Фарный костёл, Гродно. Фарный костёл в Гродно Кафедральный Собор Святого Франциска Ксаверия фото история расписание богослужений Расписание служб в костелах гродно на рождество

На центральной площади областного центра Принеманья вот уже более трех столетий возвышается один из красивейших католических храмов Беларуси - кафедральный собор святого Франциска Ксаверия, широко известный также как Фарный костел. Этот храм был основан иезуитами во второй половине XVII века, и входил в комплекс монастыря этого ордена, а потому долгое время он назывался иезуитским костелом.

Сегодня собор является одним из самых ценных памятников архитектуры стиля барокко в нашей стране, и одним из важнейших туристических объектов города на Немане. Видимый из многих точек исторического центра, он поражает своим величием и монументальностью. И неудивительно, ведь этот костел строили около ста лет.

Собор святого Франциска Ксаверия в Гродно (Фарный костёл) - это одна из визитных карточек Гродно и красивейший католический храм Речи Посполитой. Название «Фарный» происходит от слова парафиальный (parafia) - главный храм, двери его открыты с раннего утра до позднего вечера. А потому здесь не только много прихожан, но и туристов.

Костел на своем веку повидал почти все, хотя за триста лет ни капельки не поменялся. А история самого храма берет начало еще раньше. Идею его строительства лелеял еще в XVI веке польский король Стефан Баторий, избравший Гродно одной из своих любимых резиденций. Он пожертвовал на возведение костела десять тысяч злотых. Но из-за внезапной смерти монарха его задумка была реализована только спустя столетие.


Саша Митрахович 03.11.2015 11:24


В 1622-м в Гродно обосновался могучий в ту пору орден иезуитов, чьими усилиями был возведен вначале деревянный костел Святых апостолов Петра и Павла. А в 1678-м был заложен первый камень в строительство каменного храма в честь французского миссионера Франсуа Ксавери, реальной исторической личности, посвятившего в христианство множество африканских народов.

Здание возводилось более четверти века, и только в 1705 году, как свидетельствуют документальные источники, костел был освящен. Это само по себе великое торжество было отмечено серьезным политическим событием. К нему приурочили свои визиты в Гродно русский царь Петр I и польский король Август II. Освящение храма стало поводом для встречи двух самодержцев.

Фарным, т.е. приходским храм стал в 1783 году. Фарный костел и монастырь - это воистину выдающиеся памятники зодчества Беларуси. В свое время ансамбль домов костела и монастыря занимал целый квартал в самом центре Гродно, при всем при этом костел был наиболее роскошным во всей Речи Посполитой. В ансамбль застройки входили коллегиум, аптека (первая в Беларуси, работает в том же месте), библиотека и большое количество подсобных помещений. Вместе с аптекой, библиотекой и прочими помещениями костел входил в комплекс иезуитского монастыря, который занимал целый квартал в Гродно.


Саша Митрахович 03.11.2015 21:59


Высота костела составляет приблизительно 50 метров, делая его доминантой региона. «Фарный» в самом центре города, это как Эйфелева башня в Париже - заметна отовсюду. Не лишним будет заметить, что, ранее башни были всецело открыты, а в настоящий момент прикрыты ставнями, которые оберегают их от ливня и ветра.

В начале основной фасад был довольно несложен, 2 его башни были лишены пластики, присущей развитому барокко. В настоящее время фасад предполагает собой трехъярусную композицию с возвышающимися по бокам 2 башнями-колокольнями. Фасад насыщен ордером, немало тут трудных профилей, арочных и прямоугольных ниш и проемов, башни очень ажурные с ярко выраженными силуэтами. Во внутреннем убранстве широко применялись средства архитектурной пластики, статуя и живопись.


Саша Митрахович 03.11.2015 22:00


Одна из главных достопримечательностей костела - деревянный алтарь высотой с семиэтажный дом, его украшают более 20 редких фигур апостолов, меценатов, святых. 20-метровый центральный алтарь был создан в 1736 году из дерева и тонированный после этого под мрамор. Специальную красоту внутреннему убранству придают развитая многофигурная композиция в алтаре и опорные столбы, красиво оформленные декоративными колонками иконостасов, выполненными целиком из дерева. Его убранство и в настоящий момент поражает фантазия: удивительная резьба по дереву, фрески, прекрасные статуи - иезуиты не пожалели ни сил, ни золота для украшения основного храма гродненского края. Фресковая роспись 1752 года состоит из нескольких сюжетных композиций, находящихся в арочных нишах и сводах.


Саша Митрахович 03.11.2015 22:04


Часть уникального деревянного алтаря костела была уничтожена в июле 2006 года при пожаре, случившемся из-за короткого замыкания. Были утрачены рельефные колоны, часть балюстрады, декор, четыре скульптуры: мецената Лозового, апостолов Якова и Фомы, святого Амброзия.

Восстановить все четыре скульптуры удалось по фотографиям резчикам по дереву из г.п. Вороново Казимиру Мисюре и его сыну Игорю. Мастера вырезали фигуры, как того требовал оригинал - из цельной липы.

По ходу реставрационных работ были восстановлены ранее утраченные элементы (части декора и прочее). Например, у фигуры апостола Андрея, как выяснилось, недоставало левой руки до кисти. Ее отсутствие скрывали деревянные складки одежды, к которой кисть была прикреплена. В результате положение фигуры было сильно изменено, но реставраторы исправили этот недостаток.

Золочение проводилось мастерами из Вильнюса. Цветовое решение определено после проведения исследований оттенков уцелевшей при пожаре части и четырех боковых алтарей, поскольку центральный алтарь, хоть и является главным, был покрашен в последнюю очередь и простоял неокрашенным почти 50 лет. Таким образом, его художественное решение было обусловлено уже духом другой эпохи.

При принятии решения учитывалось и влияние витража, расположенного в верхней части 21-метрового алтаря и изображающего голубя в лучах солнца, так как он является центром художественного решения всего костела. К слову, колористика витража основывается на аналоге из римской базилики святых апостолов Петра и Павла.


Саша Митрахович 03.11.2015 22:07


В одной из башен размещены уникальные маятниковые часы. Длительное время считалось, что они изготовлены в XVII веке, хотя не так давно при тщательном обследовании историки установили, что городские часы в Гродно существенно старше часов в Праге, которые раньше признавались старейшими.

Праге, гордящейся своими знаменитыми курантами с движущимися фигурками, не сохранился старинный часовой механизм, его полностью заменили современным, а в Гродно он уцелел.

Считалось, что механизм часов сделан в конце XV столетия. Но дело в том, что первое упоминание о башенных часах зафиксировано в актах о “Гродненских привилегиях” за 1496 год. Но уже тогда часы характеризуются как “допотопные”, т.е. старинные.

Во время реставрации часов 1995 году выяснилось, что столь уникальный механизм XII - XIV веков. Дело в том, что в механизме часов присутствует очень важный артефакт - двухклиновое соединение, относящееся к эпохе XII века и считающееся утерянным.

Вначале они украшали деревянную башню иезуитского коллегиума, построенного в середине XVII века. Затем она обветшала, и часы были перемещены. Когда точно это произошло, сказать трудно, но в росписи Конгрегатской каплицы костела, сделанной во второй четверти XVIII века, изображение часов уже присутствует.

Интересно, что в XIX - начале ХХ века часы официально считались ратушными, то есть по ним сверял время весь город, и их содержание оплачивалось из средств магистрата. Часы шли до начала Первой мировой войны. Во время войны немецкие войска увезли древние часовые колокола в Германию, позже польские власти приняли решение поменять допотопный механизм на прогрессивный, хотя не успели.

После этого часы многие годы стояли, пока уже в постсоветское время их не удалось восстановить. И вот после долгих лет молчания апреле 1989 года горожане услышали звон часового колокола. И теперь, несмотря на почтенный возраст, эти башенные часы идут секунда в секунду.

Любопытные детали: действие механизма старинных часов происходит под тяжестью груза - 70-килограммовой гири, которая опускается с 15-метровой высоты на протяжении 36 часов. Гиря, отвечающая за бой, и все 150. Механизм словно живой - здесь все открыто, каждая деталь на виду, все крутится, тикает. Царственно качается двухметровый маятник.

До недавнего времени накручивали вручную механизм часов не только хода, но и боя часов. Сейчас же молотки, отбивающие время, отсоединены от часового механизма - ими руководит компьютер. Это упрощает работу, но, к сожалению, бой часов стал более искусственным, утратил свою мелодичность.

Циферблаты часов диаметром более двух метров. Часовая стрелка на циферблате часов имеет метровую длину, минутная - 115-сантиметровую. Чтобы добраться до часов и колоколов, надо преодолеть 132 крутые каменные ступеньки. Как только минутная стрелка показывает четверть часа, на всю округу слышится один удар в колокол, 30 минут - два удара, 45 - три, а ровно в час - четыре.


Саша Митрахович 03.11.2015 22:12


Колокола

Художественную и историческую ценность представляли собой храмовые колокола, отлитые в 1665 году. Три из четырех, в том числе большой часовой, в годы Первой мировой увезены в Германию. Новые колокола появились в 1938-м.

Легенды

За столетия Фарный оброс легендами и былями. Так, гродненские старожилы помнят, что в годы Великой Отечественной в храм попал немецкий снаряд. Пролетел рядом с одной из икон и не взорвался. Гродненцы говорили, что именно эта икона сберегла древний костел.

А позже, в шестидесятые годы ХХ века, его сохранили сами горожане.

В советское время костел постоянно находился под угрозой сноса. Именно такая печальная судьба постигла находящуюся по соседству знаменитую Фару Витовта, в период Российской империи ставшую православным Софийским собором, позже - гарнизонным костелом, и взорванную в 1961 году.

Собор святого Франциска Ксаверия в Гродно (Фарный костёл) - это одна из визитных карточек Гродно. Костел стоит на главной площади города, двери открыты с раннего утра до позднего вечера. А потому здесь не только много прихожан, но и туристов. Костел на своем веку повидал почти все, хотя за триста лет ни капельки не поменялся. А история самого храма берет начало еще раньше. Идею его строительства лелеял еще в XVI веке польский король Стефан Баторий, избравший Гродно одной из своих любимых резиденций. Он пожертвовал на возведение костела десять тысяч злотых.

Однако осуществляться замысел правителя начал лишь много лет спустя, уже после его смерти. В 1622-м в Гродно обосновался могучий в ту пору орден иезуитов, чьими усилиями был возведен вначале деревянный костел Святых апостолов Петра и Павла. А в 1678-м был заложен первый камень в строительство каменного храма в честь французского миссионера Франсуа Ксавери, реальной исторической личности, посвятившего в христианство множество африканских народов.

Здание возводилось более четверти века, и только в 1705 году, как свидетельствуют документальные источники, костел был освящен. Это само по себе великое торжество было отмечено серьезным политическим событием. К нему приурочили свои визиты в Гродно русский царь Петр I и польский король Август II. Освящение храма стало поводом для встречи двух самодержцев.

Фарным, т.е. приходским храм стал в 1783 году. Фарный костел и монастырь - это воистину выдающиеся памятники зодчества Беларуси. В свое время ансамбль домов костела и монастыря занимал целый квартал в самом центре Гродно, при всем при этом костел был наиболее роскошным во всей Речи Посполитой. В ансамбль застройки входили коллегиум, аптека (первая в Беларуси, работает в том же месте), библиотека и большое количество подсобных помещений. Высота костела составляет приблизительно 50 метров, делая его доминантой региона. "Фарный" в самом центре города, это как Эйфелева башня в Париже - заметна отовсюду. Не лишним будет заметить, что, ранее башни были всецело открыты, а в настоящий момент прикрыты ставнями, которые оберегают их от ливня и ветра.

В начале основной фасад был довольно несложен, 2 его башни были лишены пластики, присущей развитому барокко. В настоящее время фасад предполагает собой трехъярусную композицию с возвышающимися по бокам 2 башнями-колокольнями. Фасад насыщен ордером, немало тут трудных профилей, арочных и прямоугольных ниш и проемов, башни ажурны и силуэтны. Во внутреннем убранстве широко применялись средства архитектурной пластики, статуя и живопись.


Одна из главных достопримечательностей костела - деревянный алтарь
высотой с семиэтажный дом, его украшают более 20 редких фигур апостолов, меценатов, святых. 20-метровый центральный алтарь был создан в 1736 году из дерева и тонированный после этого под мрамор. Специальную красоту внутреннему убранству придают развитая многофигурная композиция в алтаре и опорные столбы, красиво оформленные декоративными колонками иконостасов, выполненными целиком из дерева. Его убранство и в настоящий момент поражает фантазия: удивительная резьба по дереву, фрески, прекрасные статуи - иезуиты не пожалели ни сил, ни золота для украшения основного храма гродненщины. Фресковая роспись 1752 года состоит из многосюжетных композиций, находящихся в арочных нишах и сводах. Часть уникального деревянного алтаря костела была уничтожена в июле 2006 года при пожаре, случившемся из-за короткого замыкания. Были утрачены рельефные колоны, часть балюстрады, декор, четыре скульптуры: мецената Лозового, апостолов Якова и Фомы, святого Амброзия. Восстановить все четыре скульптуры удалось по фотографиям резчикам по дереву из г.п. Вороново Казимиру Мисюре и его сыну Игорю. Мастера вырезали фигуры, как того требовал оригинал - из цельной липы. По ходу реставрационных работ были восстановлены ранее утраченные элементы (части декора и прочее). Например, у фигуры апостола Андрея, как выяснилось, недоставало левой руки до кисти. Ее отсутствие скрывали деревянные складки одежды, к которой кисть была прикреплена. В результате положение фигуры было сильно изменено, но реставраторы исправили этот недостаток.

Золочение проводилось мастерами из Вильнюса. Цветовое решение определено после проведения исследований оттенков уцелевшей при пожаре части и четырех боковых алтарей, поскольку центральный алтарь, хоть и является главным, был покрашен в последнюю очередь и простоял неокрашенным почти 50 лет. Таким образом, его художественное решение было обусловлено уже духом другой эпохи. При принятии решения учитывалось и влияние витража, расположенного в верхней части 21-метрового алтаря и изображающего голубя в лучах солнца, так как он является центром художественного решения всего костела. К слову, колористка витража основывается на аналоге из римской базилики святых апостолов Петра и Павла.

В одной из башен размещены уникальные маятниковые часы. Длительное время считалось, что они изготовлены в XVII веке, хотя не так давно при тщательном обследовании историки установили, что городские часы в Гродно существенно старше часов в Праге, которые раньше признавались старейшими. В Праге, гордящейся своими знаменитыми курантами с движущимися фигурками, не сохранился старинный часовой механизм, его полностью заменили современным, а в Гродно он уцелел. Считалось, что механизм часов сделан в конце XV столетия. Но дело в том, что первое упоминание о башенных часах зафиксировано в актах о “Гродненских привилегиях” за 1496 год. Но уже тогда часы характеризуются как “допотопные”, т.е. старинные . Во время реставрации часов 1995 году выяснилось, что столь уникальный механизм XII - XIV веков. Дело в том, что в механизме часов присутствует очень важный артефакт - двухклиновое соединение, относящееся к эпохе XII века и считающееся утерянным. Подробнее о реставрации часов можно почитать в статье Александра Наливайко.
Вначале они украшали деревянную башню иезуитского коллегиума, построенного в середине XVII века. Затем она обветшала, и часы были перемещены. Когда точно это произошло, сказать трудно, но в росписи Конгрегатской каплицы костела, сделанной во второй четверти XVIII века, изображение часов уже присутствует. Интересно, что в XIX - начале ХХ века часы официально считались ратушными, то есть по ним сверял время весь город, и их содержание оплачивалось из средств магистрата. Часы шли до начала Первой мировой войны. Во время войны немецкие войска увезли древние часовые колокола в Германию, позже польские власти приняли решение поменять допотопный механизм на прогрессивный, хотя не успели. После этого часы многие годы стояли, пока уже в постсоветское время их не удалось восстановить. И вот после долгих лет молчания апреле 1989 года горожане услышали звон часового колокола. И теперь, несмотря на почтенный возраст, эти башенные часы идут секунда в секунду.
Любопытные детали: действие механизма старинных часов происходит под тяжестью груза - 70-килограммовой гири, которая опускается с 15-метровой высоты на протяжении 36 часов. Гиря, отвечающая за бой, и все 150. Механизм словно живой - здесь все открыто, каждая деталь на виду, все крутится, тикает. Царственно качается двухметровый маятник. До недавнего времени накручивали вручную механизм часов не только хода, но и боя часов. Сейчас же молотки, отбивающие время, отсоединены от часового механизма - ими руководит компьютер. Это упрощает работу, но, к сожалению, бой часов стал более искусственным, утратил свою мелодичность.
Циферблаты часов диаметром более двух метров. Часовая стрелка на циферблате часов имеет метровую длину, минутная - 115-сантиметровую. Чтобы добраться до часов и колоколов, надо преодолеть 132 крутые каменные ступеньки. Как только минутная стрелка показывает четверть часа, на всю округу слышится один удар в колокол, 30 минут - два удара, 45 - три, а ровно в час - четыре.

Художественную и историческую ценность представляли собой храмовые колокола, отлитые в 1665 году. Три из четырех, в том числе большой часовой, в годы Первой мировой увезены в Германию. Новые колокола появились в 1938-м.

За столетия Фарный оброс легендами и былями. Так, гродненские старожилы помнят, что в годы Великой Отечественной в храм попал немецкий снаряд. Пролетел рядом с одной из икон и не взорвался. Гродненцы говорили, что именно эта икона сберегла древний костел. А позже, в шестидесятые годы ХХ века, его сохранили сами горожане. Тотальная борьба с религией, как известно, сопровождалась уничтожением христианских ценностей, и Фарный также попал в этот черный список. Однако, узнав о готовящемся взрыве, прихожане много дней держали здесь осаду, сутками напролет не покидая здание. И отстояли свою Фару. Благодаря им Кафедральный собор сегодня по-прежнему украшает центральную площадь Гродно.

Костел Пресвятого Искупителя и душпастырский центр редемптористов на улице Курчатова в Гродно начали возводить 14 ноября 1997 г. Архитектурный план монастырского комплекса разработало проектное бюро “Inarko” (архитектор Генрих Зубель) в польском городе Гливице. Проект благословил во время аудиенции Папа Иоанн Павел II.

7 ноября 2000 г. – в стены костела был вмурован угловой камень. Его привезли из базилики св. Петра в Риме (подарен и освящен Папой Иоанном Павлом II). Епископ Пинской епархии Антоний Демьянко в присутствии провинциала Варшавской провинции редемптористов заложил угловой камень в основание костела.

21 июня 1998 г. – состоялись примиции первого редемпториста из Беларуси – о. Станислава Станевского, который с 26 июня 2008 г. по 20 августа 2012 г. был настоятелем парафии на Девятовке.

Работы по завершению строительства святыни продолжали очередные настоятели: о. Юзэф Гэнза, о. Станислав Станевский. В обустройстве здания храма помогали верующие парафии Пресвятого Искупителя и редемптористы и верующие из США, Польши, Италии и Германии.

15 октября 2011 г. – состоялась торжественная консекрация костела Пресвятого Искупителя. Храм был освящен епископом Гродненской епархии Александром Кашкевичем.

Убранство красного костела на Девятовке

Костел построен в стиле неоконструктивизма. Храм представляет собой трехнефный прямоугольный в плане объем под сегментарной жестяной крышей. Слева от входа в храм высится башня-звонница. Ко второму боковому фасаду примыкают двух-трехэтажный монастырский корпус и парафиальные помещения. Кладка стен святыни выполнена из красного керамического кирпича. Жители Девятовки называют Костел Красным.

В главном алтаре находится фигура Пресвятого Искупителя.

В боковых алтарях:

  • икона Матери Божьей Неустанной Помощи (появилась в капличке в 1996 г.),
  • фигура Матери Божьей Фатимской (в 1997 г. была подарена парафии директором «Радиостанции Мария»),