Храм архангела гавриила на чистых прудах. Московская церковь св. Архангела Гавриила. Храм в Мясницкой слободе

Архангела Гавриила (Меншикова башня) впервые встречается в материалах переписи 1551 г. Это была небольшая трехглавая на шатрах церквушка. По месту нахождения – в Мясницкой слободе – называли ее то церковью Гавриила Архангела в Мясниках, а то и храмом Гавриила Великого, что у Поганых прудов. Дело в том, что мясники, заселявшие слободу, сбрасывали в пруды мясные отходы, издававшие зловоние. К 1639 г. выстроили из камня и до конца столетия ее подправляли и расширяли. Слобода позднее стала называться по имени храма — Гаврииловской.

В 1699 г. здесь приобрел имение известный любимец Петра I Алексашка Меншиков, став прихожанином Гаврииловской церкви. Князь Александр тут же активно взялся за обустройство своей усадьбы: выстроил каменный дом, развел сады, вычистил пруды, которые, благодаря его заботам, сменили название на Чистые. Поначалу он щедро пожертвовал на ремонт главной церкви этого района, осуществленный в 1701 г., но уже через 3 года Меншиков соизволил перестроить , пожертвовав еще большую сумму денег. Легенда гласит, что приобрел тогда князь Полоцкую икону Божией Матери, писанную якобы самим апостолом Лукой, и захотел под этот образ построить достойный . Вот так и вышло, что в 1704 г. недавно отремонтированный храм сломали и начали строительство нового.

Новый храм Гавриила Архангела, законченный в 1707 г. произвел в Москве настоящий фурор, которого так жаждал новоявленный князь, не имевший возможности похвастать родовитостью, но ходивший в любимцах у царя. Русский мастер Иван Зарудный с подчиненными (европейскими) архитекторами Д. Трезини, Б. Скала, Г. Пандо и скульпторами Г. Квадро, Д. и Ж. Фонтана создал удивительной красоты и полета храм. Уникальное сооружение в стиле петровского барокко, состоящее из 6 ярусов (четверик и целая серия поставленных пирамидально друг на друга восьмериков), словно взмывало в небо, стремясь своим 30-метровым изящным шпилем с позолоченным архангелом и крестом наверху достать облака.

Фото 1881 г.

При постройке были соблюдены древние традиции русского зодчества – храм и колокольня были совмещены (такие сооружения назывались «иже под колоколы»). 50 колоколов разного размера и гигантские часы, выписанные из Англии в 1708 г., размещались на верхних ярусах храма. По желанию князя с юга пристроили придел Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Храм тут же прозвали в народе «Меншиковой башней», видимо, по аналогии с Вавилонской. Конечно, некоторые родовитые бояре были крайне недовольны, что своей высотой (81 м) храм превышает даже колокольню (она была самой высокой в первопрестольной), ну, а простой люд приходил просто поглазеть на это чудо. И было на что – богатая лепнина, обилие орнаментов, позолота – все радовало глаз. Однако башне Меншикова, как и Вавилонской, не суждено было долго красоваться.

В 1710 г., когда началась подготовка к переносу столицы, князь Александр Меншиков был переведен из Москвы в Петербург, куда поспешил отбыть, прихватив с собой архитекторов и скульпторов, так что отделка церкви Архангела Гавриила сильно замедлилась, храм начал ветшать. А в 1723 г. молния ударила точно в шпиль, спалив его и верхний восьмерик, исполненные из дерева. Обрушиваясь, колокола раздавили своим весом своды, пробив их насквозь. Множество народа пострадало тогда в пожаре, спасая святыни и церковную дорогую утварь. Самое интересное, что за более чем 15 лет, прошедших после постройки, так и не удосужились освятить. Полоцкая икона Богородицы пережила пожар и в 1726 г. переехала в Петербург, а затем исчезла.

Пол столетия храм Архангела Гавриила (Меншикова башня) отстоял в разрушенном виде и лишь в 1773 г. была отреставрирована без верхнего яруса при финансовой поддержке масона Гавриила Измайлова и по слухам использовалась для масонских собраний, благодаря чему внешний декор изменился: фасад и внутренние стены были украшены масонскими символами и тайными знаками, которые в 1863 г. были удалены по требованию митрополита Филарета. Тогда церковь принадлежала уже почтовому ведомству и называлась церковью Архангела Гавриила при Почтамте, позднее стала обычной приходской.

По этой церкви в середине XIX в. сразу несколько улиц и переулков получили название Архангельских.

В 1923 г. храм Архангела Гавриила закрыли большевики, открыв его снова в 1947 г. по просьбе Патриарха Всея Руси для размещения подворья Антиохийской Православной Церкви.

С тех пор храм больше не закрывался, был отреставрирован, богослужения шли своим чередом. Сегодня в нем хранится несколько особо почитаемых икон, среди которых образ Архангела Гавриила в серебряной ризе и икона Божией Матери «Благодатное Небо».

Церковь Архангела Гавриила впервые упомянута в 1551 г. и называлась тогда церковью Гавриила Архангела в Мясниках. В 1620 г. храм именовался «Гавриила Великого, что на Поганом пруде»; он был центром Гаврииловой Патриаршей слободы. В 1657 г. значится уже как каменный. За несколько лет до закладки Петропавловского собора церковь была заново построена. По давней традиции москвичи именуют её Меншиковой башней из-за того, что стояла она во владениях друга и соратника Петра I князя А.Д. Меншикова, который купил в 1699 г. внутри города рядом с Мясницкими воротами усадьбу. Меншиков приказал очистить Поганый пруд, который с тех пор стали называть Чистым, да ещё и во множественном числе, пригласил архитектора Ивана Петровича Зарудного перестроить трехшатровую церковь Архангела Гавриила. В постройке принимали участие известные архитекторы Д. Трезини, Г. Пандо, Б. Скала, скульпторы Д. и Ж. Фонтана, Г. Квадро, К. Феррара.

По своему типу Меншикова башня — традиционный в древнерусском зодчестве столпообразный храм. Состоит из «четверика» и последовательно уменьшающихся кверху, поставленных один на другой «восьмериков», и увенчанный высоким тонким шпилем с фигурой ангела и крестом на высоте 84 м. По замыслу Меншикова, он должен был превышать на несколько метров «Ивана Великого» в Московском Кремле (храм-колокольню Иоанна Лествичника). На башне были часы с курантами, специально купленные Меншиковым в Англии. Первоначально это сооружение было построено по древнему типу «иже под колоколы», когда церковь и колокольня объединены в одном объёме. Задумывая постройку, Зарудный увенчал её высоким деревянным шпилем. Но в 1723 г. в башню ударила молния и сожгла шпиль, колокола рухнули, пробив своды. Много десятилетий стояла церковь в руинах. Отреставрирован храм был только в 1773-1779 гг. масоном Г.З. Измайловым и с 1773 г. использовался для масонских собраний. При достройке башни верхний деревянный ярус не был возобновлен, высота церкви уменьшилась. Оставшиеся два восьмиугольных яруса в 1773 г. были завершены шаровидной главой и шпилем. Белокаменные фигуры ангелов с орудиями Страстей Христовых, стоявшие по углам нижнего восьмигранного яруса, были заменены вазами. В 1863 г. здание было восстановлено как храм и по благословению Филарета, митрополита Московского, со стен были счищены многочисленные масонские символы и изречения. Представить как выглядела колокольня первоначально, можно, вспомнив внешний вид колокольни Петропавловского собора Санкт-Петербурга, т.к. Меньшикова башня является ее прототипом.

Пышный скульптурный декор внутри храма в основном XVIII в., главным образом в притворе и на хорах (статуи, поддерживающие свод), где был устроен верхний храм. Плафон алтарной части увит скульптурными гирляндами плодов и цветов с 4 фигурками ангелов, стоящих на консолях в углах свода. Сохранилась живопись 1770-1780 гг. Первоначальный иконостас не сохранился, после сноса в 1968 г. храма Преображения у Преображенской заставы сюда был перенесен его иконостас. Престолы: Собора Архангела Гавриила и вмч. Феодора Стратилата.

В период с 1923 по 1947 гг. храм был закрыт. В 1947 г. здесь разместилось подворье Антиохийского Патриархата и возобновились богослужения.



До начала 18 века на месте нынешней Меншиковой башни (она находится на Чистых прудах, в Телеграфном переулке) стояла небольшая трёхшатровая церковь Архангела Гавриила, что на Чистых прудах ("у Мясницких ворот"), построенная в 17 веке. В 1704 году прихожанином церкви был святлейший князь Александр Данилович Меншиков. Вернувшись из одного похода, он привёз купленную им в Полоцке древнюю икону Богоматери, по преданию - написанную евангелистом Лукой, и пожелал для неё выстроить на месте старой церкви новый храм. Постройка его началась в 1704 году и закончилась спустя три года. В результате над городом поднялась башня, на полторы сажени (3,2 м) превышающая колокольню Ивана Великого. Это было лёгкое, кружевное, воздушное сооружение, подобного которому Москва ещё не видела.

Существует легенда, что своенравный Меншиков, которого москвичи не любили за "худородство" и постоянно поминали ему пресловутые пироги, которыми он якобы торговал в молодости, хотел уязвить москвичей - возвести сооружение выше Ивана Великого, московской красы и гордости. Но Время судило иначе - во-первых, как мы увидим, гордыня Меншикова была посрамлена, а во-вторых, москвичам новая церковь очень понравилась. Всего лишь за три года до того была закончена постройка Сухаревой башни. "Сухарева башня - невеста Ивана Великого, а Меншикова - её сестра", - говорили в народе. Жители столицы гордились тремя московскими великанами.

Строил церковь зодчий Иван Петрович Зарудный, известный мастер петровского времени. В 1690 году И. Зарудного прислал в Москву гетман Иван Степанович Мазепа по делам церковного строительства на Украине, и зодчий остался в Москве. В 1701 году был определён на службу именным указом царя, работал в Москве и Петербурге, являясь как бы личным зодчим Петра I.

Церковь Архангела Гавриила - одно из самых своеобразных произведений русского зодчества начала 18 века. Как считают, все её архитектурные мотивы навеяны красотой русского резного иконостаса. "Что такое её архитектура, как не поэтический дифирамб зодчего красоте русского иконостаса? Здесь всё - от иконостаса, начиная от тонких резных колонок портала и кончая малейшими деталями убора", писал Игорь Эммануилович Грабарь.

Меншикова башня, на первый взгляд имеющая мало общего с предшествующим русским зодчеством, на самом деле плоть от плоти его. По существу, это традиционный башенный храм "иже под колоколы". Он, правда, в большей степени наделён чертами нового зодчества. Это прежде всего относится к его светскому, гражданскому облику. В этом выдающемся произведении, одном из самых замечательных памятников Москвы, западные влияния органически сплетены с чертами русского зодчества, старинные национальные традиции оживают в новых идеях. Меншикова башня оказала заметное влияние на зодчество Петропавловского собора в Петербурге.

Первоначально башня была в четыре яруса и имела высоту 84,2 м. До пожара 1723 года башня завершалась высоким шпилем, увенчанным флюгером в виде фигуры парящего ангела с крестом в руке. Такой она изображена на гравюре Ивана Фёдоровича Зубова 1711 года, изображающей триумфальный въезд в Москву после Полтавской битвы Петра I с генералами, войском и многочисленными пленными шведами.

Три верхних яруса были сквозными, и на них висели 50 колоколов. Тем самым церковь повторяла древний русский тип храма-колокольни. Для облегчения конструкции верхний ярус был сделан деревянным. На верхнем ярусе храма в 1708 году были поставлены часы с курантами. Куранты отбивали час, полтора и четверть часа, а в полдень все пятьдесят башенных колоколов в течение получаса звонили-переливались, теша слух горожан.

Башню украшало невиданное дотоле обилие каменной скульптуры. Гирлянды из цветов и фруктов, вазы, карнизы, - всё это не только украшает башню, но и придаёт ей лёгкость привесьма немалых размерах. Над украшением церкви работали костромские и ярославские мастера, издавна прославившиеся как искуссные резчики по камню.

После отъезда Меншикова из Москвы церковь оставалась долгое время неотделанной. В 1712 году в здании размещалась навигацкая школа. В 1723 году от удара молнии сгорел верхний деревянный ярус с часами. Рухнувшие колокола проломили своды церкви. В таком виде здание простояло более пятидесяти лет. Все уже забыли, что это была церковь, и звали полуразрушенное сооружение просто Меншиковой башней. Только в 1773-1787 годах церковь Архангела Гавриила была восстановлена. Но восстанавливать её сгоревший верхний ярус не стали, а вместо него увенчали храм своеобразной главкой в форме золотой еловой шишки. Но высота храма при этом значительно уменьшилась.

Из кн. А.Ю. Низовского "Самые знаменитые монастыри и храмы России". 2000. Вече.

Меншикова башня зимой.

Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня) на Чистых прудах в Москве


Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7710021000 памятник барокко в Басманном районе (Архангельский переулок, 15а).
Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова Иваном Зарудным при помощи Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля.

Самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве, Меншикова башня была существенно изменена в 1770-х. Церковь функционировала только летом, зимой службы проводились неподалёку, в церкви Феодора Стратилата, построенной в 1782-1806 гг. Церковь Святого Феодора Стратилата также имела колокола. Несмотря на свою высоту, Меншикова башня колоколов не имела.
Оба храма с 17 июля 1948 года принадлежат Антиохийскому подворью.

1.

2.

3.

4.

5.

Первая церковь во имя архангела Гавриила на этом месте была впервые упомянута в записях переписи 1551 года. К 1657 она была перестроена в камне, и была увеличена в 1679 г.
Двадцать лет позже влиятельный государственный деятель Александр Меншиков консолидировал земельные участки к югу от современных Чистых прудов. Церковь Архангела Гавриила стала домовой церковью его семьи, которая проживала в соседнем квартале с запада, на месте нынешнего Центрального почтамта.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

В 1701 году Меншиков отремонтировал старую церковь, а в 1704 году - приказал снести. Меншиков поручил общее руководство строительством Ивану Зарудному. Доменико Трезини, подчинённый Зарудного, был из европейских мастеров (из семей Fontana, Rusco, Ferrara и пр. из кантона Тичино), но через полгода он был отправлен в Санкт-Петербург.

13.

14.

15.

16.

17.

Новая церковь была структурно завершена к 1707 году, высота составила 81 метр и сравнилась с высотой колокольни Ивана Великого. Здание первоначально имело пять уровней с каменным (нефом, квадратную башню и три нижних восьмиугольных уровня; два верхних восьмиугольника были построены из дерева). В 1708 башня приобрела 50 колоколов и английский часовой механизм. Оно было увенчано 30-метровым шпилем с ангелом в форме флюгера. Первоначальное здание Меншиковой башни в Москве было богато украшено декоративной скульптурой, но большая её часть была утрачена в XVIII веке.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

В 1710 году Меншиков был назначен губернатором Санкт-Петербурга и бросил все свои московские проекты, забрав большинство мастеров с собой. Работа над интерьерами башни замедлилась; частные владения Меншикова внутри храма были перестроены в обычный алтарь.
В 1723 году в башню ударила молния, и пожар полностью уничтожил верхнюю деревянную часть с часами. Колокола упали, раздробив деревянные потолки и уничтожив интерьеры нефов (частично). Боковые алтари, однако, выжили и продолжают действовать в то время как главная башня стояла обезглавленной до 1773 года.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

В 1773-1779 башня была восстановлена масоном Г.З. Измайловым и приобрела свою нынешнюю форму: вместо воссоздания разрушенного верхнего восьмиугольника, новые архитекторы заменили его компактным, но сложным куполом в стиле барокко. Вазы по углам первого восьмиугольника, установленные в 1770-х, заменили собой утраченные статуи 1723 года; позднее вазы регулярно менялись, нынешние выполнены из бетона. Окна восьмиугольных сводов были заполнены кирпичом, что делает монтаж колоколов невозможным.

С другой стороны, оригиналы скульптурной отделки этого периода были практически утрачены (современная скульптура состоит, в основном, из цементных копий).

33.

34.

35.

Здание использовалось для масонских собраний; восстановлено как храм в 1863 году, когда по распоряжению митрополита Филарета со стен были стерты масонские символы и изречения. (По другим сведениям, в 1821 году Меншикова башня была причислена к почтовому ведомству и именовалась церковью Архангела Гавриила при Почтамте как летний (неотапливаемый) храм).
Как тёплая, была построена меньшая неоклассическая церковь Феодора Стратилата (завершена в 1806), которая также используется как колокольня.
Изданная в 1888 году книга «Москва съ ея святынями и священными достопримчательностям» утверждала: «В 1806 к церкви Архангела Гавриила была пристроена колокольня с приделом во имя Феодора Стратилата. В настоящее время только в этом приделе и совершается богослужение. Архангельская же церковь остаётся только как памятник времён Императора Петра.».
В самом конце XIX века почтамтское начальство отказалось от содержания церкви и она стала приходскою.

36.

37.

38.

В 1945 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви присутствовал Блаженнейший Патриарх Антиохийский Александр III (Тахан). Во время его официального собеседования с Патриархом Московским Алексием I было решено возобновить деятельность Антиохийского подворья. Подворью были переданы два храма, во имя Архангела Гавриила и во имя великомученика Феодора Стратилата; открытие подворья состоялось 17 июля 1948 года по завершении Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей мира.

Святыни храма
В храме Архангела Гавриила замечательны иконы в местном ряду иконостаса: Архангела Гавриила в серебряной ризе и икона Богоматери Благодатное Небо слева от Царских врат.

39.

40.

41.

Первоначальный иконостас ц. Архангела Гавриила ("Меншиковой башни")

Существующий иконостас перенесён из церкви Преображения в Преображенском, которая была разрушена в 1960-х годах; иконостас самой Меншиковой башни по благословению Патриарха Алексия I в 1969 году передали в Успенскую церковь города Махачкалы.

П. Паламарчук пишет, что этот иконостас в 1960-х был передан в Успенский собор г. Махачкалы. Есть его фотографии на новом месте, но теперь там другой иконостас: Какова судьба первоначального иконостаса? В соборе был погром или иконостас просто разобран "реставраторами"? Он сохранился или полностью уничтожен?
42.

43.

В 1923 году храм закрыли. Богослужения были возобновлены в 1947 г, и в настоящее время храм открыт целый день, а службы совершаются в воскресные и праздничные дни. Престольный праздник – Собор Архистратига Гавриила – празднуется 9 апреля и 26 июля по новому стилю.

44.

45.

46.

Материал википедии

Множество прекрасных достопримечательностей расположено в Москве. Гуляя по центру города, часто можно наблюдать различные памятники культуры. Каждый объект хранит в себе множество тайн и историй, которые всегда интересно узнать. Отдельно стоит обратить внимание на находящийся в центре храм под названием башня Меншикова. Он расположен в историческом центре Москвы, в районе Чистых прудов. Этот объект обязательно стоит посетить, поскольку он по-настоящему уникален и выполнен в очень необычном стиле, благодаря которому привлекает массу внимания как туристов, так и местных жителей.

Небольшое описание храма

Итак, для начала стоит подробнее познакомиться с этим необыкновенно красивым памятником архитектуры. Объект имеет и другое название - Церковь на Чистых прудах. Это православный храм, он расположен в Басманном районе Москвы. Интересно, что здание выполнено в стиле барокко, если говорить более точно - петровского барокко. В Москве осталось не так много зданий, построенных в этом стиле, которые бы хорошо сохранились до наших дней. Эта же постройка является и самой ранней, ее возведение приходится на 1707 год. Однако спустя некоторое время, уже в 1770-х годах, церковь была заметно перестроена. Интересно, что действовала она только летом.

Почему храм получил такое название?

Помимо того, что храм назван в честь Архангела Гавриила, можно часто услышать и его второе название - башня Меншикова. Многие задаются вопросом о том, почему это именно так? Ответ на этот вопрос очень прост. Церковь была возведена по заказу одного человека, которым и являлся Александр Меншиков (о его личности будет рассказано несколько позже). Таким образом, становится понятно, откуда храм получил свое второе название.

Личность А.Д. Меншикова

Как известно, Меншиков сыграл большую роль в строительстве храма. Поэтому стоит отдельно рассмотреть его личность, чтобы лучше узнать о его проектах и другой деятельности. Итак, это широко известный русский деятель в государственной и военной сфере. Меншиков имел несколько титулов, такие как граф и князь. Долгое время был фаворитом Петра I. После его смерти участвовал в воцарении на престоле Екатерины I. В это время он фактически становится правителем России. Можно сказать, что его карьера началась с Северной войны, где он командовал различными видами войск.

Строительство храма

Теперь стоит перейти к рассказу об истории церкви, поскольку она включает множество событий, которые происходили за все время существования этого храма. Нужно отметить, что первые упоминания о церкви Архангела Гавриила появляются в 1551 году. Они встречаются в документах, связанных с переписью. К середине XVII века храм был несколько перестроен и за счет этого увеличен. Несколько позже, в 1701 году, Александр Меншиков организовал реконструкцию и ремонт церкви, однако через 3 года, в 1704 году, было принято решение о том, чтобы снести церковь. На ее месте планировалось возвести новый храм, строительство которого выполнял И.П. Зарудный. постепенно возрождалась. К строительству привлекались и зарубежные мастера, среди которых можно назвать Уже к 1707 году постройка была закончена. Стоит отметить, что ее высота на тот момент составляла чуть более 84 метров. Через некоторое время Меншиков был назначен на пост губернатора Санкт-Петербурга, в связи с чем он перестал заниматься многими московскими проектами, и работы в храме были замедлены, а то и вовсе приостановлены.

Башня Меншикова - дальнейшая история

Дальнейшая оказалась также довольно непростой. В церковь ударила молния, в связи с чем практически полностью сгорела верхняя часть башни, были уничтожены интерьеры помещений, также упали колокола. Произошло это неприятное событие в 1723 году. В таком состоянии башня простояла довольно долгое время, но в 1773 году началась ее реставрация. Шла она несколько лет с 1773 по 1779 год. За ее восстановление взялся Г.З. Измайлов. Однако церкви не вернули первоначальный вид, в новом варианте она представляла собой другое строение. С тех пор здание использовалось для проведения различных масонских церемоний. В 1863 году храм все-таки был восстановлен по поручению Митрополита Филарета. В 30-е годы XX века он был закрыт. Итак, была рассмотрена история храма, а теперь стоит сказать несколько слов о стиле, в котором построена башня Меншикова. Этот стиль является настоящим отражением своего времени, поэтому познакомиться с ним будет очень познавательно.

В каком стиле построен храм?

Таким образом, ознакомившись с историей, необходимо также и узнать, в каком же стиле построена церковь. Меншикова башня представляет собой настоящий образец «петровского барокко». Также считается, что этот храм - один из самых ранних образцов такого стиля, сохранившихся в Москве. Стоит разобраться, каковы же отличительные черты этого стиля, а также в чем состоит его особенность.

В основном этот термин относится к архитектурному стилю, который был одобрен Петром I. Множество примеров можно увидеть в Санкт-Петербурге, где это решение активно использовалось при постройке зданий различного назначения. Стоит отметить и временные рамки - примерно с 1697 по 1730 гг.

Этот стиль в основном базировался на основе образцов немецкой, голландской и шведской архитектуры. чаще всего можно отличить по некоторым характерным чертам, например таким, как простое исполнение объемных элементов, четкие линии. В этом стиле, в отличие от других направлений барокко, была разорвана связь с классическим византийским стилем. Это очень важный момент, поскольку такая традиция существовала в русской архитектуре более 700 лет.

Характерные черты петровского барокко

Таким образом, было дано определению этому стилю, а также были рассмотрены его временные рамки. Теперь стоит поговорить непосредственно об его характерных чертах. Одни из важнейших признаков этого направления в архитектуре - это окраска зданий, включающая 2 цвета, использование высоких шпилей, а также плоскостное исполнение деталей декора.

Отдельного внимания заслуживают и дворцово-парковые ансамбли, построенные в этом стиле. В пример можно привести Петергоф, Летний сад и многие другие замечательный парки. Еще одним известным образцом этого стиля является дворец Эрмитаж.

Где находится храм - как добраться?

Итак, была рассмотрена история храма, этапы его строительства и многое другое. Теперь стоит поговорить о том, где же он находится и как до него добраться. Вообще, московские православные храмы пользуются большой популярностью как среди туристов, так и среди местных жителей. Конечно же, обязательно стоит посетить и Церковь Архангела Гавриила.

Расположена она, как уже говорилось выше, на Чистых прудах. Это место находится в центре Москвы, добраться сюда не составит большого труда. Расположена она по адресу: Архангельский переулок, 15а. Удобнее всего сюда будет добраться от станции метро «Чистые пруды».

Меншикова башня, Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах - самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве. Автором проекта называют Ивана Зарудного и предполагают участие Доменико Трезини.

Интересны обстоятельства, при которых Меншикова башня была построена. В этих местах проходит Мясницкая улица, которую в конце 16 века перерезала крепостная стена Белого города, и в месте пересечения находились Мясницкие ворота. Название улицы и крепостных ворот произошло от расположенной вне городских стен слободы мясников.

А внутри города рядом с воротами в 1699 г. купил усадьбу А.Д. Меншиков, друг и соратник Петра I. Было это ещё до основания города Санкт-Петербурга, поэтому Меншиков предполагал обосноваться в московской усадьбе надолго.

Мясники тоже не собирались никуда переезжать и продолжали делать своё дело, а отходы производства сбрасывали в пруды, расположенные неподалёку. Пруды эти источали дурной запах, отчего и получили у москвичей неблагозвучное название «Поганых» прудов. Крепостная стена могла защитить город от врага, но защитить от дурных запахов она была не в состоянии. Так что ароматы доносились до носа Александра Даниловича и, надо думать, сильно ему досаждали.

Спрашивается, а зачем он тогда покупал усадьбу здесь? С его возможностями можно было приобрести владение и в более подходящем месте. Дело, наверное, заключалось в Мясницкой, по которой проходила одна из дорог в Немецкую слободу. Купив усадьбу, Меншиков приказал очистить пруды, которые с тех пор стали называть «Чистыми». Нынешний пруд - искусственный, вырытый уже после пожара 1812 года. Все старые пруды видимо тогда же засыпали.

Постройка Меншиковой Башни началась в 1704 году и закончилась спустя три года. В результате над городом поднялась башня, на полторы сажени (3,2 метра) превышавшая колокольню Ивана Великого, которая считалась гордостью и одной из достопримечательностей Москвы. Горожане, невзлюбившие князя, считали, что этим самым Меншиков попытался «уязвить» их.

В Москве существовал строжайший запрет на постройку колоколен, превосходящих по высоте Ивана Великого. Есть версия, что постройку башни Меншиков затеял не по своей воле. Превышать высоту Ивана Великого ради своей амбиции ему бы не позволили. Ясно, что строить велел сам Пётр Первый. И то, что строительство было поручено второму лицу в государстве, свидетельствует о важности объекта.

В Москве Петра волновала судьба Немецкой слободы, которую ещё недавно хотели вырезать стрельцы. В ней был спешно построен дворец Лефорта (фактически крепость). До смерти Лефорта в 1699 г. был даже Лефортовский полк. Нужна была надёжная связь Слободы с Кремлём и не только гонцами. Скорее всего, Меншикову башню строили, чтобы принимать тревожные сигналы из Немецкой слободы и передавать их в Кремль, а возможно также в верный Петру полк Лаврентия Сухарева, располагавшийся у только что выстроенной Сухаревой башни. В Москве говорили, что через башню Меншикова Кремль переговаривается с Кукуем (Немецкой слободой).

О том, что башня использовалась в системе государственной сигнализации, можно судить по следующим фактам. Почти сразу же после завершения строительства башню надстроили. Похоже, выявились недостатки зрительной связи между Сухаревой башней и Кремлем. На верхнем этаже Сухаревой башни располагалась обсерватория, она была снабжена приборами и устройствами для приема зрительных сигналов. Заведовал обсерваторией Яков Брюс - лицо, не просто сведущее в точных науках, но и пользовавшееся огромным доверием царя.

Если в Московском Кремле принимали сигналы со стороны, то удобнее всего это было делать с колокольни Ивана Великого. Такое допущение объясняет, почему в Москве запрещалось строить высокие сооружения (чтобы не заслонять обзор) и почему Меншикова башня была построена с нарушением этого запрета (чтобы установить зрительную связь как с Кремлем, так и с Немецкой слободой).

Расположение Меншиковой башни вблизи от нынешнего Московского почтамта также наводит на интересные догадки. Зрительные и звуковые сигналы могли передавать лишь самую краткую информацию типа «Опасность!». Но подробности приходилось дублировать при помощи гонцов. Отсюда ясно: где-то поблизости от Меншиковой башни должны были находиться дома и дворы гонцов. Вот почему уже в XIX веке в том же квартале возник первый Московский почтамт.

А в 1723 году башню постигла страшная участь. Произошло событие труднообъяснимое. 13 июня один из священников церкви после вечерней службы упал замертво на паперти. На следующий день во время отпевания над церковью сгустились тучи, загремел гром, и молния ударила прямо в крест, загорелся купол.

Когда огонь перекинулся на ферму, сделанную из дуба, то стали обрываться колокола и проламывать церковные своды. Упавшие колокола и огонь погубили людей, выносившие в это время ценности и реликвии. Верх башни был целиком утерян. Таким образом, по мнению москвичей, само провидение наказало Меншикова за гордыню.

В таком виде здание простояло более пятидесяти лет. В 1787 году церковь взялся восстановить Гавриил Измайлов, принадлежащий к существовавшей тогда в Москве ложе масонов, именовавших себя мартинистами. В Кривоколенном переулке, недалеко от церкви Архангела Гавриила, в доме профессора Шварца проживало около пятидесяти студентов организованной масонами Педагогической семинарии. Для них-то Измайлов и восстановил церковь Архангела Гавриила, украсив ее снаружи и внутри масонскими символами и эмблемами с латинскими надписями.

Долгое время власти снисходительно взирали на существование в стране масонских лож. Екатерина II считала, что это всего лишь безобидное увлечение мистическими учениями. Все изменилось, когда московских масонов уличили в тайной связи с враждебным России прусским двором. Из расшифрованной тайной переписки явствовало, что «поборники просвещения» готовили государственный переворот. В итоге несколько высокопоставленных масонов были арестованы и заточены в Шлиссельбургскую крепость.

Однако тайные знаки, украшавшие стены Меншиковой башни, просуществовали еще несколько десятилетий. В 1852 г. митрополит Филарет вдруг вспомнил о масонских знаках и латинских надписях и приказал все это уничтожить. Дошедший до нас многочисленный скульптурный декор - это не просто лепка или резьба, это «сюжетная скульптура» на евангельские темы, едва ли не первая в московской традиции.

Напоследок, для любителей мистики, несколько фактов. Если мы взглянем на карту Москвы, какой она сложилась после Петра, когда к круглой Кремлевской Москве прибавили квадрат Петровской Яузы, и образовалась неправильная ромбовидная фигура со своим смещенным центром. Где этот центр?

Если мы положим линейку между самыми отдаленными ее заставами, Лужнецкой и Преображенской, центром Москвы окажется участок у Мясницких ворот с Меншиковой башней. Похоже, что Петр и Меншиков интуитивно нащупали новый городской центр.

Более того, Меншикова башня оказалась близ вершины Сретенского холма, самого высокого холма Москвы, превышающего Кремлевский холм. Здесь же, возле почтамта, располагался тогда «нулевой километр», начало всех российских дорог.

А в начале Второй мировой войны военное управление осуществлялось не из Кремля, а из подземелий метро Кировская, ныне Чистые пруды.

Ну а во времена Петра I тремя самыми высокими зданиями Москвы были "Иван Великий", Сухарева и Меншикова башни, о которых москвичи говорили: «Сухарева башня - невеста "Ивана Великого", а Меншикова - его сестра».