в городе Домброва-Тарновска (Dabrowa Tarnowska), расположенном примерно в 80-и километрах к востоку от Кракова.

Козик предоставил им убежище, но требовал за это деньги. Когда троим беглецам уже нечем было платить, он убил их топором. Крики этих людей слышали в нескольких соседних домах. Многие польские евреи искали для себя убежище во время Второй мировой войны. Дело в том, что немецкие оккупанты занимались «зачисткой» гетто, в которые в 1939-1940 году они были насильственно переселены, а затем жителей гетто отправляли в лагеря смерти. Пытаясь избежать депортации, многие евреи скрывались в сельской местности. Они прятались в лесах или искали защиты у местного населения.

Для обнаружения скрывавшихся евреев немецкие полицейские, ответственные за поддержание оккупационного режима, пытались склонить преимущественно католическое и антисемитски настроенное сельское население к оказанию помощи в розыске евреев. Часто эти поиски превращались в охоту, продолжавшуюся несколько дней или даже целую неделю. Историк Ян Грабовски (Jan Grabowski) из Оттавского университета представил недавно в своей книге «Охота на евреев. Предательства и убийства в оккупированной немцами Польше» (Judenjagd. Verrat und Mord im deutsch besetzten Polen) результаты исследования этого аспекта Холокоста, который до последнего времени по большей части не замечался.

В принципе, во враждебном отношении к евреям и в преступлениях, совершенных против них в XX веке в Польше, нет ничего нового. Наиболее известное преступление против европейских евреев после войны было совершено 4 июля 1946 года в городе Кельце. Польские ополченцы и гражданские лица в ходе погрома напали на людей, переживших ужасы национал-социалистического безумия, а спровоцировали эти события распространившиеся слухи о похищении ребенка, якобы совершенного евреями.

В ходе погрома были убиты 42 человека. Так же хорошо изучена и кровавая бойня в Едбавне. В этом небольшом городке, расположенном к северо-западу от Варшавы, 10 июля 1941 года толпа поляков согнала еврейское население на площадь. В присутствии немецких оккупантов некоторые евреи еще по пути были подвергнуты издевательствам и убиты, а остальных загнали в сарай и сожгли там заживо. В огне погибли в общей сложности 340 человек — мужчины, женщины и дети.

Когда американский историк Ян Гросс (Jan Gross) детально описал эти события в своей вышедшей в 2001 году книге «Соседи», эта публикация привлекла к себе интерес в Польше, а также в других странах. По мнению Гросса, все эти бесчинства не были спровоцированы немцами, и они не принимали в них участия, а присутствовавшие при этом люди в немецкой военной форме лишь снимали происходившее на пленку. Хотя польский Институт национальной памяти не смог опровергнуть результаты исследования Гросса, его подвергли резкой критике за то, что они приписал полякам активную роль в Холокосте.

Новое исследование Грабовски основано на польских, еврейских и немецких источниках, то есть на документах, свидетельских показаниях, а также на материалах судебных процессов, происходивших после войны. В его книге описаны специально организованные поиски евреев, которые проводились до чисток в гетто в 1942 и 1943 годах, а также во время них. Грабовски еще больше заостряет тезис Гросса. Ведь в Едбавне присутствовали, по крайней мере, «немецкие операторы», тогда как, по мнению Грабовски, в окрестностях города Домброва-Тарновска некоторые поляки по собственной инициативе и без участия немецких подразделений убивали евреев, скрывавшихся в их местности.

Депортация варшавских евреев в лагеря смерти

В надежде сохранить свою жизнь многие местные евреи бежали из гетто в леса и деревни этого округа. Они прятались в землянках и в других убежищах, а также в амбарах, конюшнях и бараках. Иногда они скрывались в подвалах или на чердаках в домах польских крестьян. Эти евреи жили в постоянном страхе и боялись, что будут обнаружены — или умрут с голоду.

Грабовски разделяет «охоту на евреев» на две фазы. Первая была непосредственно связана с «зачисткой» гетто и проводилась преимущественно немецкими спецподразделениями, польской строительной службой Baudienst и еврейской «Службой порядка». Тот, кому удалось избежать преследования на этом этапе, становился мишенью в ходе второй фазы. Помимо немецких подразделений, в ней принимали участие отряды так называемой «голубой полиции», то есть поляки-полицейские, подчинявшиеся оккупационным властям.

Конечно, сельское население получило указание принять участие в этой охоте. Однако нередко в этом не было необходимости: многие гражданские лица, как следует из документов, участвовали в устроенной охоте на людей вполне добровольно и демонстрировали при этом усердие: они сообщали о скрывавшихся евреях полицейским, которые их либо сразу расстреливали, либо отправляли в близлежащие места сбора, где их потом убивали. Часто местом подобных сборов были просто еврейские кладбища.

Как и во время охоты на зверей, польские крестьяне прочесывали леса, используя при этом палки для того, чтобы скрывавшиеся люди оказались в конечном итоге в руках ожидавших их на краю леса ополченцев. Местные жители поджигали хижины, где, по их мнению, могли прятаться евреи, или бросали гранаты в подвалы, в которых они скрывались. Они выбивали двери и вышибали окна для того, чтобы обнаружить там евреев. Точно нельзя назвать количество евреев, которых польские крестьяне убили собственноручно. Только в Домброва-Тарновска погибли 286 человек.

С помощью наказаний и поощрений оккупационные власти пытались обеспечить участие местного населения в организованной ими охоте. За каждого обнаруженного или убитого еврея выдавалась премия — например сахар, водка, картофель, масло или одежда схваченного человека. А того, кто помогал скрывавшимся евреям, в худшем случае могли и убить.

Тем не менее некоторые поляки оказывали евреям помощь. Но требовали за это много денег. Они заключали сделки с людьми, оказавшимися в безвыходном положении. Были и такие люди, которые прятали у себя евреев из любви к ближнему. 286 человек были убиты, однако около 50 человек в этом округе были спасены, и они остались живы благодаря поддержке поляков-христиан. Однако подобные случаи были исключениями.

На примере города Домброва-Тарновска Грабовски показывает: если бы не было участия местного населения, то большее количество евреев смогли бы пережить холокост. Мотивы были различными: подстрекательство со стороны немцев, надежда на получение вознаграждения, страх наказания или просто существовавшие в течение столетий антисемитские предрассудки и обыкновенная корысть. А также, естественно, то одичание, к которому приводила постоянная антисемитская пропаганда оккупантов.

Конечно же, результаты исследования Грабовски ничего не меняют в отношении тех немцев, которые несут ответственность за гибель миллионов евреев. Однако они дополняют картину, делают ее более ясной. Любые попытки поставить под сомнение Холокост с помощью ссылок на атисемитские настроения поляков-католиков, совершенно не затрагивают сути самого вопроса.

Источник :

Польский сейм принял тут резолюцию о геноциде поляков на Волыни в 1943-1944 годах - прелестно. У меня куча родственников в Польше, с которыми наши семьи не теряли связи с 1939 года, и кто там из наших пращуров первым перешел в католичество или в православие, это спорный вопрос, сокрытый во мраке веков. Потому что кто из наших общих предков был поляк, а кто украинец, определялось только тем, церковь или костел он посещали по воскресеньям.
Один из моих дедушек в 30-х годах служил в польской армии, польский был его вторым родным языком, но он был православным, считал себя украинцем, и кто там кого геноцидил на Волыни, мог бы многое рассказать.
Но оставим устную историю, и поговорим об общепризнанных документально подтвержденных фактах, на основании которых Кнессет просто обязан принять резолюцию о геноциде евреев в Польше в период Второй мировой войны, и после неё.

Польские евреи, 1939 год

На территории Польши евреи жили с XI века, и примерно тогда же там стал формироваться антисемитизм, вылившийся в привилей «Privilegium de non tolerandis Judaeis» (с лат. - «Привилегия о нетерпении евреев»). В результате его применения началась массовая эмиграция еврейского населения на территорию сегодняшней Украины, а численность евреев в Киевском воеводстве к 1648 году достигла до 200 тыс. человек.
На 1 сентября 1939 года численность еврейского населения Польши составляла 3,3 млн (крупнейшая община в Европе). Из них во время войны погибло 2,8 млн, то есть 85 %, и не всех из них убили немцы - евреев с удовольствием убивали поляки, как коллаборационисты, так и польские националисты.

Поляки в Томашув-Мазовецки (Лодзинское воеводство) на отрезании еврейской бороды, октябрь-ноябрь 1939 года

.
Так 10 июля 1941 года в деревне Едвабне был учинен погром, в котором погибло около 1 500 евреев включая женщин и детей, причем доказано, что погромщики были поляками, проживающими в окрестных районах. В 2001 году Президент Польши Александр Квасьневский официально принёс извинение еврейскому народу за это преступление. Ну как Порошенко недавно принес официальные извинения польскому народу.
Всего во время Второй мировой войны поляки совершили военные преступления против польских евреев как минимум в 24 районах страны, и немцы их не организовывали - просто наблюдали. А некоторые историки (например профессор Принстонского университета Ян Томаш Гросс) утверждают, что поляки во время войны убили евреев больше, чем нацисты.

Еврейские семьи в Варшавском гетто, 1943 год

Когда Красная Армия выбила немцев из Польши, в ней оставались около 250 тысяч чудом выживших евреев (вернувшиеся из концлагерей и территорий СССР, или бывших партизан), и к тем еврейским погромам немцев уж никак не приплетешь. Польские власти официально признают, что по документально подтвержденным сведениям с ноября 1944 года по декабрь 1945 года поляками был убит 351 еврей. При этом они согласны, что определить точное количество погибших евреев в ПОСЛЕвоенной Польше не представляется возможным.
Польскими властями официально признаны погромы поляками евреев после изгнания немцев в Кельце, Кракове, Люблине, Жешуве, Тарнове, Сосновичи. Погром в Кельце 4 июля сорок ШЕСТОГО года, стал последний погромом в Европе. В нём документально подтверждена гибель 43 евреев, среди которых были дети и беременные женщины, но сколько там на самом деле погибло, одному еврейскому Богу ведомо. Польский президент Лех Качиньский назвал погром в Кельце «огромным позором для поляков и трагедией евреев», и тоже извинился.

Гробы с евреями, убитыми во время погрома в Кельце, 6 июля 1946 года

Погром в Кельце вызвал массовую эмиграцию евреев из Польши - в течение июля из неё выехало 19 тыс. человек, в августе 35 тыс., и волна отъезда спала лишь к концу 1946 года, когда положение в Польше нормализовалось, в основном благодаря карательным мерам советского военного командования. Да и евреев в Польше к тому времени практически не осталось - по переписи 2002 года сейчас в Польше проживает всего около одной тысячи евреев из 39-миллионного населения страны (для сведения - в Украине проживает около 80 тыс. евреев).
При этом изгнание евреев из Польши следует рассматривать в контексте общей этнической чистки, проводившейся тогда поляками - это и изгнание украинцев из восточных воеводств, это и изгнание немцев из присоединенных к Польше западных областей.

Причины еврейских погромов поляками, были типичными для всех времен и народов:
- распространения слухов о ритуальном убийстве евреями польского ребёнка;
- убийства евреев с целью захвата их домов и собственности и нежелание поляков возвращать присвоенное во время войны еврейское имущество;
- «Иудеополония», это такая польская вариация теории всемирного жидомасонского заговора.
Но были и специфические причины - в новой власти Польши евреев было непропорционально много, и ненависть поляков к русским и коммунизму, перекинулась на евреев.

Свастика на еврейском кладбище в Высоке-Мазовецке (Подляское воеводство), 19 марта 2012 года

Повторюсь - учитывая вышеизложенное, Кнессет Израиля просто обязан принять резолюцию о геноциде евреев поляками. Ну и о геноциде евреев русскими, заодно, чтоб два раза не вставать…


Читайте

Размышления о е врейском погроме 1946 года в Кельце

Ежи Дабровски

Четвертого июля 1946 года произошло одно из самых страшных событий нашего времени - погром в Кельце. Погром последовал примерно через год после Холокоста, жертвами которого были миллионы евреев.

Похороны погибших.

Немногие из оставшихся в живых пали жертвами кровавой резни.

Кельце – административный центр воеводства, город средней величины в Центральной Польше. Несколько сотен евреев, избежавших уничтожения, жили в 1946 году в этом городе, большинство из них на улице Планты в доме № 7, принадлежащем еврейской общине.

Несколько часов по городу распространялся слух, что пропавший девятилетний польский мальчик стал жертвой ритуального убийства, совершенного евреями из дома на улице Планты. Вскоре перед этим домом собралась толпа жителей Кельце. То, что пропавший мальчик уже вернулся домой, в этот момент никого не интересовало. Жаждавшая крови толпа ворвалась в дом. Евреев, мужчин и женщин, стариков и детей, выбрасывали из окон. Лежавших с повреждениями на улице добивали железными прутьями, дубинами, молотками. К концу дня улица перед домом была покрыта кровавым человеческим месивом. Зверски были убиты 42 человека.

Ицхак Цукерман – “Антек”, один из руководителей восстания в варшавском гетто, после войны оставался в Польше. Когда до него дошла весть о погроме, он поспешил в Кельце. Там он увидел ужасающую картину. Изуродованные трупы, убитые беременные женщины с распоротыми животами. Об этом он позднее напишет в своей автобиографии. Среди живших в Польше евреев воцарился страх. Многие из них в течение ближайших месяцев покинули страну.

Еще до драмы в Кельце пассажиров-евреев выбрасывали из вагонов на ходу поезда. После погрома такие убийства участились. Юлиан Тувим, известный польский поэт, в июле 1946 года писал своему другу Й. Штаудингеру: “...я хотел поехать поездом в Лодзь. В связи с известными тебе событиями для меня безопаснее отложить поездку на более благоприятное время...”

После погрома среди потрясенных людей циркулировали самые разные догадки о том, какие политические круги инспирировали это преступление. Станислав Радкевич, министр безопасности Польши, во время встречи с представителями Центрального комитета польских евреев, требовавших от правительства энергичных шагов, сказал: “Вы, может быть хотите, чтобы я сослал в Сибирь 18 миллионов поляков?”

Глава польской католической церкви кардинал Хлонд в привлекшем большое внимание заявлении о погроме выразил мнение, что вина за ухудшение взаимоотношений между евреями и поляками “...в значительной степени должна быть возложена на евреев, занимающих сегодня в Польше руководящие посты, пытающихся ввести структуры и порядки, отвергаемые большинством польского народа”.

Общественное мнение Польши десятилетиями замалчивало эту трагедию. И только в 1996 году министр иностранных дел Дариуш Росати в письме Всемирному Еврейскому конгрессу в 50-ю годовщину погрома заявил: “Мы будем оплакивать жертвы погрома в Кельце. Этот акт польского антисемитизма следует рассматривать как нашу общую трагедию. Нам стыдно, что Польша совершила такое преступление. Мы просим у вас прощения”.

Впервые подобные слова произнес польский политик. За кого он просил прощения?

Он просил прощения за шлифовальщика Марека с металлургического завода, который с сотнями других рабочих штурмовал дом на Планте, чтобы убивать евреев.

Он просил прощения за пани Чезию, которая, возвращаясь с базара, подняла палку, чтобы размозжить лицо выброшенной из окна 2-го этажа еврейской девушке, еще показывающей признаки жизни.

Он просил прощения за сапожника Юрека, который, прибив молотком подошвы бывших у него в починке ботинок, поспешно закрыл мастерскую и разбивал этим молотком головы жертв.

Он просил прощения за паненку Асю и ее жениха Хенрика, бросавших камни в выволакиваемых из дома людей.

Он просил прощения за зеленщика Януша, покинувшего свою лавку, прихватив железный прут, и вернувшегося туда через 3 часа, облитым кровью жертв.

Он просил прощения за миллионы поляков, которые равнодушно молчали.

Конечно, это преступление, если сравнить его с тем, что творили немцы с евреями, только строчка в истории этого столетия, и все же... Просто невозможно было себе представить, чтобы через год после величайшей трагедии еврейского народа в центре одного из городов так зверски убивали людей.

Но разве не многое, что случилось в этом столетии, казалось невозможным - и все-таки произошло?..

Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

Во время второй мировой войны от рук нацистов погибло не менее 2,8 миллионов польских евреев.Нацистами именно в Польше были созданы фабрики смерти: Треблинка-2, Аушвиц-Биркенау (Освенцим-2), Собибор, Белжец.

После того, как в лагерях смерти были убиты практически все польские евреи, туда стали прибывать эшелоны из других стран, захваченных гитлеровцами. Однако польские евреи во время войны гибли не только от внешнего врага, но и от своих соседей поляков.


Во время второй мировой войны поляки совершили военные преступления против евреев как минимум в 24 районах страны. К такому выводу пришла правительственная комиссия, расследовавшая события в Польше, относящиеся к началу Второй мировой войны.Доклад комиссии занимает 1500 страниц и называется «Вокруг Едвабно». Едвабно - это небольшой польский город, ставший символом уничтожения евреев поляками ещё до начала массового уничтожения евреев фашистским режимом Германии. Долгое время убийства евреев во время войны на территории Польши считались делом рук исключительно нацистов, но правительственное расследование, проводившееся в течение двух лет, доказало, что за этнической резней стояли именно поляки. Согласно расследованию Института Национальной Памяти, число убитых поляками евреев только в Едвабно — не менее 1 тыс. человек. Точное число евреев, убитых поляками во время войны, невозможно установить, однако известно, что по результатам 60 расследований обвинения в преступлениях против евреев были предъявлены 93 полякам в 23 регионах страны. Об этом в Польше сегодня предпочитают не говорить.

Погром в Едвабне.

М ассовое убийство евреев в деревне Едвабне в Белостокской области БССР (теперь Польша) во время Второй мировой войны, в июле 1941 г. Долгое время считалось, что погром совершили немецкие каратели, однако теперь известно, что основную массу погромщиков составляли поляки, проживавшие в окрестных районах.10 июля 1941 г. толпа разъярённых поляков напала на евреев, включая местного раввина. Большинство евреев были заживо сожжены в овине.


Г руппа еврейских детей с учителями, Едвабне, 1938.

До 2000 года считалось, что это массовое убийство было осуществлено немцами. Однако в 2001 году американский историк Ян Томаш Гросс опубликовал книгу «Sąsiedzi: Historia zagłady zydowskiego miasteczka», в которой показал, что погром был совершён местными жителями без немецкой помощи. Основные факты выглядят бесспорно. В июле 1941 года большая группа живших в Едвабне поляков приняла участие в жестоком уничтожении почти всех тамошних евреев, которые, кстати сказать, составляли подавляющее большинство жителей местечка. Сначала их убивали поодиночке — палками, камнями, мучили, отрубали головы, оскверняли трупы. Потом, 10 июля, около полутора тысяч оставшихся в живых были загнаны в овин и сожжены живьём.Некоторые поляки не согласились с такой оценкой событий. Расследование, проведённое с 2000 по 2004 г. польским «Институтом народной памяти» (Instytut Pamięci Narodowej, IPN) закончилось выводами, в основном подтверждающими версию Гросса, кроме числа евреев, погибших от рук поляков. Число 1600 погибших IPN счёл завышенным и опубликовал цифру 340—350 человек. По утверждению прокурора Радослава Игнатьева, не исключено, что «убийства были инспирированы немцами, а сам факт присутствия немецких солдат на месте следует считать равнозначным данному ими согласию на убийство».

Некоторые польские историки и общественность до сих пор спорят о числе жертв. Они утверждают, что не во всех жертвах повинны поляки, а мол на них сейчас навешивают вину немецких нацистов. Можно, конечно разбираться по поводу точности цифр. Но факт остаётся фактом-поляки немало поспособствовали геноциду. Причём на добровольной основе. И тому есть множество свидетельств от самих поляков.Оправдывают польские власти, историки и журналисты тем, что мол еврейское население "восточных кресов" с радостью встречало РККА и советские власти в 1939 г. Хорошо оправдание, нечего сказать. На этом основании выходит можно убивать людей-потому как сотрудничали или радовались приходу советской власти...

Проф. Томаш Стшембош, историк:

Прежде чем оценивать позиции и поведение различных социальных и национальных групп на территориях, занятых Рабоче-крестьянской Красной армией (РККА), следует вспомнить основополагающие факты, ибо, не зная тогдашней действительности, нельзя понять людей, живших там постоянно или занесенных туда военной бурей. (...)

Еврейское же население, особенно молодежь, массово приветствовало вторгающуюся армию и введение новых порядков, в том числе и с оружием в руках. (...)

Второй вопрос — это сотрудничество с репрессивными органами, прежде всего с НКВД. Сначала этим занимались всяческие «милиции», «красные гвардии» и «революционные комитеты», позднее — «рабочая гвардия» и «гражданская милиция». В городах они почти полностью состояли из польских евреев. Позже, когда РКМ [«рабоче-крестьянская милиция»] взяла положение в руки, евреи все еще были представлены в ней чрезмерно. Польские евреи в гражданской одежде, с красными нарукавными повязками, вооруженные винтовками, широко принимали участие также в арестах и депортациях. Это было страшнее всего, но польскому обществу бросалось в глаза и чрезмерное число евреев во всех советских учреждениях. Тем более что до войны тут доминировали поляки!

Кардинал Юзеф Глемп, примас Польши:

"...У меня до войны не было контактов с евреями: там, где я жил, их почти не было. Польско-еврейский антагонизм иногда встречался, но на экономическом фоне. Евреи были ловчее и умели эксплуатировать поляков — так, по крайней мере, их воспринимали. Другой причиной неприязни к евреям были их симпатии к большевикам. Это была одна из главных причин, но она не вытекала из религиозного контекста. Вероисповедание в довоенной Польше не играло особой роли в неприязни к евреям. Евреев не любили еще за их странный фольклор. (...)".."...Мы задумываемся: не должны ли евреи признать свою вину перед поляками, особенно за период сотрудничества с большевиками, за соучастие в депортациях, за отправку поляков в тюрьмы, за унижения многих своих сограждан и т.п. (...)"..."...Я думаю, что президент Квасневский не имеет формальных оснований просить прощения от имени народа, но предпочел бы этого не комментировать ."

Осенью 1941 года, после первых акций массового уничтожения поляками евреев, генерал Грот-Ровецкий, руководитель подпольной Армии Крайовой, писал в Лондон польскому правительству в эмиграции:

«Проеврейские симпатии, выражаемые в заявлениях членов лондонского правительства, производят весьма неблагоприятное впечатление в стране и весьма способствуют успеху нацистской пропаганды. Прошу принять во внимание, что подавляющая часть населения настроена антисемитски. Даже социалисты не составляют в этом исключения, отличие только в тактике. Необходимость эмиграции как способа решения еврейского вопроса так же очевидна для всех, как и необходимость изгнания немцев. Антисемитизм стал широко распространённым явлением ».

В 1944 году комиссар лондонского правительства Кельт сообщал в своём отчете о поездке в Польшу: «Согласно мнению на местах, лондонское правительство перебарщивает в выражении своих симпатий к евреям. Учитывая, что в стране евреев не любят, высказывания членов правительства воспринимаются как слишком филосемитские».

Поразительно и то, что даже те, кто реально помогали евреям, оставались активными их ненавистниками. В августе 1942 года писательница Зофья Коссак, руководитель влиятельной подпольной католической организации «Фронт возрождения Польши», опубликовала листовку следующего содержания:

«Мы говорим от имени поляков. Наше отношение к евреям не изменилось. Мы по-прежнему считаем их политическими, экономическими и идейными врагами Польши. Более того, мы знаем, что они ненавидят нас больше, чем немцев, и считают нас виновными в своих бедах. Но даже это не освобождает нас от обязанности осудить совершающееся преступление».

Во время восстания в Варшавском гетто участники польского Сопротивления старались оказывать повстанцам помощь по возможности скрытно, чтобы не подорвать уважения польского общества к своему делу. Такое отношение к полякам, помогающим спастись евреям, было повсеместным. Так жительнице Евдабно Антонине Выжиковской, которая спрятала семерых евреев от польской расправы, пришлось самой скрываться от своих земляков после того, как они избили её за сострадание к евреям.

С 1973 по 1985 годы французский документалист Клод Ланцман снимал девятичасовой документальный фильм «Шоа», полностью составленный из интервью выживших евреев, бывших охранников концлагерей и поляков, видевших Холокост своими глазами. Самое сильное впечатление производят не рассказы очевидцев, видевших смерть сотен тысяч евреев, а ухмылки поляков, с которыми они вспоминали о железнодорожных составах, перевозивших тысячи людей. Поляки, рассказывая об обречённых на смерть евреях, привычно ухмылялись и выразительно проводили ребром ладони по горлу.

Они делали этот жест и тогда, когда вагоны, набитые обречёнными людьми, проезжали мимо них, направляясь в лагерь смерти. В фильме они объясняли свой жест желанием сообщить идущим на смерть о ждущей их участи, но по радостной ухмылке этих польских крестьян видно, что участь евреев их вполне устраивает, как их устраивает то, что уже во время войны они заняли опустевшие дома своих еврейских соседей.

В Польше, в отличие от всех других европейских стран, массовое уничтожение евреев не вызвало у поляков массового сочувствия к гонимому народу. Геноцид евреев вызвал только довольные ухмылки поляков. А после войны в Польше начались еврейские погромы...

11 августа 1945 года случился крупный погром в Кракове. Вмешавшиеся части Войска Польского и Советской армии положили конец погрому, но среди евреев были убитые и раненые. В докладной записке польских властей говорилось, что с ноября 1944 года по декабрь 1945 года был убит, по доступным сведениям, 351 еврей.

В 1946 году жертв было уже больше. Самый известный , где до начала второй мировой войны проживало около 20 000 евреев, что составляло треть населения города. После окончания войны в Кельце вернулось всего лишь 200 выживших евреев, главным образом — бывших узников нацистских концентрационных лагерей. Поводом для начала погрома стало исчезновение восьмилетнего мальчика, который, после возвращения рассказал, что его похитили евреи и, спрятав, намеревались убить. Позже в ходе расследования выяснилось, что мальчик был отослан отцом в деревню, где его научили, что он должен был рассказывать.

Утром 4 июля 1946 года начался погром, к полудню возле здания еврейского комитета в Кельце собралось около двух тысяч человек. Среди звучавших лозунгов были: «Смерть евреям!», «Смерть убийцам наших детей!», «Завершим работу Гитлера!». В полдень в здание прибыла группа во главе с сержантом польской милиции, которая присоединилась к погромщикам. Толпа взломала двери и ставни, погромщики проникли в здание и начали убивать укрывшихся там людей поленьями, камнями и заготовленными железными прутьями.

В ходе погрома было убито от 40 до 47 евреев, среди них были дети и беременные женщины. Также больше 50 человек было ранено. В ходе погрома были убиты двое поляков, пытавшихся противостоять погромщикам.

Уже 9 июля 1946 года на скамье подсудимых перед участниками выездной сессии Верховного военного суда оказались двенадцать человек, а 11 июля к смертной казни были приговорены девять обвиняемых, по одному — к пожизненному заключению, к десяти годам и к семи годам тюрьмы.

Несмотря на суровые приговоры, погром в Кельце положил начало массовой эмиграции евреев из Польши.

Если в мае 1946 года из Польши уехало 3500 евреев, в июне - 8000, то после погрома в Кельце в течение июля уехало 19 000 человек, в августе — уже 35 000.

Советское посольство в Варшаве 24 сентября 1946 года сообщало в МИД СССР, что за несколько месяцев, начиная с июня этого года, страну покинуло более 70 — 80 тысяч евреев. В официальном документе так оценивались причины исхода евреев из Польши:

«Наличие антисемитских взглядов в стране в предвоенные годы и усиленная пропаганда их за годы немецкой оккупации дают себя чувствовать и в настоящее время. Возникали трудности с определением евреев на работу, т.к. имелись руководители предприятий, которые отказывались принимать евреев на работу, боясь недовольства со стороны коллектива своего предприятия. Для предприятий же, где работало значительное количество евреев, нередко чинились препятствия в предоставлении сырья, вспомогательных материалов, транспорта.

Мыслью покинуть Польшу и найти себе другое местожительство, приобрести себе родину проникалось все большее и большее количество евреев. ... После же событий в Келецком воеводстве началась паника и массовое движение на запад».

После драмы в Кельце евреям стало небезопасно ездит поездами, нередко евреев стали выбрасывать из вагонов на ходу поезда.

Армия Крайова и евреи во время войны .

Формально Армия Крайова была вооружёнными силами правительства Польши, которое стремилось помогать евреям. В штабе Армии Крайовой существовал еврейский отдел. Это было декларировано перед "цивилизованным миром" польским правительством, в Лондоне. Но, как говорится Лондон далеко...И как АК "помогала" евреям в Польше и какими были "братьями по оружию" в борьбе с немецкими нацистами.

В большинстве случаев отряды Армии Крайовой занимались убийством евреев, которым удалось не попасться немецким нацистам. С еврейскими партизанами они воевали. В грубом приближении, от рук АК и подчиненных ей сил погибло столько же евреев, скрывавшихся в лесах, сколько и от рук нацистов. Изредка, однако, еврейским партизанам удавалось сотрудничество и с АК. Например, еврейский отряд в Стажевском лесу под Миньском-Мазовецким пользовался поддержкой местного отряда АК. По некоторым свидетельствам, командир этого отряда Возняк попросту не выполнил приказа сверху об уничтожении еврейского отряда. В 1941-1942 гг. командование АК призывало население не помогать евреям, пытавшимся спастись от нацистов.

Приказ № 116 нового командующего АК генерала Бур-Коморовского от 15 сентября 1943 года был истолкован местными командирами как приказ подавлять еврейские отряды:

Хорошо вооруженные банды бесцельно шатаются по городам и деревням, нападают на имения, банки, торговые и промышленные предприятия, дома и фермы. Грабежи часто сопровождаются убийствами, которые совершаются советскими партизанами, скрывающимися в лесах, или просто разбойными бандами. В нападениях принимают участие мужчины и женщины, особенно еврейки. <...> Я уже издавал приказ местным командирам в случае необходимости применять оружие против этих грабителей и революционных бандитов .

Хотя в период подготовки восстания в Варшавском гетто между руководством АК и боевой организацией евреев было заключено соглашение о сотрудничестве, которое как будто должно было оградить отряды ЕБО от нападений АК, оно сплошь и рядом нарушалось.Сотрудничество Армии Крайовой с остатками варшавской ЕБО стало менее тесным после ареста командующего АК Стефана Ровецкого. Его преемником стал генерал Комаровский ("Бур") - антисемит. «По окончании боев в гетто, — писал командующий ЕБО Ицхак Цукерман Комаровскому — мы бесчисленное количество раз обращались за помощью ради спасения уцелевших бойцов. Нам не дали проводников по каналам, отказали в квартирах в Варшаве, не дали автомашин для вывоза бойцов за город".

Когда в 1944 г. вспыхнуло Варшавское восстание, уцелевшие евреи повсеместно приняли в нем участие. Это неоднократно отмечают авторы воспоминаний о восстании — солдаты и офицеры АК и ГЛ. 3 августа 1944 г. Цукерман отдал приказ всем членам ЕБО (в живых осталось всего десять человек) немедленно примкнуть к польским повстанцам. Однако через сутки выяснилось, что АК не допускает их в свои ряды, и бойцы ЕБО присоединились к отрядам Гвардии Людовой (ГЛ).

Партизанский отряд евреев, бежавших из ченстоховского гетто под командой Ханыза и Гевирцмана, подвергался постоянным нападениям АК. В сентябре командир послал группу - четырех евреев, русского и двух поляков - отбить у немцев скот, сданный крестьянами. На группу напали члены АК и всю расстреляли. Инцидент положил начало войне АК против отряда Ханыза и Гевирцмана. В конце 1943 года, когда часть группы Гевирцмана находилась в доме крестьянина, дружественного отряду, дом окружили солдаты АК. Они избили евреев и сдали их немцам.

В рабочем лагере для евреев в городе Островец Свентокшиски, на востоке Келецкого воеводства, также была организация Сопротивления. Раздобыв 12 пистолетов, организация устроила побег группе из 17 человек с заданием вступить в АК. Поляки дали беглецам землянку и обучали их обращаться с оружием. Однако в феврале 1943 года, когда эти семнадцать должны были принести присягу, поляки, подчиняясь приказу свыше, открыли по ним огонь. Только двое из евреев спаслись бегством, остальные были убиты.

В Варшавском воеводстве, в лесах в районе Вышкува возникли еврейские партизанские отряды. Наиболее значителен был отряд им. Мордехая Анелевича, состоявший из бывших участников восстания в Варшавском гетто.

Вышкувские леса были давнишней базой АК. И хотя между руководством АК и руководством ЕБО в Варшаве было заключено соглашение о сотрудничестве, оно мало повлияло на поведение отрядов АК по отношению к еврейским партизанам. Прежде всего, АК вела антиеврейскую пропаганду среди крестьян, и это сразу отразилось на снабжении отряда им. Мордехая Анелевича продовольствием. Фактически, для отряда началась война на два фронта - против немцев и против польских партизан правого лагеря.

Под Вышкувом отряд им. Мордехая Анелевича был поделен на три команды. Вскоре в бою с отрядом АК одна команда была истреблена. Жалоба в Варшаву штабу АК оказалась безрезультатной. Вторая команда отряда успешно пустила под откос немецкий воинский состав. Немцы устроили карательную операцию, в которой и вторая команда была разбита, а уцелевшие примкнули к третьей - команде Подольского. Значительная часть команды Подольского погибла в боях с НСЗ, другая часть вернулась в Варшаву, третья примкнула к советским партизанам.

В 1943 году в Ивенецком районе отряд подхорунжего 27-го уланского полка Столбцовского соединения АК Здислава Нуркевича (псевдоним «Ночь»), который насчитывал 250 чел., терроризировал мирных жителей и нападал на партизан.

В ноябре 1943 г. жертвами конфликта между советскими партизанами и уланами Нуркевича стали 10 партизан-евреев из отряда Шолома Зорина. В ночь на 18 ноября они заготавливали продукты для партизан в деревне Совковщизна Ивенецкого района. Один из крестьян пожаловался Нуркевичу, что «жиды грабят».

Бойцы АК окружили партизан и открыли огонь, после чего увели 6 лошадей и 4 повозки партизан. Партизан, которые пытались вернуть имущество крестьянам, разоружили и после издевательств расстреляли. В ответ 1 декабря 1943 г. партизаны разоружили отряд Нуркевича.

После войны .

К середине шестидесятых годов количество проживающих в Польше евреев было менее одного процента от их довоенного количества, то есть около 35 тысяч человек. Но в 1968 году, остававшиеся евреи были изгнаны из страны...После ухудшения отношений с Израилем, антесемитизм в Польше вспыхнул с новой силой.Первый секретарь ПОРП Владислав Гомулка в марте 1968 года обвинил евреев в организации студенческих волнений. Он заявил, что речь идет о «сионистском заговоре», и фактически распорядился начать новые преследования евреев. Перед евреями встала необходимость выбора: эмигрировать, либо полностью отказаться от национальной, культурной и религиозной идентичности. В 2002 году в Польше насчитали в перепись всего 1133 еврея... В то же время, во время войны множество поляков готовы были жертвовать своей жизнью ради спасения евреев. В войну фашистами в Польше было казнено свыше 2 тысяч человек, спасавших евреев или помогавших им.

Оригинал взят у