Свято-благовещенский киржачский женский монастырь, владимирская область. Свято-благовещенский женский монастырь в киржаче Киржачский женский монастырь

Благовещенский монастырь


Вид на монастырь в начале XX века

Свято-Благовещенский Киржачский женский монастырь - православный женский монастырь в Киржаче.

Согласно летописным источникам Троице-Сергиевой лавры в 1358 году преподобный Сергий Радонежский , покинув Троицкий монастырь, основанный им, из-за нежелания вступать в мелочную борьбу за власть со старшим братом Стефаном, Сергий отправился глухими лесами за полсотню верст к своему другу в Махру (примерно в 10 верстах от Александровской слободы), к настоятелю местного монастыря. Поделившись с ним своими горестями, Сергий попросил дать ему сопровождающего, чтобы найти под-ходящее пустынное место для закладки нового монастыря. Проводник вывел Сергия к реке Киржач в том месте, где на излучине противоположный берег круто вздымается над поймой. Полюбовавшись на перекате перед омутом серебристой рыбой, которой, как говорится в легенде, кишела река, путники перешли реку вброд, поднялись на кручу и тут заметили почти на вершине родничок с очень чистой водой. Сергий напился с удовольствием воды из него, огляделся окрест. Вокруг, насколько хватало глаз, - леса, тающие у горизонта в голубой дымке. Сверкающей змейкой среди лесов и заливных лугов извивается река. Рядом -вековые сосны упираются вершинами в голубое небо. Около золотистых могучих стволов деловито жужжит пчелиный рой. Огляделся еще раз Сергий, и душа его наполнилась покоем и светлой радостью, и он, помолясь Богу, воскликнул: "Вот то божественное место, какое я давно искал!" И тут же принялся за дело: начал строить скит, родничок заключил в колодец.
Монахи Троицкого монастыря, обнаружив исчезновение своего наставника, кинулись его разыскивать, и вскоре, выйдя на Стефана Махрищского, нашли, стали по-двое, по-трое переходить к нему. Как пишет летописец, в 1358 году Сергий вместе с переселившимися к нему монахами построил здесь деревянную церквицу, дав начало Киржачскому Благовещенскому мужскому монастырю, и тем самым заложил начало будущего города. Были ли здесь неподалеку поселения, жизнеописатель не разъясняет. Братией были построены кельи и деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. .
Житие Сергия Радонежского (1314-1392 гг.) утверждает, что преподобный с юности преуспевал в плотницком ремесле: мог срубить келью, поставить сени, построить церковь, а при строительстве церкви недостаточно умения рубить в паз и в лапу, требовалось умение завершить кровлю шлемовидным или луковичным куполом, укрепить на нем крест, смастерить иконостас. Искусными плотниками и столярами слыли и последователи Сергия, в особенности Роман Киржачский. Неустанно совершенствуя инструменты, расширяя их набор, все глубже познавая изобразительные возможности каждой древесной породы, пытливые мужики приобрели славу в Московской Руси как искуснейшие плотники и столяры. Одним лишь подбором дощечек из разных пород древесины они могли добиться того, что собранный ими паркетный пол расцветал изумительными букетами.
На киржачской Круче, судя по легенде, Сергий жил и строил около четырех лет. Затем по повелению митрополита Алексия, оставив за себя сведущего в строительстве монаха Романа, вернулся в Троицкий монастырь. К киржачскому монастырю он до конца своей жизни относился, как к любимому своему детищу и никогда связь с ним не прерывал. Все распоряжения митрополита, все царские грамоты, касающиеся Киржачского монастыря, поступали в Троицкий монастырь и оттуда препровождались в Киржачский.
Его ученик преподобный иеромонах Роман Киржачский занимался благоустройством Киржачского монастыря до самой смерти. Роман умножил монастырские здания и украсил Благовещенский храм. Преставился Роман 29 июня 1392 года и был похоронен в усыпальнице Благовещенского собора монастыря. В 1980 году Церковь причислила его к Собору Радонежских святых.
Был причислен к русским святым под именем Роман Киржачский. Сестры созданного в Киржаче в 1997-е годы Благовещенского женского монастыря отыскали могилу Романа Киржачского. В 1997 году были организованы торжественные мероприятия по поводу обретения мощей русского святого Романа Киржачского. В них принял участие патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
Алексий II сказал: «За тысячелетнюю историю нашего государства церковь всегда - и в радостях, и в испытаниях - была со своим народом. И в нынешний нелегкий период она много делает, чтобы вернуть нравственные основы... Но мы сталкиваемся и с попытками разложить наш народ. С экранов телевизоров усиленно ведется пропаганда насилия и жестокости...»
Среди наиболее выдающихся строителей Киржачского монастыря в архивных документах упоминаются Сильвестр, Андроник (1492 г.), Иона Лопотуха (1519 г.), Арефа (1531 г.), Никандр и Вассиан (1544 г.), Пантелеймон (1557 г.) и другие.
Монастырь, изначально существовавший как мужской, находился в ведении Троице-Сергиевой лавры.
Косвенным подтверждением даты основания монастыря может служить надпись под сводами въездной церкви, сохранявшаяся до начала XX века: "Киржачский Благовещенский монастырь основан в XIV веке от 1354 до 1358 года. Преп. Сергий, игумен Свято-Троицкого монастыря, по благословению митрополита Алексия Московского чудотворца; по основании сего возвратился в свято-Троицкий монастырь, по увещеванию и умолению двух архимандритов, посланных святителем Алексием, вместо же себя оставил в Киржачском монастыре настоятелем ученика своего преподобного истмонаха Романа, которого мощи здесь находятся под спудом".
В XV веке, пока шло строительство киржачской обители, её братия управлялась настоятелями-строителями, назначавшимися, как правило, из числа монахов Троицкой обители, к которой была приписана обитель на Киржаче. При них в XVI в. были возведены две каменные церкви – Благовещения Пресвятой Богородицы (на месте старой деревянной) и большая трапезная церковь , освященная в честь преподобного Сергия Радонежского.
В "монастыре келья келарская да палатка казенная, да сушило, да ледник каменный, да 8 келий братских, поварня и хлебня каменные, изба и амбар. Вокруг монастыря ограда каменная длиной 100 сажен, а поперек 70 сажен, на святых воротах шатер, верх каменный". Вблизи монастыря расположилась подмонастырская слободка и неподалеку село Селиванова гора, где жили монастырские слуги и ремесленники.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы




В ходе строительства близ монастыря на месте непроходимых лесов появились селения и слободы. Благодаря славе своего основателя, Киржачский монастырь пользовался большой известностью и вниманием русских князей и бояр. Они одаривали его землями, селами и различными угодьями. Так что очень скоро он стал одним из богатейших монастырей северо-восточной Руси.
К середине ХVI века Киржачский Благовещенский монастырь являлся первым из 14 приписных монастырей Троице-Сергиевой обители. В нём подвизалось 90 монахов. Настоятель Киржачского монастыря занимал вторую ступеньку после Троицкого архимандрита. Владения монастыря разрослись и располагались уже не только в Переславском, но и в Дмитровском, Владимирском и Юрьевском уездах. Монастырь имел своих крестьян, собственные рыбные ловли, водяные мукомольные мельницы, солеварницы и доходы с ярмарок. Однако жизнь монастыря не была безоблачной. По писцовым книгам видно, что в это столетие на долю монастырской братии и населения прилегающих деревень выпали тяжелые испытания. В Киржачской земле свирепствовали то моровая язва, то неурожаи и голод, то пожары. Пережил монастырь и разорение от польско-литовских войск.
В XVII веке, в царствование Алексея Михайловича Романова, обитель оправилась от потрясений и еще более расцвела. В описи Троице-Сергиевой Лавры и приписных к ней монастырей 1642 года говорится, что храмы ее украшены благолепно, многие из святых икон в храмах обложены серебром, венцы имеют золоченые, а некоторые украшены жемчугом и драгоценными каменьями.


Церковь Спаса Всемилостливого


В 1656 году рядом с Благовещенским собором вознеслась каменная шатровая церковь-колокольня (Спасская церковь) , освященная в честь Всемилостивого Спаса. Ее «на поминок» своих родителей возвел боярин Иван Андреевич Милославский. Впоследствии это место стало фамильной усыпальницей Милославских. Внизу этого храма устроена семейная усыпальница рода Милославских.


Надвратная церковь. 1600 г.

Архивные документы свидетельствуют, что в средние века монастырь был окружён каменной оградой, за которой с северной стороны находилась часовня над колодцем, выкопанным Сергием Радонежским.

Надкладезная часовня. 1996 - 2004 гг.


Источник под часовней Сергия Радонежского

В XVIII веке Благовещенский монастырь продолжал процветать и расширяться.По переписным книгам 1678 года, владения Киржачского монастыря, кроме подмонастырской слободки и села Селиванова гора, только в Переяславском уезде, куда входил в то время Киржач, состояло из 26 деревень, в которых насчитывалось 354 двора крестьянских и 42 бобыльских.
По ревизии 1725 года, за Киржачским монастырем в подушном окладе значится 2307 человек мужского пола. Он владел 3256 четвертями пахотной земли, 3840 копнами сена и 296 десятинами леса.
В 1735 году иеромонахи Леонтий Яковлев и Питирим Фоминцев составили первый план монастыря и прилегающих к нему поселений, пашни и лугов. В этом плане указаны, кроме храмов Благовещенья, Спаса и Сергия Чудотворца, место расположения колодца на Круче, подмонастырская слободка, село Селиванова гора, погост с церковью Николая Чудотворца за болотом, поля монастырские.
Но 1764 год стал для него поистине трагическим – он был упразднен в числе 569 других великорусских монастырей Манифестом Екатерины II о передаче монастырских владений и населяющих их крестьян государству. Монастырское имущество передали в Троицкую Лавру, братию перевели частью туда же, частью в другие монастыри.
После закрытия Киржачской обители ее храмы стали приходскими. Некогда богатейшие, они обеднели и около ста лет пребывали в упадке по причине малочисленности и бедности прихожан. Из этого времени история донесла до нас лишь одно заметное событие – в 1823 году при проезде через Киржач древние храмы обители посетил император Александр I. В память о нем в ризнице Благовещенского собора хранилось пожертвованное царем позолоченное серебряное блюдо с вензелем «А I» и надписью по краям: «От Киржачскаго градскаго общества 1823 года», на котором киржачские граждане преподнесли ему хлеб и соль.
В середине XIX века из среды киржачских граждан явились замечательные люди, которые многое сделали для возрождения бывших монастырских храмов. В первую очередь это были представители торгового дома Соловьевых – глава семейства Александр Петрович, его сыновья Александр Александрович и Петр Александрович, внук Петр Петрович.
Александр Петрович с 1844 года в течение 17 лет являлся бессменным старостой Благовещенского собора. Много заботы и старания проявил он о благолепии киржачских храмов. Обучившись иконописному делу в Троице-Сергиевой лавре, он вместе со своим сыном Петром расписал стены Благовещенского собора и храма преподобного Сергия Радонежского, а также написал иконы для иконостаса. «За усердие к церкви» ему, а позже и его сыну Петру Указом Его Императорского Величества было объявлено благословение Святейшего Синода.
В 1862 году, после смерти Александра Петровича, церковным старостой Благовещенского собора был избран его сын Александр Александрович Соловьев. Он продолжал поддерживать в благолепии все храмы Благовещенского монастыря и прекрасным образом обустроил территорию внутри церковной ограды. В 1864 – 1869 годах Александр Александрович и Петр Александрович воздвигли недалеко от могилы своих благочестивых родителей величественны храм в честь Всех Святых с высокой пятиярусной колокольней. В храм ими же была пожертвована дорогая церковная утварь, а на колокольню – большой колокол весом в 549 пудов (8736 кг).


Церковь Всех Святых с колокольней

После Октябрьской революции 1917 года началось постепенное разорение древней обители. В 1918 году все строения на территории монастыря были национализированы и реквизированы военным ведомством, а потом отданы верующим в бесплатное пользование. Наиболее ценное церковное имущество было либо взято на учет Главмузеем Народного Комиссариата Просвещения РСФСР, либо изъято в 1922 году под предлогом помощи голодающим Поволжья. В 1923 году древние храмы обители – Благовещенский, Сергиевский и Спасский – передали в ведение вновь учрежденного Киржачского церковно-бытового музея.
В Благовещенском соборе и Спасском храме с 1924 года размещалась музейная экспозиция. После разорения музея в 1929 году Киржачский Горсовет начал их противозаконную «поломку», но по требованию Наркомпроса РСФСР она была прекращена. Чудом уцелевшие храмы около 30-ти лет оставались бесхозными и постепенно разрушались. Во время войны Благовещенский собор использовался под склад боеприсов. В нижних его помещениях в различные годы располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка.
Храм преподобного Сергия вместе с усыпальницей преподобного Романа музей по требованию властей сдавал в аренду обновленцам. Серьезно разоренный еще в «домузейный» период, при обновленцах он пришел в полное запустение. В 1928 году была разграблена усыпальница преподобного Романа. Вскоре после этого власти отказали обновленцам в аренде. Сергиевский храм опустел и несколько лет простоял заброшенным. В начале 30-х годов его взорвали. На месте этого, по мнению одного из авторов XIX века, самого богатого во Владимиро-Суздальской епархии храма, в 1990 году был установлен поклонный крест.


Всехсвятская церковь и прилегающая к ней пятиярусная колокольня в музейный комплекс не вошли. До 1928 года их арендовал православный приход. В отличие от обновленцев, прихожане Всехсвятского храма придерживались канонических православных принципов и поддерживали сначала патриарха Тихона, а потом его Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В начале 1930 года храм закрыли, а священнослужителей и наиболее активных прихожан осудили за антисоветскую деятельность. В опустевшем здании, которое местные власти сначала хотели продать «на щебень», открыли общественную столовую. Позже Всехсвятский собор – вместе с лишившейся своих колоколов колокольней и надвратной церковью – переоборудовали под пекарню Городской потребкооперации (ГорПО). Преобразованная в хлебокомбинат, она просуществовала до 90-х годов XX века.
До начала 60-х годов в древней обители царили запустение и разруха. В 1963 – 1964 годах были частично реставрированы Благовещенский собор и храм Всемилостивого Спаса. Над собором установили новый покрытый лемехом купол, обе церкви увенчали крестами. За ветхостью разобрали второй этаж соединявшей их галереи, построили лестницы, отремонтировали дверные и оконные проемы. Внутри зданий ремонтные работы не проводили, ограничившись их внешней побелкой.
В 1983 году городские власти Киржача решили использовать памятники архитектуры под общественные нужды. На первом этаже Спасской церкви предполагалось устроить молодежный клуб, на втором – установить игровые аппараты. В Благовещенском соборе планировалось открыть музей, а в западной части галереи расположить киоски для продажи сувениров и напитков. Но Господь не попустил свершиться очередному кощунству. Поскольку ремонтно-реставрационные работы 1980 – 1990-х годов велись с нарушением технологий, монастырские храмы пришли в аварийное состояние. На защиту архитектурных ансамблей древнего монастыря, связанного с именем преподобного Сергия Радонежского, встала киржачская общественность. В 1990 году, после публикации серии статей журналиста Олега Шестакова, Благовещенский и Спасский храмы были возвращены Русской Православной церкви.
С этого времени на территории обители возобновилась приходская жизнь. 1 июля 1990 года в храме Всемилостивого Спаса прошла первая с 1929 года Божественная литургия. Была надежда возродить мужской монастырь, но Промысел Божий судил иначе. Указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в июле 1995 года Свято-Благовещенский монастырь был возобновлен как женский. Так, спустя 250 лет после закрытия древней обители, в ней вновь зазвучала монашеская молитва.




При Свято-Благовещенском Киржачском женском монастыре действует Сестричество милосердия во имя «Тихвинской иконы Божией Матери».

Материальная база

Помощь нуждающимся людям Сестричество оказывает безвозмездно. Ни монастырь, ни сестры милосердия не получают за свои труды никакой платы. Во славу Божию сестры трудятся в свободное от своей работы время. Для обслуживания Палат милосердия в дневное время, когда сестры в основном все работают, нанимается одна работница.
Средства для благотворительной деятельности сестер складываются из добровольных пожертвований. Собирают пожертвования сами сестры. Так, в обители в праздники стоит сестра милосердия с «кружкой», сбор от которой идет исключительно на дела Сестричества. Такая же «кружка» находится в больничной часовне. Кроме того, у Сестричества есть свои постоянные жертвователи. Если в какой-то момент имеющихся денег не хватает, Свято-Благовещенская обитель передает Сестричеству деньги из монастырской специальной Кассы для бедных. В отдельных случаях обитель также выделяет рабочих и помогает сестрам милосердия транспортом, строительными материалами, медикаментами, мебелью и прочим.
По благословению игумении Марии сестрам милосердия отведены две комнаты в старом монастырском корпусе. В одной – с иконным уголком, компьютером, духовной и медицинской библиотечкой – они работают, учатся, проводят собрания и отмечают собственные праздники. Во второй размещается склад вещей, предназначенных для раздачи нуждающимся.

Деятельность

В настоящее время Сестричество ведет работу по девяти направлениям:
· уход за нуждающимися больными в «Палатах милосердия» в Киржачской Центральной районной больнице (ЦРБ);
· дежурство в Тихвинской часовне при ЦРБ;
· патронажная помощь на дому одиноким людям;
· просветительская работа против абортов;
· оказание помощи малообеспеченным семьям и матерям-одиночкам;
· оказание помощи Киржачскому «Обществу слепых» и Геронтологическому центру «Ветеран»;
· переписка с заключенными и отправка посылок в тюрьмы;
· сбор и раздача одежды нуждающимся;
· катехизаторская деятельность.

История

Основателем Киржачского Благовещенского монастыря является преподобный Сергий Радонежский. Желая избежать конфликта с родным братом, архимандритом Стефаном, он, предположительно в 1354 году, тайно покинул Троицкий монастырь на Маковце и направился к своему духовному другу преподобному Стефану Махрищскому. Согласно одному из поздних Житий преподобного Сергия, он ушел не один, а вместе со своим преданным учеником прп. Романом. Проведя в Махрищском монастыре некоторое время, прп. Сергий, взяв проводника, отправился на поиски места, удобного для желанного ему пустынножительства. Он обрел его на высокой круче у реки Киржач. Здесь он вновь предался физическим трудам и молитвенному подвигу.

Узнав, где находится преподобный Сергий, его духовные чада стали переходить к нему на жительство. По благословению Московского митрополита святителя Алексия Преподобный поставил небольшую деревянную церковь, которую освятил в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Через 4 года, по благословению свт. Алексия, прп. Сергий возвращается в Троицкую обитель, а игуменом Благовещенской обители поставляется преп. Роман. Датой основания монастыря считается 1358 г. Первым официальным настоятелем Благовещенской обители, основанной прп. Сергием на Киржаче, становится его ученик, прп. Роман Киржачский. Он исполнил заповедь своего духовного отца: устроил Благовещенский монастырь и стал образцом подвижнической жизни для своей братии.

Умножив монастырские здания и украсив Благовещенский храм, преподобный Роман преставился в 1392 году (в один год со своим учителем) и был похоронен у стен Благовещенской церкви. Благодаря славе своего основателя, преподобного Сергия, Киржачский монастырь пользовался большой известностью и вниманием русских царей, князей и бояр. Они одаривали его землями, селами и различными угодьями, так что очень скоро он стал одним из богатейших монастырей северо-восточной Руси.

К середине XVI века Киржачский Благовещенский монастырь являлся вторым из 14 приписных монастырей Троице-Сергиевой обители. Настоятель Киржачского монастыря, который, как правило, назначался из числа монахов Троицкого монастыря, занимал вторую ступеньку после Троицкого архимандрита. В нем подвизалось 90 монахов. Владения монастыря разрослись и располагались уже не только в Переславском, но и в Дмитровском, Владимирском и Юрьевском уездах. Монастырь имел своих крестьян, собственные рыбные ловли, шесть водяных мукомольных мельниц, две солеварницы, доходы с ярмарок.

До середины XVII века в монастыре было три храма – Благовещенский, Сергиевский и в Святых вратах (XVI-XVII вв.) В 1656 году боярин Иван Андреевич Милославский возводит рядом с Благовещенским храмом над могилами своих родителей новую каменную церковь в честь Всемилостивого Спаса. Впоследствии это место становится фамильной усыпальницей Милославских. В XVIII веке Благовещенский монастырь продолжал процветать и расширяться. Но в 1764 году Манифестом Екатерины II он был упразднен. Его имущество было передано в Троице-Сергиеву Лавру, братия переведены частью туда же, частью в другие монастыри. Монастырские церкви стали приходскими.

В середине XIX века росписью приходских храмов занимался основатель шёлковой промышленности в городе Киржаче Александр Петрович Соловьёв. В 1864-1869 годах его сыновья Пётр и Александр построили храм Всех Святых с высокой колокольней.

В советское время монастырь не функционировал. В 1932-1934 годах был взорван храм Сергия Радонежского. В годы войны Благовещенский собор использовался под склад боеприпасов, в его помещениях в разное время располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка. В церкви Всех Святых размещался городской хлебозавод.

В 1989 году два древних монастырских храма были возвращены Русской Православной Церкви. 1 июля 1990 года в храме Всемилостивого Спаса была отслужена первая – с 1930 года – Божественная литургия. Приход при Благовещенском соборе просуществовал пять лет. В это время была надежда возобновить деятельность мужского монастыря, но она не осуществилась. И 4 июля 1995 года указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) Благовещенский Киржачский монастырь был возобновлен как женский. Первыми насельницами вновь открытой обители стали две послушницы Свято-Успенского женского монастыря г. Александрова. Они приехали в обитель 12 июля 1995 года. Одна из них – инокиня Фотиния (в будущем игумения Мария (Сташевская)), была назначена первой настоятельницей женской Киржачской обители. В 1997 году в подклети Благовещенского собора была установлена рака с мощами Романа Киржачского. В многолюдных богослужениях по поводу обретения мощей Романа Киржачского принял участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Общину сестёр окормляли и поддерживали архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), духовник обители игумен Троице-Сергиевой Лавры Косма (Алёхин), помощник духовника иерей Сергий Алфеев. 22 марта 2011 года настоятельницей монастыря была назначена насельница обители монахиня Феодора (Трубач), 7 апреля 2011 года возведенная в сан игумении. В настоящее время духовником монашеской общины является иеромонах Меркурий (Двинин).
В обители соблюдается полный суточный круг богослужений. Помимо этого в обители, совершается неусыпаемая молитва: Святое Евангелие о здравствующих и Псалтирь об усопших. Божественная литургия в обители совершается 5 раз в неделю. Раз в месяц совершается ночное богослужение (полунощница, утреня и Божественная литургия).

В течении 20 лет после начала возрождения обители отреставрирован Благовещенский собор, в котором в августе 2000 года совершилась первая с 1923 года Божественная Литургия. В его подклете устроен новый храм, освященный в честь преподобного Романа Киржачского и принявший под свою сень раку с его святыми мощами. Над возобновленным источником преподобного Сергия встала новая – взамен разрушенной – часовня. Над монастырем и городом, как и век назад, красуется отреставрированная колокольня храма Всех святых, а сам храм, освобожденный от инородных пристроек, обрел новые купола и увенчался крестами. Архитектурный монастырский комплекс органично дополнился новым келейным корпусом и домиком вратарниц. Обитель недавно вновь открыла миру свои центральные Святые врата.

Архитектурный ансамбль Свято-Благовещенского Киржачского монастыря в настоящее время включает в себя следующие строения:

1. Благовещенский собор (XV-XVI вв.)
2. Спасская церковь (1656 г.)
3. Церковь Всех святых с колокольней (ХIХ в.)
4. Надвратная церковь (XVI-XVII в.)
5. Святые врата с частью ограды (XVI-XVII вв.)
6. Здание братского корпуса Братский корпус (XVII-ХХ вв.)
7. Часовня Преподобного Сергия Радонежского над его св. источником (воссоздана в XXI в. на месте разрушенной в 30-е годы ХХ в.)
8. Дом вратарниц (XXI в.)
9. Келейный корпус (XXI в.)

Праздники и чтимые даты

Храмы и Богослужения

По: суб., праздники

История не называет нам имен искусных зодчих, создавших этот дивный памятник архитектуры. Благовещенский собор сходен с Троицким собором Сергиевой Лавры, но построен немного позже, в конце XV– начале XVI века, предположительно, в последние годы жизни великого князя Ивана III († 1505 г.)

Позже в подклете Благовещенского собора Василий III – сын Иоанна III – соорудил придел Константина и Елены, небесной покровительницы его второй жены Елены Глинской. По мнению некоторых исследователей, это произошло около 1530 года, когда Василий и Елена проездом посетили Киржачский монастырь после рождения долгожданного сына Ивана IV.

Благовещенский Киржачский собор, как и Троицкий собор Лавры, по своей архитектуре, размерам, гармонии пространственных соотношений и некоторым декоративным особенностям можно отнести к памятникам московского зодчества. Его архитектура проста и в то же время величественна. Он создает впечатление необыкновенной стройности и художественной цельности. Здание собора стоит на высоком подклете, где с южной стороны алтаря в медной гробнице почивали под спудом мощи преподобного Романа. На гробнице были вычеканены тропарь и кондак преподобному Роману. Верх гробницы украшал образ Преподобного, а возглавие – образ Живоначальной Троицы. Над гробницей размещалась позолоченная, резной работы сень на четырех колоннах.

Сейчас в подклете Благовещенского собора находится храм, престол которого освящен в честь преподобного Романа Киржачского. В нем же покоятся мощи Киржачского чудотворца.

Согласно описи церковного имущества, составленной в XIX веке, в то время иконостас Благовещенского храма был деревянный, трехъярусный, имел 47 икон, две из которых – Смоленской иконы Божией Матери и Благовещения Пресвятой Богородицы – местные, в дорогих серебряных ризах. Нижние ярусы иконостаса украшали 12 позлащенных колонн с резьбой.

Внутри весь Благовещенский собор и его галерея были украшены живописью. Храм в 1857 году расписывал Александр Петрович Соловьев, а галерею в 1878 году живописец Илья Яковлевич Яковлев. В 1885 г. росписи были поновлены московским живописцем А.Я. Стороженко.

В 1918 году Благовещенский собор был национализирован и реквизирован военным ведомством. В том же году его вернули верующим, но лишь в бесплатное пользование. Наиболее ценное имущество из ризницы собора было опечатано и взято на учет Главмузеем Народного Комиссариата Просвещения РСФСР. В 1923 году договор аренды с прихожанами собора был расторгнут. Отнятый у верующих храм оказался в ведении вновь учрежденного Киржачского церковно-бытового музея. В 1924 году вместе с другими древними храмами обители он был объявлен «охраняемых государством памятником истории и архитектуры» и поставлен на учет в Музейном отделе Главнауки Наркомпроса РСФСР.

С 1924 года Благовещенский собор вместе со Спасским храмом составлял основу киржачского музейного комплекса. В нем размещалась экспозиция древнерусского церковного искусства, состоявшая из икон XIV-XVII веков, серебряных изделий XV-XIX веков, церковной утвари и шитья XVI-XIX веков, предметов резьбы по дереву, каменных могильных плит XV и XVII веков, древних рукописей и старопечатных книг. Большинство этих экспонатов попали в музей из соборной ризницы и других «исторических» церквей Киржачского уезда. В непосредственной эксплуатации Киржачского музея Благовещенский собор находился до конца 1928 года. За все время существования музея никакого ремонта в нем не производилось, и храм начал разрушаться. К 1928 году одна из его алтарных апсид дала сквозную вертикальную трещину, протекала крыша.

После прекращения деятельности Киржачского музея, Благовещенский собор подвергся окончательному разорению. По сохранившимся воспоминаниям, в 1929 году в него заходили «все, кто хотел, и брали все, что хотели». В Киржаче в это время работал ТОРГСИН, который спокойно принимал то, что охочие люди обдирали с икон и стен собора. Летом 1930 года Киржачский Горсовет начал противозаконную «поломку» Благовещенского собора. Узнав об этом, Главнаука Наркомпроса РСФСР, в чьем ведомстве он находился, встала на его защиту. Памятник истории и архитектуры был сохранен, но ввиду отсутствия средств на ремонт и реставрацию оказался безхозным. Здание продолжало ветшать, его настенная живопись разрушалась. Во время войны Благовещенский собор использовали под склад боеприсов. А в последующие годы в нижних его помещениях располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка.

В 1963 – 1964 годах Благовещенский собор вместе с храмом Всемилостивого Спаса реставрировали по плану, разработанному под руководством архитектора И.А.Столетова в научно-реставрационных мастерских Владимира. В результате двухлетних работ над собором установили новый, покрытый лемехом, купол и крест. За ветхостью, а также следуя существовавшей тогда концепции восстановления храмов в их первоначальном виде, разобрали второй этаж галереи, соединявшей собор со Спасским храмом. построили лестницы, отремонтировали дверные и оконные проемы. Внутри здания ремонтные работы не проводили, ограничившись его внешней побелкой. После этого оно еще 20 лет оставалось бесхозным.

В 1983 году в Благовещенском соборе городские власти Киржача намеревались открыть музей. Но поскольку ремонтно-реставрационные работы 1980–1990-х годов велись с нарушением технологий, монастырские храмы пришли в аварийное состояние, и власти были вынуждены отказаться от своих планов. В 1990 году Благовещенский собор вернули Русской Православной Церкви.

Храм в честь и славу Всех Святых был построен в 1866 году сыновьями многолетнего старосты и благодетеля Благовещенского собора Александра Петровича Соловьева как приходская церковь уже после упразднения обители. Сыновья желали почтить память своих благочестивых родителей и на свои средства воздвигли храм недалеко от их могилы.

Первоначально храм был теплый, с одним престолом. Имел две главы: над церковью и над алтарем. С западной стороны к нему была пристроена высокая пятиярусная колокольня, возведенная по проекту владимирского епархиального архитектора Н.А.Артлебена.

Под колокольней, на ее левой стороне была устроена ризница. Колокольня замечательна по своей прочности и красоте. Самый большой колокол на колокольне, вылитый на иждивение братьев Петра и Александра Соловьевых, имел вес в 549 пудов (8 784 кг). Второй – полиелейный – колокол весил 182 пуда (2 912 кг). Всех колоколов на колокольне было девять. Внутри храма стены и купол расписывал замечательный московский художник Н.Г. Степанов. Им же были написаны иконы для великолепного позолоченного иконостаса.

30 ноября 1929 года городские власти закрыли Всехсвятский собор. «Тихоновский» приход, находившийся в нем с дореволюционных времен, пытаясь отстоять свой храм, писал в различные инстанции жалобы и посылал ходоков в Москву. Благодаря стойкости, верующим на короткое время удалось вернуть свой храм. Однако в феврале 1930 года – в самый разгар борьбы за собор – Киржачское ОГПУ арестовало его священнослужителей и наиболее активных прихожан.

Священник Николай Прозоров, церковный староста Василий Ильич Шиголев, члены церковного совета Василий Петрович Борисов и Яков Федорович Смирнов, «активный церковник» Егор Михайлович Карев и некоторые другие прихожане были обвинены в антисоветской деятельности и осуждены постановлением Тройки. В конце февраля собор закрыли окончательно.

Опустевшее здание Всехсвятского собора Киржачский горсовет намеревался продать «на щебень» конторе «Ивстрой». Но не получив на это разрешения областного начальства, в октябре 1930 года городские власти открыли в нем общественную столовую.

По воспоминаниям Киржачского старожила Николая Матвеевича Косолапова, какое-то время на стенах столовой сохранялись нетронутыми яркие росписи с библейскими сюжетами, но потом их закрасили. Вероятно, в это же время с колокольни храма Всех Святых сняли колокола, среди которых был и 46-пудовый колокол окольничего Алексея Ивановича Ржевского – внучатого племянника Ивана Андреевича Милославского.

К 1936 году Всехсвятский собор вместе с колокольней и надвратной «Царской» церковью переоборудовали под пекарню ГорПО. Преобразованная в хлебокомбинат, она просуществовала до 90-х годов XX века.

В эти годы руководство разорившегося хлебокомбината предложило сестрам возрождавшейся обители выкупить колокольню и храм Всех Святых. Но монастырь отказался платить за свое же, церковное, имущество. В скором времени эти здания за долги отошли Администрации Киржачского района, и она безвозмездно передала их Свято-Благовещенскому монастырю.

По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск.

По: вск., праздники

У восточной алтарной стены Благовещенского собора в 1656 г. на средства боярина Ивана Андреевича Милославского была построена каменная церковь в честь Всемилостивого Спаса. Об этом свидетельствовала надпись, высеченная вязью на белокаменной плите в южной стене храма, которая гласила, что церковь сию боярин Милославский строил «своею казною надъ родителями своими и по своей душъ въчный поминокъ»

Под церковью была устроена усыпальница бояр Милославских. Глава семейства боярин Иван Андреевич служил окольничим при царе Алексее Михайловиче, прозванном в народе «Тишайшим», и состоял в родстве с первой супругой царя – Марией Милославской. Иван Андреевич был дважды женат; после смерти первой жены Агриппины Никитичны его супругой стала внучка прославленного предводителя народного ополчения – Дмитрия Пожарского. К большому горю отца все его дети (сын и четыре дочери) умерли во младенчестве, так что эта ветвь родословной бояр Милославских прервалась с его смертью в 1663 г.

В усыпальнице рода находилось15 гробниц, имевших каменные надгробия, украшенные художественной резьбой. На них были сделанные вязью надписи, из которых следует, что здесь похоронены представители рода Милославских.

Спасский храм представляет собой редкий и интересный архитектурный тип шатровой церкви «иже под колоколы». Он поставлен на подклете и завершается оригинальной шатровой колокольней.

На его углах с западной стороны возвышались две башенки: северо-западная с часами и юго-западная, которая прикрывала выход на верхнюю площадку и к звону, где находились два больших колокола в 100 пудов и 46 пудов (1 600 кг и 736 кг соответственно).

Спасский храм был соединен с Благовещенским собором одной общей площадкой – гульбищем, поставленной на арках подклета. Такой прием соединения двух церквей одной галереей является достаточно редким в русской храмовой архитектуре.

Внутри Спасский храм был благолепно украшен: имел настенную роспись, выполненную в 1856 году Александром Петровичем Соловьевым, пятиярусный позолоченный иконостас с 74 иконами, часть из которых принадлежала кисти известного московского придворного иконописца XVII века Симона Ушакова.

После октябрьской революции 1917 года храм Всемилостивого Спаса разделил судьбу Благовещенского собора. С 1918 по 1923 годы его арендовала община верующих Благовещенского собора. Весной 1922 года, когда под предлогом помощи голодающим Поволжья изымались церковные ценности, в усыпальнице бояр Милославских в поисках драгоценностей были вскрыты две гробницы XVII века. Однако кроме человеческих останков и кипарисовых икон в них ничего не оказалось, и гробницы закрыли. В 1923 году Спасский храм был передан в ведение Киржачского церковно-бытового музея, а в 1924 – поставлен на учет в Музейном отделе Главнауки Наркомпроса РСФСР как памятник истории и архитектуры.

С 1924 года в подклети Спасского храма размещалась «бытовая» часть музейной экспозиции – картины, мебель, оружие, одежда, головные уборы, карета и другие вещи, вывезенные из усадеб киржачских помещиков, в частности, князя И.Н.Вадбольского и графа Салтыкова. Там же выставлялись святцы, замки, глиняная и деревянная посуда, швейки, монеты и пр. Музей испытывал острейшую нехватку средств и не мог обеспечить его сохранность. Как и Благовещенский собор, Спасский храм в «музейный период» не отапливался и не ремонтировался. После разорения в 1929 году киржачского музея он оказался и вовсе заброшенным. Летом 1930 года Киржачский Горсовет одновременного с Благовещенским начал «поломку» и Спасского храма. Но незаконное разрушение памятника истории и архитектуры было остановлено Главнаукой Наркомпроса РСФСР.

В последующие десятилетия Спасский храм подвергся окончательному разграблению и естественному разрушению. В это время из усыпальницы бояр Милославских исчезли все каменные надгробия с художественной резьбой и белокаменная плита с именем строителя Ивана Андреевича Милославского, висевшая на южной стене этого храма.

В 1963 – 1964 годах храм Всемилостивого Спаса отреставрировали вместе с Благовещенским собором. На него установили покрытый лемехом купол и крест. Были отремонтированы дверные и оконные проемы. Внутри здания ремонтные работы не производились.

В 1983 году, когда городские власти Киржача решили использовать монастырские храмы под общественные нужды, на первом этаже Спасского храма предполагалось устроить молодежный клуб, на втором – установить игровые аппараты. Но Господь не попустил свершиться очередному кощунству. И в 1990 году Спасский храм вместе с Благовещенским собором были переданы Русской Православной Церкви. 1 июля 1990 года священником Стефаном Бензюком после многолетнего перерыва в нем была отслужена первая Божественная Литургия. В 2008 году была произведена внешняя реставрация Спасского храма. Храм покрасили в его традиционные – желто-белые – цвета. На колокольне обновили купол и крест.

Храм восстанавливается.

Богослужение в монастыре

C 1999 года при монастыре действует детская воскресная школа, руководителем которой является матушка Александра Алфеева, а духовником – протоиерей Сергий Алфеев. Школу посещают около 60 детей. Сегодня она занимает часть помещений братского корпуса. Прихожане монастыря преподают воспитанникам Закон Божий, Историю Церкви, Русскую словесность, Церковно-славянский язык, Рукоделие и Пение. Обязательным является посещение учениками Божественной Литургии.

Устоявшимся правилом стали исповедь и причастие всех учащихся во время школьных каникул. Большое внимание уделяется работе с родителями с целью воцерковления семьи, чему способствуют занятия воскресной школы для взрослых. Ребята регулярно готовят праздничные выступления – в Рождественские и Пасхальные праздничные дни, а также в Неделю жен-мироносиц они выступают перед детьми-инвалидами, учащимися коррекционной школы-интерната.

Есть у воскресной школы и свой небольшой хор, который принимает участие в богослужениях. Во время каникул ребята вместе с родителями и преподавателями совершают паломничества по святым местам, а летом на монастырском подворье устраивается летний лагерь. Выпускники школы учатся в Православном Свято-Тихоновском университете, в Московской духовной академии и Владимирской духовной семинарии. Монастырь обеспечивает материальную базу Воскресной школы и является той средой, где современные дети могут увидеть практику благочестивой жизни.

фотогалерея

Научно-исследовательская работа

В Свято-Благовещенском Киржачском женском монастыре ведется многолетняя научно-исследовательская работа. В государственных архивах и музеях осуществляются поиск, копирование и учет для хранения в монастырском архиве материалов по истории обители. Записываются рассказы старожилов, копируются материалы их семейных архивов киржачан. На основе уже известных и вновь открытых источников уточняется и дополняется ранее написанная история монастыря и города Киржача.

фотогалерея

Православное молодёжное объединение «Перемена»Свято-Благовещенского Киржачского монастыря в Киржаче

Это молодёжное объединение было создано в 2011 году прежде всего для выпускников воскресной школы Киржачского Свято-Благовещенского монастыря и других воскресных школ Киржачского благочиния, а так же для всех молодых людей, желающих больше узнать о православной вере, ищущих общения со сверстниками, не чуждых таких понятий как нравственность, целомудрие, милосердие, честь, патриотизм. Общественная организация «Перемена» является молодежным объединением духовно-нравственной и патриотической направленности. Название «Перемена» неслучайно. Происходит оно от греческого слова «метанойя», что значит в переводе «перемена ума» - изменение ума, как покаяние - такое изменение в жизни человека, которое поворачивает его к Богу. Образовавшаяся общественная организация и призвана в первую очередь к тому, чтобы сплотить нашу молодежь, стать для нее той площадкой общения, где молодые люди в тёплой и душевной обстановке могли бы обсудить свои проблемы, получить ответы на острые вопросы, внести свой творческий вклад в жизнь молодежного клуба.

фотогалерея

Социальное служение

По просьбе администрации Геронтологического центра «Ветеран» , сестрами монастыря регулярно проводятся бесплатные экскурсии по монастырю для отдыхающих и постоянно проживающих в центре, а также другим социальным учреждениям.

По мере возможности помогаем нуждающимся вещами, продуктами, лекарствами.

Обитель осуществляет духовное окормление специальной коррекционной школы – интерната 8-го вида г. Киржача и благотворительного приюта «Мамин домик» в селе Ельцы Киржачского района

Протоиереем Сергием Алфеевым в коррекционной школе интернате 1-2 раза в месяц с детьми проводятся беседы, молебны. Сестры монастыря к праздникам Рождества Христова и Пасхи передают детям сладкие подарки. Учащиеся воскресной школы поздравляют детей школы-интерната с праздниками Рождества Христова и Пасхи в виде небольшого праздничного концерта.

Из суеты мегаполиса душа городского человека всякий раз просится на волю. Снова и снова стремится она припасть к источнику, чтобы напиться той глубокой тишины и радости, знакомой всякому паломнику.

На этот раз по благословению настоятеля нашего храма отца Антония молодежный Девятинский клуб побывал в Свято-Благовещенском женском монастыре в городе Киржач Владимирской области.

Монастырь был основан в 1358 году Игуменом Земли Русской преподобным Сергием Радонежским. По преданию, братия Троицкого монастыря во главе со Стефаном, старшим братом преподобного, возроптала на своего игумена, и он тайно покинул монастырь. Обойдя многие места, святой Сергий остановился поблизости реки Киржач и поставил там келью, чтобы в покое пребывать после великого труда, как повествует житие.

Преподобный подвизался в Киржаче четыре года. За это время последовавшая за ним братия устроила на Киржачской круче келии и поставила деревянную церковь, освященную в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Возвращаясь по призыву московского митрополита святителя Алексия в Троицкий монастырь, великий Сергий избрал себе преемника – верного ученика и сподвижника преподобного Романа Киржачского, который положил множество трудов на благоустроение монастырских зданий и украшение Благовещенского храма. 29 июля 1392 года преподобный Роман мирно отошел ко Господу. В 1980 году Церковь причислила его к Собору Радонежских святых.

Преподобный Роман Киржачский

Свято-Благовещенский монастырь не является часто посещаемым туристами и паломниками, поэтому мы имели возможность в некоторой степени прочувствовать и окунуться в сокровенную монастыркую жизнь, а также насладиться окружающей его природой, так как монастырь живописно располагается на холме высоко над рекой Киржач.

Добрались мы достаточно быстро и радостно нашей большой веселой компанией. В монастыре сестры встретили нас очень тепло, сразу вкусно накормили и перед службой мы принялись за трудничество. Поскольку было прохладно, сестры выполняли послушание в трапезной и в храме, братия - на улице. Вечером мы отправились на службу, где звуки восхитительного пения словно переносили нас в другой мир.

Разместили нас в небольшом уютном домике, где насельницы монастыря жили в период становления обители после советской власти.

Нам посчастливилось пообщаться с сестрами монастыря, и порой было неловко от той заботы и внимания, которые они нам оказывали. Монахини словно светились радостью и любовью, что на душе становилось очень тепло и спокойно. Некоторые монахини показались совсем молодыми, но, несмотря на это, в них чувствовалась умудренность опытом и смирение, которые так редки в нашей жизни. Вечернее молитвенное правило нам разрешили прочесть всем вместе в нижнем храме возле раки с мощами преподобного Романа.

В воскресенье после службы сестра Мария провела для нас с любовью очень интересную экскурсию, которая длилась более двух часов. Нас провели по местам, которые обычно паломником не показывают, что, конечно, было еще одним приятным сюрпризом. Помимо истории основания и восстановления монастыря, мы услышали рассказы про незаметный миру подвиг сестер, подвизавшихся здесь раннее, про чудесные исцеления по молитвам преподобному Роману и чудесное обретение его мощей. Уезжать очень не хотелось, но каждый из нас должен продолжать свое служение на своем месте, укрепившись живым общением и примером подвижнической монастырской жизни. На обратном пути мы делились впечатлениями о поездке и многие выразили искреннее желание приехать сюда еще не один раз.

И снова перед нами, как и перед каждым паломником, стоит задача – постараться бережно сохранить тот тихий свет и радость христианской жизни, отраженные в светлом взоре монахинь. Недаром говорят, монахи – свет миру!

Преподобные отцы наши Сергие и Романе, молите Бога о нас!

Фотоотчет о поездке можно посмотреть .


Основан Благовещенский монастырь Сергием Радонежским, в середине XIV века. Из-за конфликта со своим братом Сергий покинул Троицкую обитель, и удалился на берег реки Киржач. Место это он выбрал по совету своего друга, преподобного Стефана Махрищского, монастырь которого находится в нескольких километрах севернее (мы туда в то день не попали по причине несоответствия дресс-коду). Вскоре к Сергию присоединились еще несколько монахов из Троицы. Была поставлена церковь Благовещения, и возник новый монастырь. Позже преподобный вернулся в к Троице, но Киржачская обитель продолжала существовать. Первым ее игуменом был преподобный Роман Киржачский, почитаемый ныне в монастыре местночтимым святым.

Со времени своего основания и до упразднения монастырь находился в зависимости от Троице-Сергиевского, и официально назывался «Троице-Сергиева монастыря, монастырь Благовещенье Пресвятой Богородицы на Киржаче».

Благовещенскому монастырю Киржач обязан своим существованием. Именно из подмонастырской слободы в 1778 году екатерининским указом был образован город Киржач. Правда, сам монастырь к тому времени уже двенадцать лет как был упразднен после трехсотлетнего существования – в результате екатерининских же реформ. такая вот диалектика.

В 1995 году монастырь возрожден как женский.

Пройдя под воротами с иконой Преподобного основателя, начнем знакомиться с монастырскими строениями

Самое старое здание монастыря – Благовещенская церковь, воздвигнутая в середине 16 века.
Через сто с лишним лет после секуляризации, в 1876 году, приходская Благовещенская церковь была возведена в ранг городского собора.
Сейчас собор активно реставрируется, так что сфотографировать его всей красе не особо получилось

по-видимому, остатки галереи вокруг храма.

От допетровской эпохи в монастыре есть еще один интереснейший храм –
в честь Происхождения Честных древ Креста Господня, 1656 г.

Еще в прошлом веке на стене сохранялась надпись, гласящая:
в сей обители строил сию церковь Всемилостливого Спаса со всякою церковною утварью
Боярин Иван Андреевич Милославский своею казною над родителями своими
и по своей душе в вечный поминок и погребён он под сею церковью

Как известно, Милославские были родственниками первой жены царя Алексея Михайловича, и занимали при нем ведущие государственные посты.
Боярин Иван Андреевич Милославский (+1663г.) владел сельцом Федоровским недалеко от Киржачского монастыря.

Храм «иже под колоколы» довольно необычных форм выглядит очень выразительно. Постарался запечатлеть его со всех сторон

ворота с надвратной церковью были построены также в 17 веке, в 19 веке перестроены.

В 1865-1866 годах традиции боярина Милославского были продолжены. Братья-купцы Соловьевы, владельцы местной текстильной фабрики, возвели над могилой родителей Всехсвятскую церковь с колокольней
Сильно пострадавшая, она, к счастью, сохранилась

до середины XIX века внутри бывшей монастырской ограды хоронили жителей Киржача.
Сейчас у алтаря Спасского храма собраны немногие уцелевшие надгробия

Домик вратарниц – уже современное строение

справа от него - скорее всего, отремонтированный братский корпус, в основе которого постройка 17 века

Замечательные виды открываются от монастыря на долину Киржача.

На обрыве над колодцем, вырытым, по преданию, самими Преподобным Сергием, восстановлена часовня

ну вот собственно и все о Киржачском Благовещенском монастыре.
Напоследок - еще одна фотография