За длинным каменным мостом. Большой каменный мост. Окунемся в прошлое

Центральный административный округ. Соединяет Боровицкую пл. с ул.Серафимовича и (через продолжающий его Малый Каменный мост) с ул. Большой Полянкой.

На месте позднейшего моста, видимо, от самого начала Москвы существовал брод, через который шла дорога из Рязани на Новгород через Волок Ламский, известная как Волоцкая. Затем был устроен наплавной («живой») мост, разводившийся для пропуска судов. Против моста в конце XVI в. были устроены Всехсвятские (Водяные) ворота Белого города, названные так по стоявшей неподалёку (близ современного храма Христа Спасителя) церкви Всех Святых, что на рву.

В 1643 г. для строительства Каменного моста был приглашён палатный мастер Анце Кристлер из Страсбурга. Он вместе со своим дядей Иваном сделал деревянную модель моста с чертежом. Было определено и место строительства, немного выше впадения в Москву-реку реки Неглинки. Однако дальше начала работ дело не пошло.
Работы возобновились в 1682 г. и были окончены в 1687 г., мост построили по проекту Кристлера. Длина моста составила 149 м, ширина 21 м. Стройкой руководил «мостового каменного дела мастер» монах старец Филарет. Денег было истрачено так много, что москвичи, рассказывая о чём-то очень дорогом, говорили: «Дороже Каменного моста». Мост получил имя Всехсвятского. Другие имена моста были: Берсеневский и Новый каменный (под Старым каменным подразумевался Троицкий мост через Неглинку, у Троицкой башни Кремля). Со временем за мостом утвердилось современное название.
В 1689 г. путешественник де ла Невилль сообщает: «Князь Голицын построил на Москве-реке каменный мост о 12 арках, очень высокий ввиду больших половодий».

Мост начинался от угла Дома правительства или Дома на набережной (сейчас ул. Серафимовича, д. 2) и шёл на улицу Ленивка. На Каменном мосту были построены многочисленные лавки, он стал любимым местом прогулок. С замоскворецкой стороны для охраны моста и для красоты поставили башню с тремя парами ворот, завершённую двумя шатрами. На гульбище, специальной смотровой площадке на башне, устроена была пивная с видом на Кремль. Под мостом работала мельница.
В 1783 г. от напора воды, перегрузки и плохого ухода рухнули три арки моста с одиннадцатью мебельными лавками купца Епанешникова. Погибло 4 человека. Во время ремонта были разобраны все лавки и предмостная башня. В таком виде мост простоял до середины XIX в.
В 1859 г. на месте старого Каменного моста построили новый по проекту инженера Таненберга. На этот раз он был трёхпролётный, с металлическими фермами.

16 марта 1938 г. был открыт современный Большой Каменный мост по проекту инженера Н.Я. Калмыкова и архитекторов В.Г. Гельфрейха, М.А. Минкуса и В.А. Щуко.. Его решили направить не к узкой Ленивке, а на место вновь пробитого проезда, ближе к Кремлю. Теперь длина моста вместе с подходами составила 487 м. Высота 8,8 м от нормального подпорного уровня (НПУ) реки Москвы. Высокие металлические арки перекрыли реку одним пролётом. Строительство новых мостов через Москву-реку в 1938 г. было связано с открытием канала Москва-Волга. По Москве-реке теперь должны были ходить большие волжские суда, следовательно, пролёты мостов надо было поднять на значительную высоту.
До 1945 года по мосту пролегала трамвайная линия.

Таким образом, названия Каменный и Всехсвятский конкурировали с самого момента постройки моста. Это был первый каменный мост через Москву-реку, что и отразилось в его последующем названии.

С моста открывается вид на Кремль, Храм Христа Спасителя, Дом на набережной, Берсеневскую, Пречистенскую и Софийскую наб.

Объект культурного наследия регионального значения.

55°44′48″ с. ш. 37°36′44″ в. д. H G Я O Область применения автомобильный, пешеходный Пересекает Москва (река) Место расположения Москва Конструкция Тип конструкции арочный Основной пролёт 105 м Общая длина 487 м Ширина моста 40 м Эксплуатация Открытие Большой Каменный мост на Викискладе
Объект культурного наследия России регионального значения
рег. № 771510260500005 (ЕГРОКН)
объект № 7735352000 (БД Викигида)

Всехсвятский мост в конце XVII в., рисунок А.Васнецова

Фрагмент гравюры Бликланда-Пикара: мост у Всехсвятских ворот. Видна мельница, пристроенная к быку

Большой каменный мост ок. 1800 г., картина Ф. Алексеева

Г.Лари. Вид Каменного Моста в Москве с деревянным мостиком у Водовзводной башни. Начало XIX века.

Большо́й Ка́менный мост - один из мостов через Москву-реку . Соединяет Боровицкую площадь , улицы Моховую и Знаменку вблизи Боровицкой башни Кремля с улицей Большая Полянка на Болотном острове , пересекающей Водоотводный канал по Малому Каменному мосту .

Всехсвятский мост

На месте позднейшего моста, видимо, от самого начала Москвы существовал брод, через который шла дорога из Рязани на Новгород через Волок Ламский , известная как Волоцкая . Затем был устроен наплавной («живой») мост, разводившийся для пропуска судов . Против моста в конце XVI в. были устроены Всехсвятские (Водяные) ворота Белого города , названные так по стоявшей неподалёку (близ современного храма Христа Спасителя) церкви Всех Святых, что на рву. В 1643 году по указу царя Михаила Фёдоровича мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером начато строительство первого постоянного каменного моста через Москву-реку у Всехсвятских ворот. После смерти царя и мастера строительство прекращено, так как план сочли слишком смелым и дорогим. Оно было возобновлено и завершено в -1687 годах по инициативе царевны Софьи и Василия Голицына по старому образцу Кристлера (оставившему после себя деревянную модель моста) «мостового каменного дела мастером» монахом старцем Филаретом. После достройки в 1692 году мост получил имя Всехсвятского . Другие имена моста были: Берсеневский и Новый каменный (под Старым каменным подразумевался Троицкий мост через Неглинку , у Троицкой башни Кремля). Со временем за мостом утвердилось современное название. Мост находился, однако, не точно на месте современного: он начинался у подножия современного Дома на набережной (красная линия которого соотнесена с линией старого моста) и вёл к месту, где теперь выходит к реке улица Ленивка (в те времена она представляла собой проезд к Всехсвятским воротам).

Длина моста составляла 170 м, ширина 22 м. Мост имел 8 арок, средние служили для пропуска плотов и лодок и имели пролёты до 15 м. Перед мостом на замоскворецкой стороне была устроена предмостная башня - Шестивратная, имевшая, как показывает название, шесть воротных проёмов (фактически трое двойных ворот), а также несколько пирамидальных ярусов, соотнесённых с ярусами Боровицкой башни Кремля, и два венчающих шатра, увенчанных двуглавыми орлами.

Средства, потраченные на строительство моста, так поразили современников, что возникла поговорка, бытовавшая в Москве более полутораста лет: «Дороже Каменного моста!» (о ценности и дороговизне чего-либо). В XIX веке в Нижегородской губернии также была записана поговорка: «Каменного моста лучше!» Вообще, по свидетельству историка Москвы И. М. Снегирёва , ещё заставшего старый мост, он «почитался одною из столичных диковинок, наравне с Иваном Великим, Сухаревой башней, Царь-колоколом, Царь-пушкою».

Поскольку мост был раза в 3-4 шире самых больших московских улиц, он был застроен с обеих сторон. В петровские времена на мосту стояли: палата Предтечевского монастыря и четыре каменные палатки князя Меньшикова, табачная таможня и пивной двор. В конце моста был кабак под названием «Заверняйка». В Шестивратной башне помещалась Корчемная канцелярия и тюрьма для обличённых в корчемстве (тайном изготовлении вина). Под ними находились галереи, называвшиеся верхними гульбищами, куда сходились москвичи гулять и пить вино и пиво; из галерей деревянный сход вёл на набережную, к так называемому Царицынскому лугу и к Берсеневке. Под самым мостом был пивной ледник. У отводных быков были пристроены водяные мукомольные мельницы с плотинами и отводными воротами; мельники жили тут же, в Шестивратной башне.

Под мостом собирались разного рода «воры» и «лихие люди», причём особенно дурной славой пользовался один из пролётов на левом берегу - «девятая клетка». Мимо неё с наступлением вечера москвичи старались не ходить.

В 1731 году по указу Анны Иоанновны были снесены мельницы и расчищены быки моста. В весеннее наводнение 1783 г. мост сильно пострадал: как докладывал Екатерине московский главнокомандующий граф Чернышев: «Обвалились три арки моста… и бывшие на них 11 лавок каменных с разными мебелями купца Епанишникова, суммой на 1100 рублей. Упал один стоявший в это время на мосту и убит, а развалинами задавлены бывший под мостом рыбак и две бабы, у берега для мытья платья находившиеся» . В августе 1786 г. мост вновь пострадал от наводнения. Ввиду этого, по приказу нового главнокомандующего графа Брюса мост был отремонтирован и реконструирован. В ходе реконструкции, продолжавшейся до 1792 года и стоившей 213 000 рублей, мост был укреплён, лавки снесены, Шестивратная башня разобрана, по бокам устроены перила.

В середине 1850-х гг. обветшавший мост было решено снести. Снос был выполнен с большим трудом, ввиду прочности кладки, которую пришлось взрывать. «Сколько стоило усилий и иждивений, чтобы сломать этот двухвековой памятник! - пишет И. М. Снегирёв, бывший свидетелем его разрушения. - Самою трудностью сломки доказывалась прочность его кладки и доброта материала, из коего только одной части достаточно было на постройку огромного дома. Московские жители с любопытством и сожалением собирались смотреть на разрушение этого моста, который долго почитаем был одною из диковинок не только древней столицы нашей, но вообще и всей России».

Большой Каменный мост - мост через Москву-реку, соединяющий Боровицкую площадь, улицы Моховую и Знаменку вблизи Боровицкой башни Кремля с улицей Большая Полянка на Болотном острове.

Длина моста с подъездами 487 м, в том числе речной пролёт 105 м, береговые - 42,5 м, ширина 40 м.

С Большого каменного моста открываются замечательные виды на , .

Ближайшие станции метро: Полянка, Боровицкая, Третьяковская.

Решетка Большого каменного моста украшена символикой СССР раннего периода. Так, на гербе можно разглядеть Монумент советской конституции, который находился на Тверской площади напротив здания Мэрии Москвы в 1918-1941 годах.

Историческая справка

Современный мост был построен в 1938 г. и установлен несколько ниже по течению реки (инженер Н. Я. Калмыков, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус). Позже мост был перенесен к Боровицкой площади, поскольку узкая Ленивка затрудняла подъезд к нему.

В 1643 году по указу царя Михаила Фёдоровича было начато строительство моста через Москву реку мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером. Мост назвали Всехсвятским по находящимся рядом Всехсвятским воротам . После смерти царя и мастера строительство прекращено, так как план сочли слишком смелым и дорогим.

Строительство возобновили в 1682 году и завершили в 1687, по инициативе царевны Софьи и Василия Голицына по старому образцу Кристлера (оставившему после себя деревянную модель моста) «мостового каменного дела мастером» монахом стрцем Филаретом. После достройки в 1692 году мост получил имя Всехсвятского. Другие имена моста были: Берсеневский и Новый каменный (под Старым каменным подразумевался Троицкий мост через Неглинку, у Троицкой башни Кремля). Со временем, за мостом утвердилось современное название.

На строительство моста были потрачены огромные средства. В то время даже возникла поговорка - « » (о ценности и дороговизне чего-либо). В XIX в. в Нижегородской губернии также была записана поговорка: «Каменного моста лучше!».

Со временем мост обветшал. В 1858 году на месте разобранного моста инженером Н. Н. Воскобойниковым по проекту инженера полковника Танненберга был выстроен новый, первый в Москве металлический трёхпролётный мост. Речной пролёт был перекрыт арками. В качестве мостовой использованы лафетные плиты.

Видео

Изображения

Всехсвятский мост. Москва конца 17 века. Васнецов А.М., 1901 г. Ярославский художественный музей

Это, пожалуй, самый известный мост столицы. Именно его, чаще всего, можно увидеть на видовых фото Москвы. Здесь, Вам и Кремль, и Москва-река и, собственно, Большой Каменный мост, высоко поднятый над водой. Так сказать, «бренд столицы».

Как раз рядом с ним, Глеб Жеглов и Володя Шарапов, в фильме «Место встречи изменить нельзя», встретили солдата, любовавшегося видами Москвы. Дело было после война, а значит, они уже видели мост, построенный в 1938 году.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя». С лева на право: Шарапов - солдат - Жеглов.

Он, безусловно, удобен, поскольку имеет лучшее, с точки зрения автомобильного движения, расположение (его предшественники, неизменно, стали бы виновниками пробок, если были бы сохранены). Он достаточно высок и, позволяет беспрепятственно, небольшим судам, курсировать по реке. С моста открывается один из лучших видов на центральную часть города, да и сам он имеет весьма красивое оформление. Однако, история его предшественников куда более захватывающая.

Итак,первая переправа появилась на этом месте в незапамятные времена и, проходила,скорее всего, через брод. Значение ее постоянно росло, поскольку здесьсходились важные дороги и водные пути, а само поселение, вошедшее в составСуздальского княжества, выполняло роль опорного военного пункта на границе снесколькими княжествами (Смоленским, Новгородским, Рязанским и Северским).

С какого времени, неизвестно, но здесь появился наплавной мост, представлявший собой нехитрую деревянную конструкцию из досок, положенных поверх плотов, перекрывавших почти 100 метров водной поверхности. Такие мосты использовались повсеместно и имели множество недостатков. Во-первых, их нужно было разводить и сводить во время прохода судов, что занимало немало времени. Во-вторых, они могли пострадать от пожара и в период ледохода и ледостава. Так что мост нужно было наводить ежегодно, после схода льда и до его появления. В такое время, когда переправа была убрана, а лед уже начинал ломаться, добраться до другого берег было очень сложно, опасно, а иногда и просто невозможно. Тем не менее, современники восхваляли деревянные «Москворецкие мосты». Отметили их и иностранцы. В XVII веке в Москве побывал Павел Алеппский, путешественник и церковный деятель из ныне печально известного города Алеппо. Он оставил вот такие записи: «Мост близ Кремля, насупротив ворот второй городской стены, возбуждает большое удивление: он ровный, сделан из больших деревянных брусьев, пригнанных один к другому и связанных толстыми веревками из липовой коры, концы коих прикреплены к башням и к противоположному берегу реки. Когда вода прибывает, мост поднимается, потому что он держится не на столбах, а состоит из досок, лежащих на воде, а когда вода убывает, опускается и мост. Когда подъезжает судно с припасами для дворца из областей Казанской и Астраханской… из Коломны… к мостам, утвержденным (на сваях), то снижают его мачту и проводят судно под одним из пролетов; когда же подходят к упомянутому мосту, то одну из связанных частей его освобождают от веревок и отводят ее с пути судна, а когда оной пройдет к стороне Кремля, то снова приводят ту часть (моста) на ее место. Здесь всегда стоит множество судов, которые привозят в Москву всякого рода припасы… На этом мосту есть лавки, где происходит бойкая торговля; на нем большое движение; мы постоянно ходим туда на прогулку… по нему беспрерывно движутся взад и вперед войска. Все городские служанки, слуги и простолюдины приходят к этому мосту мыть платье в реке, потому что вода здесь стоит высоко, в уровень с мостом».


Москворецкий наплавной мост. Гравюра Питера Пикара. XVII век.

Представить себе как выглядел наплавной мост поможет гравюра Питера Пикара, выполненная в XVII веке и запечатлевшая соседний подобный мост на Москва-реке.

XVII век был очень тяжелым для Москвы и многих других земель государства. Наша страна переживала последствия Смутного времени, разорения земли поляками, частые смены правителей. Разрослись военные слободы, да и ремесленный люд воспрянул после длительного периода хаоса. Назрела необходимость прочно связать берега реки Москвы каменным мостом. Только вот в самой Москве, опыта по подобному строительству не было, если не считать двух небольших кирпичных мостов, возведенных еще в XVI веке, поэтому и обратились к иностранному специалисту. В 1634 году пригласили «палатного мастера» из Страсбурга – Кристлера. Тот приехал не один, а с племянником и множеством необходимых инструментов. На основе их расчетов русские мастера выполнили деревянный макет, а иностранцы подготовили все необходимые расчеты, что и было представлено в Посольском приказе. Однако, затраты на строительство были не шуточными и, проводившие экспертизу думный дьяк Григорий Львов и каменных дел мастер Степан Кудрявцев, должны были убедиться в их целесообразности. Мастера гарантировали, что мост устоит «от льду в два аршина» (около 1,5 метра), благодаря шести каменным «быкам» на мощных опорах. Они также заверили экспертов, что «Своды будут сделаны толсты и тверды, и от большой тягости никакой порухи не будет». Ширина моста позволяла проходить войскам и артиллерии. А со стороны Кремля, конструкция должна была соединяться с мощным предмостным укреплением, которое бы позволило защищать подступы к «сердцу» Москвы. Проект был представлен царю – Михаилу Федоровичу и окончательно утвержден.

Почти сразу начали заготавливать нужный материал. К сожалению, первому царственному Романову не удалось войти в историю как строителю «чудо-моста», так как в 1645 году он скончался. По печальному совпадению и Иоганн Кристлер последовал за заказчиком год спустя. А грандиозную затею отложили на долгие годы.

Вернулись к проекту только в 80-х годах XVII века и достраивали мост 5 лет. Работы велись уже под руководством русского мастера, при этом монаха. В 90-х годах мост был закончен и получил название Всехсвятского, по воротам Белого города, к которым он подходил. (На современной карте Москвы – это выход к Москве-реке улицы Ленивки, вблизи Кремля). Противоположная, Замоскворецкая сторона заканчивалась башней, представлявшей предмостное укрепление. Всехсвятский мост в конце XVII в.

Всехсвятский мост в конце XVII в. Рисунок Аполлинария Васнецова.

Общая длинна моста была – 140 метров, а ширина – 22. Это, примерно, в 3 раза шире, чем средневековые улицы центра Москвы. При таких габаритах, мост превратился в отдельный город, который теперь даже трудно представить! На нем были построены деревянные лавки и каменные палаты, где расположились: пивной двор, Корчемная канцелярия и тюрьма, торговля разными товарами. Над всем этим возвышались «верхние гульбища», используемые для культурного распития слабоалкогольных напитков. Внизу находились ледники для сохранения товаров. Наверху развернулся торговый, деловой и развлекательный центр для приличной публики. Сюда приходили, чтобы полюбоваться видами города и развлечениями, вроде кулачных боев, которые устраивали на льду и, с восторгом наблюдали за ледоходом с безопасной высоты моста.

В 1697 году, по случаю взятия Азовской крепости, юный Петр I, через этот мост и находившиеся там Триумфальные ворота, во главе своих войск вошел в Кремль. Кроме того, ежегодно по мосту проходили крестные ходы в Донской монастырь из Успенского собора.


Всехсвятский мост имел еще одну интересную особенность: между опорами реку перегородили плотиной и устроили мельницу. Что, к сожалению, послужило началу его разрушения из-за усилившейся нагрузки. Кроме этого, некоторые исследователи склонны считать, что наши строители не смогли соблюсти все технологии строительства, задуманные Кристлером, в силу отсутствия опыта, что тоже ослабило постройку и, между прочим, сильно увеличило смету. Мост получился очень дорогим и даже вошел в распространенную, в то время, поговорку «Дороже Каменного моста».
Как это не удивительно, но только Анна Иоанновна, в 1731 году позаботилась о сохранности моста и его внешнем облике, приказав разобрать плотины, мукомольные мельницы и часть лавок. Тем не менее, мост продолжал разрушаться. К сожалению, после потери лоска и великолепия, мост окутала дурная слава. Под его пролетами образовался воровкой притон с логичным названием «Под Каменным мостом». Самым известным персонажем там был Ванька-Каин, на начальном этапе своей грандиозной карьеры, вора, разбойника и, по совместительству, информатора Сыскного приказа. Правда, службу он свою организовал таким образом, что вся московская полиция была у него в услужении и к этому времени из-под моста уже переехал в один из лучших особняков. Тем не менее, так называемые, «печуры» - вырытые под пролетами моста ямы, пополнялись новыми криминальными элементами, под патронажем Ваньки-Каина. Кстати, именно от туда пошло воровское выражение «концы в воду», поскольку обворованных, зачастую, просто сбрасывали в Москву-реку у Большого Каменного моста. Дело было поставлено с таким размахом, что пришлось присылать людей из Санкт-Петербурга, не замешанных в этих делах, для наведения порядка. По свидетельствам того времени, жители Москвы боялись ночевать дома, понимая, что их не спасет ни стена, ни замок. После каждой ночи, в городе находили убитых и ограбленных и каждое утро начиналось с опознания жертв. Это мрачное время закончилось только в 50-х годах XVIII века с разгрома банд и ссылки Ваньки-Каина на каторгу.
В 60-х годах XVIII века мост реконструировали, под руководством Дмитрия Васильевича Ухтомского, которого считают основоположником русской архитектурной московской школы, имевшей черты пышного барокко, при сохранении национального колорита. Однако, в данном случае, знаменитый архитектор не перестраивал мост, а лишь упростил его конструкцию, разобрав шестивратную башню и убрав часть лавок, чтобы снять лишнюю нагрузку. Мне не попадалось документов, свидетельствующих о укреплении опор, но, возможно, что следующие 20 лет мост простоял, именно, благодаря этим работам. За тот период он запомнился как последняя дорога Пугачева, которого провели на казнь через Большой Каменный мост на Болотную площадь, находящуюся в одном квартале за рекой Москвой, в 1775 году.

А в 1783 - произошел обвал 3-х арок. Погиб рыбак, находившийся под мостом, прачка, стиравшая белье и еще 2 человека, оказавшиеся поблизости. Для проведения восстановительных работ, прорыли Водоотводной канал из-за которого и появился, в самом центре города длинный и узкий загнутый как кусок Краковской колбасы, остров, с название Болотный, включавший в себя ту самую Болотную площадь.
Очередной ремонт позволил еще на несколько десятков лет продлить жизнь дряхлеющего Каменного моста. Таким образом, он стал свидетелем пожара в Москве 1812 года. По его камням отступала наполеоновская армия из разоренного города, и, потом, еще долгое время перевозили строительные материалы для восстановления сожженного центра. Он стал очень стар и слаб, постоянно нуждался в ремонте, но, когда в 1859 году было принято решение о сносе Большого Каменного моста, большая часть москвичей восприняли это как печальную потерю. «Сколько стоило усилий и иждивений, чтобы сломать этот двухвековой памятник! Самою трудностью сломки доказывалась прочность его кладки и доброта материала, из коего только одной части достаточно было на постройку огромного дома. Московские жители с любопытством и сожалением собирались смотреть на разрушение этого моста, который долго почитаем был одною из диковинок не только древней столицы нашей, но вообще и всей России» - написал Снегирев, один из очевидцев.

Мост ломали, разбирали и, даже взрывали пороховыми зарядами, пока полностью не очистили место. И все таки, память о нем удалось сохранить, как минимум, в городских преданиях. Во-первых, в Москве до сих пор есть дом, расположенный по адресу: Моховая улица, дом 7, который построен, как считают местные жители из обломков Большого Каменного моста. Причиной тому была заметка в газете «Московские губернские ведомости» от 1859 года. Там говорилось: «Из купленного оставшегося от разломки старого материала с добавлением нового, построен купцом Скворцовым большой доходный дом на углу Моховой, по проекту архитектора Никольского. Фасад этого здания довольно красивый, внизу – хорошие магазины; в верхних этажах квартиры различного объема». Документальных подтверждений, что обломки были частью моста, мне найти не удалось. Тем не менее, московские краеведы, в своих работах, часто придерживаются именно этой версии.


Дом, кстати, был перестроен в конце XIX столетия по проекту петербургского архитектора в стиле «Северного модерна». Его автор, Василий Васильевич Шауб делал многое для развития этого направления в архитектуре и создал много различных построек, которые можно теперь увидеть на Васильевском острове и Петроградской стороне в Петербурге.
Во-вторых, многие исследователи считают, что при строительстве Дворцового, а ныне Лефортовского моста, опоры делали по образцу Большого Каменного. Так что он считается памятником этой легендарной постройки.

А недавно, начали создание графической реконструкции Кремля на начало XVIII века. Так то теперь можно увидеть как выглядел Большой Каменный мост и Кремль несколько веков назад.

Да что там говорить! Даже при сооружении нового, металлического моста за ним сохранилось название «Большой Каменный». Его спроектировал инженер-полковник Танненберг. Новая конструкция имела две каменные опоры с далеко выступающими вперед, ледорезми, на которых покоились чугунные пролеты. Не смотря на то, что это был первый металлический мост в Москве, ни интереса, ни восторга у местных жителей он не вызвал и от него избавились довольно быстро, тем более, что был подходящий повод. В начале XX века он сильно усложнил транспортную ситуацию в самом центре.

Большой Каменный мост (металлический). XIX век. Московский анекдот того времени рассказывал о незадачливом чиновнике, который с удивлением смотрел на огромные выступы опор и выяснив, что это ледорезы, возмущенно сказал: «А если лед пойдет с другой стороны?!»

В 1921 году, уже советские власти, объявил конкурс на проект нового моста. И лишь со второй попытки появился вариант, устроивший комиссию. Его построили в 1938 году, чуть сдвинув ниже по течению к Боровцкой площади. Верхняя поверхность моста – прямая, ее поддерживает, изогнутая дугой металлическая конструкция, опирающаяся на две каменные береговые опоры. Наверху находится металлическая ограда, украшенная советскими гербами Москвы в окружении знамен с колосьями по бокам. Конструкция получилась, прямо скажем, незатейливая. Но, главное в ней то, что ее форма и высота перекрывают обзор только кремлевских стен и при этом подчеркивают его высокое расположение, служа неким пьедесталом для башен Кремля и храма Христа Спасителя. Одновременно, Большой Каменный мост является одной из лучших смотровых площадок города. Инженер Н. Я. Калмыков в компании с архитекторами: Владимиром Алексеевичем Щуко и Владимиром Георгиевичем Гельфрейхом (авторами пропилей Смольного), Михаилом Адольфовичем Минкусом, «наступив на горло собственной песне», сделали самый простой мост, плохо запоминающийся, который отходит на задний план, позволяя увидеть главное – великолепную панораму берегов Москвы-реки, сохранившую большое количество самых узнаваемых достопримечательностей столицы.



Большой Каменный мост в Москве – один из самых известных мостов столицы, да и всей России. На всех изображениях, будь то открытки, постеры, фотографии, где фигурирует , обязательно в кадр входит и Большой каменный мост. Это сооружение, предназначенное как для людей, так и для автомобилей, соединяет два берега Москвы-реки. С одной стороны моста расположена Боровицкая площадь и улицы Знаменка и Моховая вблизи , с другой – Болотный остров и улица Большая Полянка.

До ХV столетия вместо современного моста был наплавной мост, представляющий собой настил из бревен, положенный на несколько скрепленных плотов. Такое сооружение было удобно в пользовании, при необходимости – набеги врагов, сход льдин, покрытие реки льдом – его можно было просто убрать.

После окончания набегов татарских войск на город, количество жителей Замоскворечья заметно возросло, что привело к потребности в постоянном крепком мосту. В 1643 году, по приглашению Михаила Романова, в Москву прибыл архитектор Ягон Крилстер из Страсбурга для создания нового моста. Задуманное сооружение по тем временам должно было стать потрясающей конструкцией. Высота моста планировалась более 30 метров, основой должны были стать быки-ледорезы, обработанные металлом, чтобы защитить переправу во время схождения льда. В результате он должен был быть настолько прочным, чтобы выдерживать даже пушечные выстрелы. Смерть Клистера задержала возведение переправы на несколько десятилетий.

Только в 1682-1687 годах было полностью завершено возведение моста. Руководил проектом монах, про которого не осталось никаких данных. В результате получилось масштабное сооружение - 170 метров в длину и 22 метра в ширину. Конструкцию держали 8 арок. Арки в центре моста были высотой 15 метров. Такой высоты было достаточно для прохода судов под конструкцией. Чтобы защитить мост от боевых действий во время войн, на правом берегу реки была возведена башня с шатрами. Мост стал не только способом быстрой связи между двумя берегами, но и возможностью вести торговлю, так как с двух сторон находились торговые лавки.

Новая переправа прослужила до 1859 года. Потом из-за ветхости его заменили уже металлической конструкцией с тремя пролетами. Современный вид Каменный мост обрел в 1938 году. Новым проектом занималась группа мастеров: инженер Н. Я. Калмыков и несколько профессиональных архитекторов. Сегодня мост имеет 487 метров в длину и 40 метров в ширину.

Если смотреть на город с этого моста, то можно увидеть панораму исторического центра Москвы и три главных набережных города.