Тайны фортификации острова Örö. Тайны фортификации острова Örö Остров эре дания

Лет 8 назад с помощью соцсетей я сколотила группу сталкеров, с которыми лазили по фортификационным сооружениям Ленобласти. Вылазки были весьма успешными, и форты Кронштадские - в том числе береговые, и КаУР. Все у нас находится в таком гнятущем запустении, что в пору снимать фильмы ужасов и постапокалипсиса. Правда. зная историю сооружений и по крупицам находя остатки былой военной силы - становилось не то что интересно, но еще и гордость брала, что наши предки умели строить на века. А вот их уроды-потомки все растащили и разграбили.

С укреплениями на территории Финляндии все иначе. Там, к счастью, историю берегут, охраняют, консервируют и создают хорошие музеи и познавательные комплексы. Когда мы поехали в рамках нашего знакомства с национальными парками Финляндии на остров Örö, я даже не предполагала, что там может быть настолько много сохранившихся военных сооружений. Так получилось, что военные покинули остров лишь в начале лета 2015 года. И всего несколько месяцев туристы имели возможность спокойно добраться на регулярном моторном катере на остров, погулять там и вернуться обратно. От военныъ остались укрепления, пушки, хранилища боеприпасов, наблюдательные посты, грамотно вписанные в скалистые берега. С воды - остров как остров. Растет лес. будешь проходить мимо на яхте - даже и не узнаешь, что на острове полно военных сооружений.


Остров Örö входит в состав Archipelago и национального парка Сааристомери, находится в Южной Финляндии. От него до Турку около двух часов езды. В 2015 году остров вошел в состав парка и в ближайшее время он превратится в полноценный туристически привлекательный объект. За 100 лет - именно столько на нем располагались военные - остров обзавелся уникальной эндемичной флорой и фауной. Здесь какое-то невероятное множество видов бабочек. Исследователи занимаются их изучением, и на деревьях установлены специальные приспособления для этого. Лично я бабочек ужасно боюсь, поэтому была счастлива, что осень не самый их сезон.

На острове растут уникальные растения, водится разное зверье, только я никого там так и не увидела. Зато в волю полазила по катакомбам.

Итак, в царской России в начале 20 века, а если быть точнее, то в 1914 году начали строить линию Або-Аландского укрепленной позиции. (Все помнят, что Финляндия входила в состав России). И на острове Örö (или острове Эрэ) воздвигли укрепления. В 1915 году остров стал полноценной военной морской крепостью. Строили тогда быстро. Случилась первая мировая На сталелитейном Обуховском заводе отливали орудийные стволы...
Або-Аландскую укреппозицию входил Аландский архипелаг, Або (Турку), острова Эрэ и Утэ входил в Морскую крепость Петра Великого (об одном из объектов этой крепости, находящейся на территории Эстонии сь). Або-Аландская позиция играла роль передовой маневренной базы главных и лёгких сил Российского императорского флота. Специально для обороны позиции был создан отряд из канонерских лодок, миноносцев, сторожевых и посыльных судов.

В 1916 году артиллерийская оборона Финского, Рижского и Ботнического заливов усиливается. Начинает создаваться передовая позиция на линии мыс Такхона (остров Даго) — остров Эре (Аландские острова), где было выставлено свыше 4000 мин и сооружены две 305-миллиметровые батареи (одна на мысе Такхона, вторая — на острове Эре). После создания этой минно-артиллерийской позиции морские сообщения русского флота из Финского залива в Рижский и Ботнический оказались надежно прикрытыми. Балтийский флот в случае прорыва немецких кораблей в Финский залив мог развертывать свои силы для боя с ними в этом районе. После подписания Брестского мира район отошел к немцам, а потом к финнам.
В 1935 -1937 гг. батаре. на острове Эре из четырехорудийной преобразовали в двухорудийную. Установленные 305 мм орудия, имеющие дальность стрельбы 32-40 км, вес заряда 355 - 470 кг и скорострельность - 2,2 - 3 выстрела в минуту были перевезены финнами с острове Эрэ на мыс Ристиниеми (сегодня это территория России, Выборгский район). Всего на острове Эрэ, согласно данным из книги Александра Чернышева "Оборона полуострова Ханко" стояло 4 305 мм и 4 152 мм орудия.

Сейчас одно из них можно не только рассмотреть внимательно, но и даже пройти внутрь, познакомиться с его устройством.

Пушка 12"/52 (305/52) Самое мощное орудие, когда-либо серийно устанавливавшееся на корабли российского или советского военно-морского флота. Орудия устанавливались на сухопутных линиях обороны, в частности в Морской крепости Петра Великого. Длина ствола почти 16 метров. Скорость снаряда составляла 853 м/с.

Вот туда стреляла пушка, - показывает нам наш гид и управшляющий островом Carl de la Chapelle.

Снаряды загонялись в ствол с помощью специальной подъемной установки.

Ствол в солидоле - пушку финны поддерживают. Не в боевом состоянии, но развалиться точно не дадут. Сотня лет пушке исполнилась в этом году. А она, похоже, может еще пострелять. Ресурс свой не выработала. Ресурс составляет 400 выстрелов. Пушка же сделала порядка 70. Крайний раз стреляла в 1971 году. Восстановить её можно. Финны позаботились о сохранности орудия.

Страшно представить как громко она стреляет.

А вот это совсем интересно. координаты островов:

Остров Бенгтшер (с ним, кстати, у Эрэ была телефонная связь)/ D 1941 году, 26 июля был исторический бой у этого острова-маяка с попыткой советской армии захватить его. С обеих сторон были значительные потери.

Под пушкой находятся помещения, где хранились снаряды, находился командный пункт - ну и трясло же их при каждом выстреле.

Коридоры с бронедверями.

Экспозиция с архивными фотографиями.

Быстро у финнов пушка музеем стала. У нас бы пока два года передавали имущество, еще три собирали материалы и средства на музей... Здесь же вояки еще не успели уйти - а музейная экспозиция готова и будет еще пополняться.

Только посмотрите какая толстая сталь.

Какие клепки...

Любителям фортификации - самое то, чтобы здесь побывать.

Ступени - не полностьб заросшие, ведут от пушки на главную островную дорогу.

А радом с пушкой еще не полностью готовая очередная экспозиция.

По острову-крепости лучше всего передвигаться на велосипедах. Они здесь военные, без скоростей. Я, конечно, же не села, потому как не умею на них ездить.

А ребята с удовольствием катались. А потом отдыхали около наших домиков.

Раньше в них жили офицерские семьи. На острове была школа и детский сад. Солдаты жили в казармах, а офицерам полагались дома со всеми удобствами - две спальни, гостиная, кухная-столовая, санузел. Есть еще и сауна.

А мы поехали кататься. Меня возил Карл.

Сначала отправились на северную оконечность острова.

Туда ранним утром я прибежалаза красивыми видами и утренней зарядкой.

Сохранились даже кровати.
27.

А с воды ничего и не видно - остров, скалы, трава....

По острову проходят пешеходные и веломаршруты. На каждом перекрестке установлен стенд с картой. Потеряться невозможно. Единственное, о чем предупреждают стенды - не сходить с дорожек и не поднимать никакие непонятные железки - это могут быть части боеприпасов. Прямо так и сказано. Конечно же, остров очистили от всякого военного опасного хлама, но.... Лучше предупредить.

А вот так выглядит южная батарея. Валяется бронеколпак.
29.

Основание 6" орудия.

Стеллажи для боеприпасов.

И разруха, похожая на то, что на форте Ино.

Русские покинули остров в 1918 году. Убегали спешно, Что-то взрывали, что-то растаскивали. Два года до 1920 остров были ничейный. Здесь шарились белые мародеры, жили местные жители. Но, растащить все, к счастью, не успели.

Все помещения южной батареи на замках.
34.

Враг не пройдет и ничего не засрет. А может оно и правильно. Пусть гиды ходят с ключами и показывают помещения группам. Мы были первой русскоязычной группой на этом острове спустя почти 100 лет. Это очень приятно осознавать, что ботинки соотечественников в большом количестве еще не топтали местные скалы.

Чем заняться здесь, кроме осмотра?

Да можно просто гулять по лесу, собирать грибы и ягоды.

Пожить в тишине.

Найти все военные объекты.

Правда, там осталась пара смотровых вышек, обитаемых. Туда заходить строго запрещено. Мы даже пытаться не стали.

Недалеко от пристани находится устройство для спуска судов на воду.

Гафельная яхта Eugenia? на которой можно совершить морское путешествие по финским шхерам, привезла гостей на остров. Заказ яхты www.,eugenia.f

В солнечный день мы отошли от острова на катере. Лично мне неполных суток было маловато. Оптимально сюда приезжать не с одной, а с двумя ночевками. Успеешь обойти весь остров, сходить в сауну, посетить ресторан, полазить по всем сооружениям, насобирать грибов-ягод, половить рыбу, послушать истории военного прошлого острова, встретить закаты и рассветы. Место чудесное, интересное, историческое, связано с Россией. Посетить однозначно нужно!

И очень полезная информация для тех, кто желает посетить остров Örö

1. Пешие экскурсии по острову и цены: http://www.örö.fi/en/guided_tours
2. Сафари на надувных моторных лодках и стоимость boat safaris and prices: http://www.örö.fi/en/rib
3. Аренда катеров и рыбалка, информация, программы и цены http://archipelagobooking.fi/?p=venevuokraus&l=ru
4. Рыболовный тур и аренда снаряжения для рыбалки http://www.örö.fi/en/bjorknascare
5. Аренда водных мотоциклов, стоимость 190 евро в день, обращаться сюда: [email protected]
6. Пристань для яхт и катеров в Ёрё http://www.örö.fi/en/marinaservice (в 2015 году стоимость стоянки на пристани - 25 евро)
7. Wilson чартер http://www.wilsoncharter.fi/fi проводит дневные экскурсии в Ёрё и на маяк Bengtskär в летнее время по выходным. .
a. Стоимость билета на проезд в катере по маршруту Каснас- Ёрё- Каснас - 30 евро
b. Однодневный тур Каснас- Ёрё- маяк Bengtskär (где шли бои в 1941 году) - от 98 евро
c. Туры в Эрэ проводятся для всех желающих по субботам с 11:00 до 15.30: отправление и прибытие в Каснас; на острове Ёрё участников ждет экскурсионная прогулка по острову, посещение Обуховской пушки, обед, кофе-брейк на катере. Стоимость для взрослых 53 евро, для детей - 26,50 евро, если ехать на обычном катере по морю до острова и обратно, и 80 евро для взрослых и 40 для детей если идти до острова на надувной моторной быстроходной лодке с жестким дном.
8. В Эре и окрестностях также проводятся:
a. традиционная танцевальная вечеринка архипелага, каждый год в середине июля (

Простите мне, друзья, такой банальный заголовок! Но Эрё - это действительно одно из самых красивых мест, где мне удалось побывать в последнее время. Я люблю северную природу и северное море (мы даже в свое свадебное путешествие с мужем ездили на Балтику), но мне часто не хватает времени и силы воли, чтобы отказаться от поездки в Италию или к теплому морю ради визита к холодным, поросшим травой берегам. Словом, Эрё случился со мной очень вовремя и стал настоящим подарком!

1. Эрё - один из немногих датских островов, который не соединен с другими островами мостом, поэтому добираться сюда нужно на пароме. Я плыла из Свеннборга, остров Фюн, гавань которого вы и видите на фото.

2. Вот и паром, настоящая громадина! Я на таких никогда не плавала.

3. Плывет он до Эрё 75 минут, в начале своего пути проходя вот под таким изящным современным мостом, соединяющим Фюн с Лангелланом, о котором я уже рассказывала.

4. На острове живет всего 6.5 тысяч человек, городов три, я побывала в двух - в Марстале и Эрёскобинге. Я с удивлением узнала, что Марсталь был на протяжении веков был одной из крупнейших гаваней Европы, центром кораблестроения. И сейчас в городке с населением - внимание! - 2395 человек работает верфь.

7. В Марстале существует каких-то совершенно невероятных для такого крохотного городка размеров морской музей. Когда я его увидела, этот один, как мне тогда казалось, игрушечный домик с треугольной крышей, я про себя ухмыльнулась, мол, ну и музей! Но когда через полчаса я крутила штурвал в кабине капитана все в том же музее, который занимает, как выяснилось, чуть ли не половину города, я уже не была так категорична.

8. Все то, что может вас заинтересовать в связи с кораблями и их сооружением, есть в музее. Хотите - макеты кораблей и корабли в бутылках, хотите - исторические документы, хотите - картины, а так же части кораблей, морские узлы, обитатели подводного мира, каюты матросов, капитанский мостик, кают-компания! Короче, морской музей в Марстале оказался крупнейшим подобным музеем в северой Европе!

9. Меня совершенно очаровали вот эти пляжные домики на берегу Балтийского моря недалеко от Марсталя. В одном из них мы застали, не поверите, свадебное торжество немецкой пары! Оказалось также, что на Эрё приезжают жениться на иностранках (или иностранцах) граждане Германии, т.к. на острове это сделать куда проще, чем в самой Германии.

11. Не устаю быть благодарной погоде, которая подарила мне такие облака и совершенно потрясающие условия для съемок!

13. Вода в море градусов 20, народ купается!

15. И снова море и пахнущий травами воздух!

16. Почти Тоскана!

18. Фантастическое небо было в тот день!

19. Одно из лучших мест для обеда на острове - ресторан при пивоварне Rise .

20. Вот таким был мой обед: все на одной тарелке, начиная с лосося и заканчивая местным сыром с джемом из ревеня и яблок. Ну и конечно пиво, которого тут варят несколько сортов, и вкусный датский хлеб. Какой потрясающий хлеб в Дании, вы себе не представляете! Я хлеб обожаю, а потому не могла на него не обратить внимание.

22. Обедала я на свежем воздухе, под яблоней, а рядом разгуливало 2 кота-воришки!

23. Гостей просят их не кормить, но этого и не требуется - коты сами себе найдут еду! Вот он, лежит довольный.

24. Благодаря небольшим размерам и практически плоскому рельефу, Эрё - отличное место для поездок на велосипеде. От пивоварни до Эрёскобинга, где и останавливается паром с Фюна, всего около получаса спокойной езды с остановками на съемку.

25. Я вам передать не могу, какое же это удовольствие - катить на велике к морю вдоль этой красоты!

28. А вот и снова море!

29. Еще одни пляжный домик.

30. Датчане просто помешаны на экологии, чем вызывают у меня огромное уважение. На Эрё, например, находится одна из крупнейших в мире солнечных электростанций. Рядом с солнечными батареями идиллически пасутся овцы.

31. А вот и Эрёскобинг, крохотный городок с населением меньше 1000 человек, считающийся самым хорошо сохранившимся маленьким городом Дании. Все в нем ладно, все приятно.

36. Это не декорации, это все на самом деле так!

37. Один у Эрёскобинга недостаток - жителей в городе мало, а потому на улицах непривычно пустынно. Думаю, если попасть сюда в пасмурную погоду, настроение будет совсем другим.

К датским территориям относятся более 400 островов и 7564 километра береговой линии. Находясь в Дании, вы всегда будете в не более чем 48 км от моря. Несмотря на выбранный вами сезон для путешествия в эту страну, зиму или лето, море всегда будет частью картины вашего отдыха, тем более, если вы отправитесь на один из множества датских островов. Каждый из них - своего рода датская жемчужина с уникальной историей, людьми и легендами.

Лесё (Læsø) - остров домов с водорослевыми крышами

Идеальный способ перемещения по песчаным равнинам острова Лесё - лошади. Велосипед также вполне подойдет для того, чтобы нагулять здоровый аппетит перед трапезой, которая будет состоять из морепродуктов острова.

Также можно понаблюдать за процессом добычи соли и насладиться омолаживающими солевыми ваннами в специально переоборудованной для этой цели старинной церкви. Кроме того, можно отправиться наблюдать за тюленями на рыбацкой лодке.

Кровли домов на острове изготавливаются из морской руппии (тип водорослей), которую просушивают и скручивают.

На сегодняшний день лишь немногие дома имеют крышу из водорослей, однако активисты острова возродили ремесло, чтобы дать новую жизнь этой старинной традиции.


Самсё (Samsø) - эко-остров Дании

Остров Самсё официально признан местом с нулевым выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

Вся энергия на острове вырабатывается лишь ветром и солнцем. На острове есть своя академия энергетики, где местные жители делятся с посетителями своим опытом относительно того, как так называемые «зеленые» инициативы превратили их остров, славящийся своими яблоками и овощами, в эко-лабораторию энергетики будущего.


Эрё (Ærø) - сельский быт и фермерство

Известный своим органическим фермерством, песчаными пляжами и коттеджами B&B остров Эрё - одно из самых популярных направлений островного отдыха и велосипедных туров на архипелаге.

Его главный город Эрёскёбинг получил в 2002 году награду Europa Nostra Award за сохранение своего уникального наследия.

Эрё - это независимая территориальная единица с весьма дружелюбной для приезжих политикой. Посетители могут арендовать электромобиль в туристическом агентстве в Эрёскёбинге. Остров также предлагает бесплатный wifi в портовых городах.


Борнхольм и Эртхольмен

Датский скалистый архипелаг в Балтийском море предоставляет возможность посетить островное сообщество с историческими городами, уникальными кулинарными особенностями и вдохновляющей традицией приверженности к искусству и ремеслу.

С его скалистыми берегами, песчаными пляжами, лесами и сельскими угодьями остров Борнхольм - отличное место для каякинга, велоотдыха и пеших прогулок.

До сих пор официально принадлежащие датскому морскому флоту острова Кристиансё и Фредериксё (также называемые Эртхольмен) растянулись вдоль 400-летней военно-морской гавани.

Острова можно посетить в ходе однодневной поездки или же остаться в местной гостинице Christiansø Gæstgiveri и провести уникальный вечер на историческом архипелаге, обитаемом всего 94 жителями.


Лиллеё, Файё, Вейрё и Фемё - небольшой архипелаг

Для большинства датчан это далеко не секрет - маленькие острова Лиллеё, Файё, Вейрё и Фемё находятся далеко от «большой дороги» и поэтому малоизвестны туристам.

Острова славятся своим органическим яблочным соком и сидром, а на острове Лиллеё ресторан Noma, неоднократно признававшийся лучшим в мире, имеет свой собственный виноградник.

На острове Файё можно остановиться на органической ферме или же просто отведать ее сидра в специальном бутике. Фемё - наиболее крупный из островов. Ежегодно он принимает международный фестиваль джаза (31 июля - 5 августа).


Фанё - традиции и наследие в Национальном парке Ваттового моря

Окруженная песчаными дюнами и открытой природой Сендерхо на острове Фанё (в Национальном парке Ваттового моря) - одна из самых очаровательных деревень Дании с богатой мореходной историей.

Ее 300-летняя гостиница Sønderho Krо подает местную морскую еду. Кроме того, рекомендуем попробовать местное пиво, в частности Fanø Rav - светлое пиво «сухое и ароматное как местный юмор», по словам производителя.


Свет лампы падал на старую морскую карту. Сетка широт и меридианов покрывала тысячи островов. Тоненькие линии глубин огибали извилистые берега Финского и Рижского заливов. Моонзунд, Аренсбург, Гапсаль, Пернов — эти старые названия когда-то не сходили с телеграфных лент Главных морских штабов. Красные и синие стрелы маршрутов линкоров и крейсеров, миноносцев и тральщиков пролегали по балтийским волнам рядом с островами. И всегда эти маршруты старательно обходили, очерченные аккуратным штабистом сектора — зоны обстрела береговых батарей.

Остров Эзель. Мыс Церель. Здесь в Первую мировую войну на батарее №43 были установлены четыре 305/52 открытые артустановки. Батарея стала последним опорным пунктом, защищавшим вход в Ирбенский пролив. Сегодня на батарее остались только бетонные основания орудий. Пушки были демонтированы в 20-х годах.

Остров Даго. Мыс Тахкуна. Четыре, таких же как на Цереле пушки стояли на Тахкуна на батарее №39 в Первую мировую. Сегодня пушек нет. Пушки Тахконской батареи сняли в начале 20-х годов.

305/52 открытые береговые артустановки были установлены также на фортах Алексеевский (Красная Горка) и Николаевский (Ино) для защиты Санкт-Петербурга от нападения с моря. Сегодня на обоих фортах орудий нет, все порезано на металлолом. Где же сегодня можно увидеть эти грозные пушки, которые составляли основу береговой обороны Империи.

Снова обращаемся к старой морской карте. Остров Даго и полуостров Ханко. Передовая позиция Балтфлота. Самый большой круг сектора обстрела имеет своим центром маленькую точку на карте — остров Эре. Здесь в 1916 году вступила в строй батарея №60, состоящая из 4-ех 305/52 открытых артустановок. Как сложилась судьба пушек Эрской батареи?

В 7 утра мы снова встретились с Ове Энквистом на набережной в Хельсинки. На это раз наш путь лежал на полуостров Ханко. Два часа дорога бежала между гранитных скал, окутанных утренним туманом. К девяти часам приехали на Ханко. Точно в девять пришел военный катер и мы отправились в морское путешествие.

Катер быстро мчался по балтийским волнам. Мимо проскакивали многочисленные острова и островки. Совсем юный капитан катера внимательно всматривался в море, отыскивая вешки на извилистом фарватере. Гранитные острова или покрыты лесом, или только чайки сидят на голых камнях. Иногда катер проходит совсем близко от подводных рифов, гребешки волн перекатываются через еле заметные камни. Через час среди множества маленьких островов появляется большой зеленый остров. Что ж, думаю, пушки были очень большие, следовательно и остров должен быть побольше. Это остров Эре.

Катер сбавляет скорость и медленно входит в небольшую тихую бухту. Первое впечатление такое, как будто начинаешь снова читать роман Жюля Верна «Таинственный остров». Швартуемся к островному причалу. Лейтенант на пирсе встречает столь нечастых здесь гостей и приглашает в машину. Едем несколько минут и въезжаем в небольшой военный городок. Энквист рассказывает, что эти дома построили русские солдаты в 1916 году. Однако, неплохо здесь 90 лет содержат казарменный жилой фонд. Несколько домиков, чистенькие газоны, стойка для велосипедов, чувствуеся налаженный военный быт гарнизона острова. Нас проводят в столовую, предлагают завтрак, кофе и чай. Группа солдат прибывает на завтрак, каждый сам себе накладывает еду, рассаживаются тихо и дисциплинировано, все как в обычной солдатской столовой, только в углу помещения стоит старинная шведская пушка.

После завтрака едем на батарею. Оказывается, она находится буквально рядом с военным городком. Дорога идет в гору, появляется бетонный артблок и, вот они — пушки острова Эре!

Первый заказ на открытые береговые 305/52 артустановки Петербургский Металлическом завод получил в 1910 году. Проектированием установок руководил А.Г. Дукельский — талантливый инженер, «русский Крупп», как называли его газеты того времени. Первоначально было изготовлено восемь таких установок для Кронштадтской крепости: четыре для форта Алексеевский (Красная Горка) и четыре для форта Николаевский (Ино). За большую высоту и характерные очертания русские артиллеристы называли 305/52 открытые артустановки «журавлями».

Мощь и гроза! Высокие, с длинными стволами, с тонкой задней опорой направляющих механизмов подачи снарядов — действительно эти артустановки чем-то напоминали журавлей. Сегодня установки скорее можно назвать закрытыми. Сверху они накрыты бронелистами, вокруг позиции сооружена бетонная стена с крышей. Через бронедверь заходим внутрь. Огромная клепаная станина, болты основания, рельсы для тележек подвоза снарядов — все как на старинных фотографиях. В отличии от башенных артустановок здесь все операции заряжания и наведения производились вручную. На всех приводах большие ручки с захватами для двух человек, цепные передачи и шестерни. Особенно выделяется громадная шестерня привода вертикальной наводки. На верхней площадке, у самого орудия, тоже все делалось вручную. Пробую крутить большой штурвал привода закрытия замка. Замок орудия медленно, но легко поворачивается, хотя весит около двух тонн. Вылезаем наверх, на крышу артблока. Сергей делает много фотографий, я обхожу артблок. На втором фундаменте орудие отсутствует, только толстые болты торчат из бетона. Тоже и на втором артблоке. На острове Эре сегодня остались две 305-мм пушки, последние из двадцати открытых артустановок установленных на Балтике в годы Первой мировой войны.

В январе 1915 года комендант морской крепости Петра Великого Герасимов получил приказ командующего флотом Н.О. фон Эссена начать строительство бетонных оснований для американских 234/50 пушек на острове Эре.

На остров прибыли русские инженеры, сотни солдат и финские рабочие. Спешными темпами приступили к сооружению четырехорудийной 9,5 дюймовой батареи. В сентябре 1915 года скальные работы на батарее № 60 были закончены. Однако вскоре выяснилось, что вместо американских 234/50 орудий сюда поступят 305/52 одноорудийные установки на центральном штыре. Потребовалось внести изменения в проект, к счастью, объем переделок был незначителен.

В первую очередь сооружались фундаменты 305-мм орудий, чтобы быстрее дать фронт работ специалистам Петроградского Металлического завода для монтажа артустановок. Когда фундаменты были готовы, перешли к строительству бетонных артблоков, где размещались погреба боезапаса, укрытия для личного состава и помещения служб батареи. Всего строилось два артблока, в каждом из которых располагалось две позиции 305-мм открытых артустановок. Артблоки отстояли друг от друга на расстоянии около 100 метров. Уже к началу навигации 1916 года батарея № 60 из четырех 305/52 орудий вступила в строй. При дальности стрельбы 140 кб. (против 98 кб. у 234/50) ее значение возросло и стало возможным создание передовой позиции).

Одновременно на острове Эре возводились еще две береговые батареи орудий меньших калибров. На южном, скалистом берегу острова — батарея №61, состоящая их четырех 152-мм орудий Кане, на северо-западном побережье Эре, в лесу — батарея №59, четыре орудия калибром 120-мм. 305-мм батарея №60 острова Эре (Эрская батарея) и 305-мм батарея №39 острова Даго (Тахконская батарея) стали главными пунктами Передовой минно-артиллерийской позиции Балтийского флота (Амирханов).

После осмотра позиций 60-й батареи, едем на машине на юг острова Эре. Лес заканчивается, вокруг только серые скалы. У самого моря позиции 61-й батареи. Сразу даже не заметишь орудийные дворики, сложенные из гранитных камней, настолько они естественно встроены в окружающую местность. Также из камней сложены стеллажи для снарядов, укрытия для личного состава. Кое-где, внутри каменных блиндажей, видны старые бревенчатые срубы. Одинаковый серый гранитный пейзаж вокруг, ни деревца, маленькие острова слева по горизонту, и чистое, бескрайнее Балтийское море впереди. Таким же его видели артиллеристы, которые несли здесь службу почти 90 лет назад. Дни, месяцы, годы, постоянного наблюдения за морем, тренировки прислуги орудий, без радио и газет, единственная связь с гарнизоном, наверное, полевой телефон. Служба в береговой артиллерии всегда была трудная и ответственная!

Машина едет на другую оконечность острова, на север. Останавливается в глухом лесу, идем по скользкой, покрытой мхом, тропинке. Впереди груды камней. Что это? Позиции! Полностью сохранившиеся позиции 59-й батареи! Четыре 120-мм орудия были установлены на временные деревянные основания. За 90 лет верхние два ряда бревен истлели и обнажили ряжевую клеть основания позиции. Бревна исчезли, но болты, которыми они скреплялись, остались на месте. Я искал эти болты по всем эстонским островам, по всем позициям времен Первой мировой войны на Эзеле и Даго, но там каждая железка с батарей уже давно исчезла на местных хуторах. Теперь понятно, как русские инженеры строили временные позиции береговых батарей. Это дает возможность осуществить давно задуманный проект — построить на острове Хийумаа у пристани Лехтма деревянное основание 152-мм пушки Кане. Как много можно узнать, попав на остров, расположенный в 80 км от острова Хийумаа!

Весной 1918 года русские покинули остров Эре. Считается, что орудия были приведены в негодность. Остров какое-то время был бесхозным, оборудование и материалы расстаскивались. Однако вскоре Эре был взят под опеку финским Государственным управлением военными трофеями. Государство выплатило компенсации жителям острова за отчуждаемые земли и с тех пор и до наших дней на Эре располагаются финские военные.

В 20-е годы 305-мм орудия восстановили (очевидно повреждения были невелики) и ввели с состав береговой обороны Финляндии. Открытые установки финны сразу доработали: верхние плошадки закрыли легкой броней, чтобы защитить личный состав от осколков и от сильно переменчивой островной погоды. В 30-е годы два орудия Эрской батареи были демонтированы (по одному с каждого артблока), перевезены и установлены на вновь построенные позиции на мысе Ристиниеми (мыс Крестовый). В 1940 году финны с тех позиций ушли, предварительно все основательно взорвав.

Эрские пушки продолжали нести свою службу на острове вплоть до конца 50-х годов. В 1958 году батарея провела последние учебные стрельбы. Балтийское море было объявлено морем мира. В это время разоружалась вся Балтика. Польша сняла свои батареи из районов Гдыни и Гданьска. СССР демонтировал все (!) батареи на Моонзундских островах, часть батарей Таллинна, Крондтштата, Лиепаи и зоны обороны Ибренского пролива. Советские пушки порезали на металллом и отправили в переплавку на лиепайский завод «Красный металург» (Sarkanais metalurgs). Финны, однако, не торопились резать свои пушки. Орудия были сохранены, законсервированы и до сегодняшнего дня находятся в исправном состоянии.

Машина возвращается в военный городок. Гостей снова угощают кофе и чаем со вкусным пирогом, испеченным в солдатской столовой. Финский лейтенант приносит альбом старых и новых фотографий, рассказывающих о жизни островного гарнизона. Как во всяком маленьком городке здесь бережно хранять все, что связано с историей своего края. На прощанье передаю для библиотеки гарнизона острова Эре книгу «Батареи Моонзунда» с вкладышем, где переведены на английский язык все подписи под иллюстрациями. Прощаемся с гостеприимным гарнизоном острова. Жизнь Военного Человека подчинена долгу и службе. Искренне желаю им успешной службы на маленьком отдаленном острове, таком же острове, где прошло мое детство, среди матросов-артиллеристов, пушек и каменистых морских берегов.

А на мысе Церель и на мысе Тахкуна для привлечения туристов, когда-нибудь, придется построить реплики, примерные копии 305-мм орудий. Хорошо, что пока есть откуда копировать — с «журавлей» острова Эре.

Юрий Мелконов
Рига — Таллинн — Хельсинки
Август 2004 года
Фото Сергей Мелконов


Простите мне, друзья, такой банальный заголовок! Но Эрё - это действительно одно из самых красивых мест, где мне удалось побывать в последнее время. Я люблю северную природу и северное море (мы даже в свое свадебное путешествие с мужем ездили на Балтику), но мне часто не хватает времени и силы воли, чтобы отказаться от поездки в Италию или к теплому морю ради визита к холодным, поросшим травой берегам. Словом, Эрё случился со мной очень вовремя и стал настоящим подарком!

1. Эрё - один из немногих датских островов, который не соединен с другими островами мостом, поэтому добираться сюда нужно на пароме. Я плыла из Свеннборга, остров Фюн, гавань которого вы и видите на фото.

2. Вот и паром, настоящая громадина! Я на таких никогда не плавала.

3. Плывет он до Эрё 75 минут, в начале своего пути проходя вот под таким изящным современным мостом, соединяющим Фюн с Лангелланом, о котором я уже рассказывала.

4. На острове живет всего 6.5 тысяч человек, городов три, я побывала в двух - в Марстале и Эрёскобинге. Я с удивлением узнала, что Марсталь был на протяжении веков был одной из крупнейших гаваней Европы, центром кораблестроения. И сейчас в городке с населением - внимание! - 2395 человек работает верфь.

7. В Марстале существует каких-то совершенно невероятных для такого крохотного городка размеров морской музей. Когда я его увидела, этот один, как мне тогда казалось, игрушечный домик с треугольной крышей, я про себя ухмыльнулась, мол, ну и музей! Но когда через полчаса я крутила штурвал в кабине капитана все в том же музее, который занимает, как выяснилось, чуть ли не половину города, я уже не была так категорична.

8. Все то, что может вас заинтересовать в связи с кораблями и их сооружением, есть в музее. Хотите - макеты кораблей и корабли в бутылках, хотите - исторические документы, хотите - картины, а так же части кораблей, морские узлы, обитатели подводного мира, каюты матросов, капитанский мостик, кают-компания! Короче, морской музей в Марстале оказался крупнейшим подобным музеем в северой Европе!

9. Меня совершенно очаровали вот эти пляжные домики на берегу Балтийского моря недалеко от Марсталя. В одном из них мы застали, не поверите, свадебное торжество немецкой пары! Оказалось также, что на Эрё приезжают жениться на иностранках (или иностранцах) граждане Германии, т.к. на острове это сделать куда проще, чем в самой Германии.

11. Не устаю быть благодарной погоде, которая подарила мне такие облака и совершенно потрясающие условия для съемок!

13. Вода в море градусов 20, народ купается!

15. И снова море и пахнущий травами воздух!

16. Почти Тоскана!

18. Фантастическое небо было в тот день!

19. Одно из лучших мест для обеда на острове - ресторан при пивоварне Rise .

20. Вот таким был мой обед: все на одной тарелке, начиная с лосося и заканчивая местным сыром с джемом из ревеня и яблок. Ну и конечно пиво, которого тут варят несколько сортов, и вкусный датский хлеб. Какой потрясающий хлеб в Дании, вы себе не представляете! Я хлеб обожаю, а потому не могла на него не обратить внимание.

22. Обедала я на свежем воздухе, под яблоней, а рядом разгуливало 2 кота-воришки!

23. Гостей просят их не кормить, но этого и не требуется - коты сами себе найдут еду! Вот он, лежит довольный.

24. Благодаря небольшим размерам и практически плоскому рельефу, Эрё - отличное место для поездок на велосипеде. От пивоварни до Эрёскобинга, где и останавливается паром с Фюна, всего около получаса спокойной езды с остановками на съемку.

25. Я вам передать не могу, какое же это удовольствие - катить на велике к морю вдоль этой красоты!

28. А вот и снова море!

29. Еще одни пляжный домик.

30. Датчане просто помешаны на экологии, чем вызывают у меня огромное уважение. На Эрё, например, находится одна из крупнейших в мире солнечных электростанций. Рядом с солнечными батареями идиллически пасутся овцы.

31. А вот и Эрёскобинг, крохотный городок с населением меньше 1000 человек, считающийся самым хорошо сохранившимся маленьким городом Дании. Все в нем ладно, все приятно.

36. Это не декорации, это все на самом деле так!

37. Один у Эрёскобинга недостаток - жителей в городе мало, а потому на улицах непривычно пустынно. Думаю, если попасть сюда в пасмурную погоду, настроение будет совсем другим.