Дворец барберини интересное. Палаццо Барберини: от папской резиденции к Национальной галерее старинного искусства. Территория вокруг палаццо

Палаццо Барберини – дворец в Риме, стоящий на одноименной площади в районе Треви. Сегодня в его стенах размещается Национальная галерея античного искусства. Интересно, что совсем недавно в задней части здания был обнаружен митреум – храм культа Митры, датированный, вероятно, 2-м веком н.э.

Некогда на этом месте с небольшим уклоном располагались виноградники семейства Сфорца, на территории которых в 1549-м году был построен «палаццетто». В 16-м веке виноградники много раз меняли хозяев. Когда в 1625-м году кардинал Алессандро Сфорца столкнулся с финансовыми трудностями, он был вынужден продать виноградник и строения Маффео Барберини, позднее ставшему Папой Римским Урбаном VIII.

Над созданием полноценного Палаццо трудились три выдающихся архитектора, каждый из которых оставил свои характерные черты. Карло Мадерно, работавший в те годы над базиликой Святого Петра, должен был придать строению характерный облик дворца эпохи ренессанса. Ему помогал племянник Франческо Борромини, а затем к работе подключился великий Бернини, тогда еще более известный как талантливый скульптор. Строительство Палаццо было завершено Бернини в 1633-м году.

Палаццо Барберини возведен вокруг внешнего двора. В центре расположен просторный двухуровневый зал, а за ним – овальный салон. Часть дворца доминирует над площадью Пьяцца Барберини, лежащей на нижнем уровне. Сзади длинное крыло прикрывает сад. Главное здание примечательно тремя рядами огромных арочных окон, напоминающими застекленную галерею. Две лестницы ведут на бельэтаж – величественная лестница Бернини слева и небольшая овальная лестница Борромини справа. Потолок салона украшен шедевром Пьетро да Кортона – барочной фреской, которая стала образцом для подобных декораций дворцов и церквей. Фресками также украшены комнаты бельэтажа.

Сад Палаццо Барберини представляет собой образец «секретного сада», поскольку он скрыт от глаз посторонних. Здесь можно увидеть памятник датскому художнику и скульптору Бертелю Торвальдсену, который в начале 19-го века работал в соседнем театре «Кватро Фонтане».

Сегодня в стенах Палаццо Барберини располагается Национальная галерея античного искусства – одно из самых выдающихся собраний в Италии с работами Рафаэля и Ганса Гольбейна. В здании также работает Итальянский институт нумизматики. А еще именно здесь в 1950-м году была подписана конвенция, положившая начало созданию Европейского суда по правам человека.

В средние века эта земля, с простиравшимися здесь виноградниками, принадлежала семейству Сфорца, которая в 1549 году распорядилась построить небольшую виллу. В дальнейшем, наследные земли переходили из рук в руки, пока в 1625 году из-за финансовых трудностей кардиналу Алессандро Сфорца не пришлось продать земли семейству Барберини. Могущественная и знатная семья Барберини, тосканского происхождения, решила построить престижную и роскошную резиденцию в качестве представительства своего семейства в Риме, после того, как в 1623 году кардинал Маффео Барберини взошел на папский престол под именем папа Урбан VIII-й. Племянник папы, кардинал Франческо Барберини, ответственный за работы, сделал всё, чтобы дворец был завершен в срок. Не последнюю роль сыграло в этом финансирование строительства его дядей, папой Урбаном VIII-м, который без зазрения совести повысил налоги с подданных, дабы изыскать требуемые средства, за что народ прозвал его «папой-пошлиной».

Строительство дворца Барберини началось в 1627 году под руководством архитектора Карло Мадерно, который задумал перестроить уже существующую виллу Сфорца в традиционное четырехугольное здание в стиле ренессанс, по подобию дворца Фарнезе. В помощники Модерно взял молодого Франческо Борромини, своего внука. В 1629 году, после смерти Карло Мадерно, дальнейшие работы были поручены молодому вундеркинду Лоренцо Бернини, который в то время был больше известен как скульптор. Он немного изменил проект, на менее строгий, который сочетал в себе и дворец и загородную виллу. В результате содружества замыслов двух великих архитекторов возник роскошный дворец с двумя выступающими боковыми выступами и с восхитительной парковой территорией.

Винтовая лестница была создана по проекту Барромини.

Большая лестница левого крыла создана по проекту Бернини.


Внутреннее убранство построенного дворца впечатляло не меньше. Левое крыло здания украшено великолепными фресками Пьетро да Кортона, который был привлечён к работе над дворцом и как художник, и как архитектор. В течении семи лет, между 1633 и 1639 гг. он расписывал часовню дворца и галереи первого этажа. Лучшее его произведение "Триумф Божественного провидения" прославляет деятельность папы Урбана VIII-го.

Еще один зал украшен величественной фреской Андреа Сакки «Триумф Божественной Мудрости», также написанной в честь папы.

Правое крыло дворца было декорировано не менее роскошно, его украсили многочисленными античными статуями и произведениями древнеримского искусства, принадлежавших семье Барберини.

На верхнем этаже дворца разместилась библиотека, насчитывавшая 60 тысяч томов и 10 тысяч рукописей, собранная коллекционером и высокоразвитым интеллектуалом Франческо Барберини.

Рядом с дворцом был разбит шикарный парк украшенный фигурными живыми изгородями, цветочными клумбами и засаженный различными видами деревьев. В парке разводили оленей, страусов, верблюдов и других экзотических животных. Среди многочисленных интересных архитектурных объектов сада был мост в виде руины, соединявший Тронный зал с Тайным садом, скрытым от глаз посторонних, созданный по проекту Л. Бернини.

Проход, ведущий из сада в дворец.

По проекту Пьетро да Кортона, на территории парка были сооружены конюшни, а со стороны современной улицы виа Бернини возведен театр с Манежным двором.

Дворец стал идеальным местом для новой роли процветающего семейства Барберини. Таддео, сын Карло Барберини, по настоянию своего дяди в 1624 году женился на Анне Колонна, которая принадлежала к одной из самых древних римских семей, и которая добавила семейству существенное приданое, в том числе княжество Палестрина в 1629 году. После этого Таддео был объявлен прямым наследником многочисленного имущества. Кажущемуся благополучию, кажется не видно конца, однако... Будучи избранным префектом Рима на состоявшимся в 1644 году тайном совете кардиналов, Таддео с братьями заключил выгодную сделку для обеспечения дальнейшего благополучия своего семейства. Но в 1645 году, после смерти Урбана VIII-го Барберини, пришедший к власти папа Иннокентий X-й Памфилий отказался признать сделку. В ходе начавшегося расследования по факту финансовых злоупотреблений, дворец был конфискован в папскую казну. Таддео Барберини и его братья были вынуждены бежать в Париж в 1646 году, где они были приняты кардиналом Джулио Мазарини. Жена Таддео, Анна Колонна, обратился к папе римскому Иннокентию X-му, призывая его позволить сохранить семейную собственность. Папа согласился, но Таддео Барберини до конца своих дней оставался в изгнании и умер в 1647 году так и не увидев Рим снова. Имущество семье Бернини было возвращено в 1653 году. Фактически, семейство Барберини пострадало из-за своего возрастающего могущества и честолюбивых планов, которые рухнули после смерти папы Урбана VII-го.

Окончательное примирение с папой Иннокентием X-м наступило после того, как сын Таддео Барберини - Маттео женился на внучатой ​​племяннице папы - Олимпии Джустиниани. Второй сын Таддео - Карло, этим же папой был возведен в кардиналы.

На фотографии: фасад дворца с папским гербом и геральдикой рода Барберини - тремя пчёлами.

Изображение пчёл можно увидеть по всему дворцу .

После смерти папы Иннокентия X-го в начале 1655 года Барберини снова взошли на политическую сцену. Одним из значимых событий тех лет для дворца и его владельцев стал грандиозный костюмированный карнавал, организованный по случаю прибытия в Рим королевы Швеции Кристины. Для просмотра этого красочного представления на тыльной стороне дворца была сооружена специальная трибуна стоимостью в семь тысяч эскудо. При этом пришлось снести несколько соседних зданий, чтобы освободить место под строительства. Трибуна предназначалась для представителей папского двора и знати. Зрелище представляло собой череду сцен из мифологических аллегорий, в которой персонажи были одеты в яркие и красочные костюмы в сопровождении лошадей и замысловатых колесниц.

А с 1627 и по 1683 год, по инициативе кардинала Франческо Барберини, во дворце работала мастерская по производству гобеленов под руководством художника из Фландрии Якопо делла Ривьера.

Дворец продолжал процветать в XVIII-м веке и этому поспособствовал брак Корнелии Констанцы Барберинис Джулио Чезаре Колонна в 1728 году, который укрепил статус и мощь семьи. В это период часть комнат приобрела новый роскошный интерьер.

На фотографии: многочисленные скульптуры, украшающие лестницу дворца.

В дальнейшем судьба не всегда была благосклонна к дворцу. Неоднократно семейству приходилось распродавать семейные ценности на содержание слишком роскошной резиденции.

Единственным значительным новшеством в дворцовом ансамбле стали ограда и ворота установленные в 1865 году вдоль улицы Четырех фонтанов. Эффектные скульптуры атлантов и консоли фонарей в виде драконов были созданы скульптором А. Тадолини по проекту архитектора Аззурри представленном еще в 1848 году.

Следует упомянуть также работы по благоустройству сада, в ходе которых по проекту Джованни Маццони, с 1867 года служившего садовником Барберини, были созданы оранжерея и рыбный садок.

В тот же период Франческо Аззурри спроектировал фонтан, украшенный скульптурами масок и пчёлами - гербовой символикой Барберини. И это было последнее, что смогло позволить себе семейство Барберини.

В 1900 году библиотека кардинала Франческо вместе с мебелью, созданной по рисункам Бернини, были проданы Ватикану, а этаж, где размещалась библиотека, занял Итальянский институт нумизматики. Была разделена на участки и распродана та часть парка, которая протянулась в сторону виа XX-го Сентября. Когда-то там располагалась площадка для игры в браччале. Впоследствии на этом участке парка поднялись министерские здания, и загородный колорит этого некогда аристократического квартала с его замечательными виллами исчез навсегда. А при прокладке улицы Барберини были снесены конюшня и театр дворца.

Тяжелое материальное положение наследников рода привело к тому, что в 1930-е годы часть старого крыла дворца было продана судоходной компании Финмаре, часть комнат по договору долгосрочной аренды сдаётся под офицерский клуб вооружённых сил Италии.

Окончательно отказаться от дворца наследников Барберини вынудил постигший их финансовый кризис. В 1949 году государство выкупило весь комплекс за 600 миллионов лир. Спустя три года Мария Барберини, продолжавшая занимать часть дворцовых комнат вплоть до своей смерти, распродаёт все принадлежавшие ей картины и другие произведения искусства, часть из которых скупается американскими нуворишами.

Часть правого крыла продолжало оставаться в подчинении офицерского клуба, в левом крыле дворца государство расположило Национальную галерею старинного искусства, сохранившую великолепные интерьеры. Непревзойденными шедеврами этого собрания нынче являются полотна Филиппо Липпи, Перуджино, Бронзино, Тинторетто, Гвидо Рени, Гверчино. Среди шедевром, такие картины, как "Форнарина" Рафаэля и "Юдифь и Олоферн" Караваджо.

Но вот последняя приятная новость, о которой я узнал, при последнем посещении дворца. Завершилась реставрация палаццо Барберини, работы по восстановлению здания продолжались около пяти лет и обошлись примерно в 15 миллионов евро. Одним из важных итогов реставрации стал переезд из здания офицерского клуба, который занимал в палаццо несколько помещений. После реставрации в палаццо открылся второй этаж, а галерея пополнилась десятью новыми залами. Таким образом, общее количество залов в галерее достигло 34. В них располагаются более полутора тысяч произведений искусства.


Ещё одной недавней приятной новостью стало открытие для общественного доступа с ноября 2014 года, правда по предварительной записи, изысканных комнат принцессы Корнелии Констанцы Барберини (1716-1796 гг.). Эти комнаты оставались обитаемы наследниками рода Барберини вплоть до 1955 года, и чудом сохранили свой интерьер.





И, напоследок, ещё несколько фотографий дворцового интерьера.

Ещё пара фонтанов дворца.


Текст - SPRATO

Одна из самых молодых художественных коллекций столицы разместилась в восточной её части в палаццо Барберини. Творения итальянских живописцев периода XVI – XIX веков, великолепная коллекция фарфора, майолика и антикварная мебель производят неизгладимое впечатление на каждого посетителя Национальной галереи старинного искусства.

Огромное здание дворца, величественная смесь барокко и маньеризма расположилось на улице Четырёх фонтанов на востоке Рима. Палаццо, в котором нынче разместилась Нацональная галерея старинного искусства, призвано было стать папской резиденцией и ещё одним символом величия католической церкви.

Страницы истории

С самого начала дворец Барберини проектировался, чуть ли не как монаршая резиденция, поскольку именно в нём собирался с семьёй проживать понтифик Урбан VIII. Принимать высокопоставленных гостей тоже должны были здесь, а поэтому здание обязано было быть величественным и прославлять всё семейство Барберини.

В средневековье территория, на которой сегодня находится палаццо, принадлежала зажиточному семейству Сфорца. Именно они возвели здесь первый небольшой дворец палаццето в 1549 году. Но в 1625 году финансовые трудности вынудили кардинала Алессандро Сфорца продать земли Маффео Барберини, тогда уже избранному на должность Папы Римского. Урбан VIII сразу же начал перестраивать дворец, работы длились с 1627 по 1634 года. Изначально руководство проектом было поручено Карло Мадерно, на смену ему пришёл Франческо Борромини, а завершал строительство Джанлоренцо Бернини при содействии Пьетро да Кортона.

Большое здание дворца состояло из главного корпуса, к которому примыкали два боковых крыла. Впервые в истории папской столицы вокруг дворца Барберини был разбит большой парк, со временем, правда, он был уничтожен. Чтобы возведение новой папской резиденции, которым занимался кардинал Франческо Барберини, было закончено в срок, Урбан VIII даже ввёл новые налоги по всей стране.


Строительные работы проходили быстро. По проекту Борромини сначала в жизнь воплотили задний фасад, окна и винтовую лестницу. Далее в левом крыле появилась большая лестница Бернини, заключённая в квадратный колодец. Бернини занимался и оформлением парадного фасада, выходящего на улицу Четырёх фонтанов. Теперь с этой стороны располагается главный вход и металлическая ограда с восемью столбами, изображающими атлантов XIXвека, Франческо Адзурри.

Сегодняшняя улица Сан-Николо да Толентино стала местом для конюшен, а с современной улицы Бернини располагался театр с Манежным двором. К сожалению, все строения слева от площади Барберини были уничтожены во время прокладывания виа Барберини.

На протяжении десятилетий семейство Барберини славилось своей меценатской деятельностью, а теперешняя галерея Барберини в XVII веке стала центром притяжения для многих представителей сферы искусства. Джованни Чамполи и Габриэелло Кьябрера посещали салон Барберини, частым гостем был здесь и автор поэмы «Гнев богов» Франческо Браччолини и, естественно, Лоренцо Бернини, оказавшийся ещё и неплохим театральным постановщиком, регулярно бывал в палаццо.

С высоты дня теперешнего меценатство Барберини выглядит как использование художников в целях украшения резиденции и возвеличивания самих себя. Это очень хорошо чувствуется в левом крыле дворца, залы которого были расписаны Пьетро да Кортона. Особого внимания достоин огромный плафон в центральном салоне на втором этаже, названный «Триумфом божественного Провидения». О том, что гигантская картина посвящена «святому семейству», весьма недвусмысленно свидетельствуют ключи Урбан VIII, папская тиара и геральдические символы Барберини пчёлы. Другой роскошный плафон, расписанный Андреа Саки, называется «Триумфом божественной Мудрости». Конечно, посвящается он также Урбану VIII.

Не менее роскошным декором может похвастаться и правое крыло дворца. Лучшим доказательством того является Мраморный зал или зал статуй, представлявший превосходные образцы классической скульптуры, коллекционируемые Барберини. Зал статуй был известен в Италии, поскольку лишний раз демонстрировал превосходство семьи понтифика над простыми смертными.

В 1627 – 1683 годах в стенах дворца действовала мастерская по изготовлению гобеленов. Именно из её стен вышли первые фламандские ткани, украсившие стены многих барочных зданий. Это были самые настоящие произведения искусства: гобелены изготавливались по эскизам да Кортона под руководством Джакоппо делле Ривере, специально приглашённым из Фландрии Франческо Барберини.

На последнем этаже дворца располагалась библиотека племянника папы кардинала Франческо, состоявшая из 10 000 рукописей и 60 000 томов.

Смерть понтифика в 1644 году привела к конфискации дворца, распоряжение о которой отдал следующий папа Иннокентий. Наследников Урбана VIII подозревали в банальной растрате. Однако уже в 1653 году величественный палаццо вновь стал собственностью семейства Барберини.

Экономический кризис начала XX века вынудил наследников отказаться от «семейного гнёздышка». В 1935 году старое крыло было приобретено судоходной компанией Финмаре и полностью перестроено. Весь архитектурный комплекс был выкуплен государством в 1949 году, а в 1952 Барберини распродали все, принадлежавшие семейству картины и скульптуры. Чуть позже в левом крыле расположилась римская галерея, а в правом проводились офицерское собрания вооружённых сил.

Немного о коллекции Национальной галереи старинного искусства

Современная галерея античного искусства размещается сразу в двух дворцах: палаццо Барберини и палаццо Корсини. Она образована путём слияния нескольких крупных частных коллекций. В основу легло собрание произведений искусства Неро Корсини, кардинала, родовое «гнездо» которого, дало приют второй части коллекции. Неро Корсини приобрёл дворец в 1737 году, а все скульптуры, картины и гобелены покупались с целью украсить это здание. Уже в 1740 году его коллекция предметов искусства насчитывала более 600 произведений. Спустя полтора века великолепное собрание произведений изобразительного и прикладного искусства было подарено государству Андреа и Томмазо Корсини. Несколько позже коллекцию пополнили собрание герцога Торлониа и 187 полотен из галереи Монте ди Пьета. Эти частные коллекции были объединены в одно собрание, и в 1895 году в палаццо Корсини разместилась Национальная галерея античного искусства, со временем вошедшая в состав Национальной Римской галереи.

На данном этапе дворец Корсини предлагает вниманию публики живопись периода XVII – XVIII веков, а палаццо Барберини – работы мастеров, творивших в эпоху Возрождения. Предметом особой гордости галереи Барберини являются «Форнарина» Рафаэля и «Юдифь и Олоферн» Караваджо. Кроме них, здесь можно насладиться творениями Тинторетто, Пуссена, Тициана, Гвидо Рени, Мурильо, Рубенса, Гарофало и других мастеров кисти.

Палаццо Барберини располагается по адресу: Via delle Quattro Fontane, 13, 00186 Roma, Италия и принимает посетителей с 8.30 до 19.00, выходной день – понедельник.

Похожие материалы

На улице Четырёх фонтанов - via delle Quattro Fontane, недалеко от пл. Барберини, за воротами и оградой XIX века расположен дворец когда-то богатого и могущественного семейства Барберини, родовой герб которого - три пчёлки - на ограде дворца Барберини, на лодке Бернини-отца на Испанской площади, на фонтане "Пчёл" (Fontana delle Api) более известного Бернини-сына - Лоренцо Бернини.
01.


Дворец Барберини - Palazzo Barberini строился по заказу понтифика Урбана VIII, Маффео Барберини (здесь надо напомнить, что до 1870 г. Римом правили Папы). В создании дворца в 1625-1633 гг. участвовали три великих зодчих — Карло Мадерно, Франческо Борромини и Бернини.
02.

03.

Перед дворцом растут пальмы, яркая зелень которой радовала глаз в середине октября.
04.

Фонтан XIX века перед фасадом дворца.
05.

Семейство Барберини собрало в течение столетий богатую коллекцию книг, мебели, произведений живописи и скульптуры. Однако много было распродано - денег на содержание дворца не хватало. Так, в 1900 году библиотека и антикварная мебель Бернини были проданы Ватикану, а спустя полвека, в 1949 году, дворец Барберини со всей обстановкой и произведениями искусства были проданы государству, и в левом крыле дворца в 1953 году была устроена художественная галерея - Galleria Nazionale d"Arte Antica.
06.

В галерее ценное собрание старинных икон. Фреска Camillo Spallucci (1582-1605).
07.

Кроме старинных икон, в галерее полотна известных художников: Тициана, Тинторетто, Лоренцо Лотто, Караваджо, Андреа дель Сарто, Эль Греко и др. Всего в галерее 1445 картин.
08.

Одна из известных картин Караваджо - довольно большое полотно - «Юдифь и Олоферн» произвела на меня жуткое впечатление, и я не стала её фотографировать, а сфотографировала на память этот милый вид Венеции художника 18 века Canaletto (Giovanni Antonio Canal) (Venezia 1697 - 1768).
09.

Необычный зал - мраморные колонны и фонтан. На стене зала висит подробное его описание, которое я сфотографировала, но рука дрогнула и... кадр не вышел. В Инете сведений о зале не нашлось.
10.

Наверху фонтана семейный герб рода Барберини с тремя пчёлками.
11.

Чтобы посмотреть другие залы галереи, надо было выйти из здания и подняться по знаменитой лестнице Бернини. В отличие от лестницы Борромини, она четырёхугольная.
12.

Как высоко надо было подняться, чтобы попасть в другие залы, я не знала. Лестница казалась бесконечной и сфотографировать её при нелёгком по ней подъёме как-то забылось... Как потом оказалось, в галерее есть лифт, но я всё равно спустилась по лестнице, чтобы ещё раз пройти по старинным ступенькам и ощутить атмосферу ушедшего прошлого, представив, как по широким ступеням лестницы Бернини ежедневно поднимались и спускались гости и хозяева дворца.
13.

Потолочные фрески залов.
14.

15.

16.

17.

В галерее можно было взять аудиогид на итальянском, английском или французском языке. Но я решила на этот раз обойтись без аудиогида, а положиться на свой вкус, и он меня не обманул: я не пропустила ни одного шедевра в музее, как например, эту статую весталки итальянского скульптора Antonio Corradini (Venezia, 1688 - Napoli, 1752).
18.

Что-то немного пугающее есть в этом мраморном лице, покрытым покрывалом.
19.

В огромном зале жемчужина дворца - ослепительная потолочная фреска Пьетро да Кортона «Аллегория Божественного Провидения» (1633-1639).
20.

Я сделала не менее 20 кадров через зум, но большая часть кадров не получилась - нелегко снимать без штатива камерой с выдвижным зумом.
21.

22.

23.

Этот кадр с пчёлками Барберини крупным планом получился на удивление хорошо.
24.

Перед этой картиной в небольшом зале долго стояла одна пожилая пара, и когда она ушла, я осталась наедине с картиной гениального Рафаэля - "La Fornarina" ("Булочница"). Этому полотну почти 500 лет! Как полагают, оно написано Рафаэлем в год его кончины в 1520 году. Это шедевр шедервов! Картина чарует! Словами не передать, какое огромное впечатление она производит: смотришь и глаз не оторвать.
25.

Со дня кончины гениального Raffaello прошло пять столетий, легенды и мифы о его кончине и той, которую он любил, кто была его натурщицей, множатся. О судьбе его возлюбленной после смерти Рафаэля ничего точно не известно, что однако не мешает создавать противоречивые истории о ней: одни в розовых тонах, другие - в чёрных. Как всегда, когда нет фактов, их заменяет фантазия.
26.

Спустившись вниз по лестнице Бернини, пришлось опять подняться наверх, чтобы взять из камеры хранения сумку. Потом опять спуститься во двор. Сбоку от входа была видна знаменитая лестница-улитка Борромини, но вход на неё был закрыт. Нашла вход в сад при дворце. Когда был построен дворец, то вокруг него впервые в истории папской столицы был разбит обширный сад. Потом сад уничтожили. Увидев лестницу, которая ведёт в сад, я сказала: "О, нет!" За четыре дня поездки я стала уставать от римских лестниц, кроме того, впереди меня ждал крутой подъём по улице Четырёх фонтанов и спуск с холма к одному из самых красивых соборов Рима. Сделав пару кадров, я вышла с территории дворца с надеждой, что опять побываю в Риме и тогда обязательно зайду и в этот сад...
27.

На русском языке очень скудная информация. Подробно на сайте музея, где можно посмотреть фото картин самых значительных художников: http://galleriabarberini.beniculturali.it/index.php?it/23/capolavori
Все фото, кроме двух, от 15 октября 2015 года. Первый кадр снят в поездку в Рим в сентябре 2012 г. Общий вид дворца (фото 2) снят из окна номера отеля в сентябре 2004 г.

Палаццо Барберини

Национальная Римская галерея, расположенная в палаццо Барберини, наверное, самая молодая художественная коллекция Рима. Здесь собрано большое количество первоклассных произведений итальянских мастеров XVI-XIX веков. Римская галерея разместилась в двух зданиях, одним из которых является палаццо Барберини.

Палаццо Барберини было задумано как монаршая резиденция, поскольку предполагалось, что после 1625 года там разместится семейство папы Урбана VIII (Барберини). Здание возводилось на территории прежнего виноградника семейства Сфорца - там некогда располагался небольшой дворец (палаццетто), в свою очередь сооруженный на месте античных построек, в частности храма Флоры. Новому дворцу, воздвигнутому с истинно барочным великолепием, надлежало прославить семейство Барберини, и, надо признать, этот замысел был осуществлен с блеском.

Первоначально работами руководил Карло Мадерно, которого сменил Франческо Борромини, однако и ему пришлось уступить это место Джанлоренцо Бернини, завершившему строительство в 1634 году при участии Пьетро да Кортона.

Громадное здание включало главный корпус и два боковых крыла, повторяющих очертания Квиринальского холма; позади палаццо раскинулся обширный парк. Кардинал Франческо Барберини сделал все, чтобы дворец был завершен в срок. Не последнюю роль сыграло в этом финансирование строительства его дядей, папой Урбаном VIII, который без зазрения совести повысил налоги с подданных, дабы изыскать требуемые средства, за что народ прозвал его «папой-пошлиной».

Строительство шло стремительно. Сначала обрели плоть архитектурные идеи Борромини, по проекту которого были созданы окна, винтовая лестница и задний фасад. Затем по проекту Бернини в левом крыле возвели большую лестницу, заключенную в квадратный колодец. Бернини оформил главный фасад, выходящий на виа делле Кватро Фонтане. Сейчас с этой стороны находится главный вход и железная ограда XIX века (архитектор Франческо Адзурри) с восемью столбами, украшенными изображениями атлантов.

На нынешней виа Сан-Никола да Толентино напротив портала, созданного по проекту Пьетро да Кортона, были сооружены конюшни, а со стороны современной виа Бернини возведен театр с Манежным двором: отсюда начинался устроенный под палаццо проход, выводивший в сад позади него.

Все эти строения, располагавшиеся на левой стороне современной пьяцца Барберини, ныне не существуют: их снесли при прокладке виа Барберини.

Эта резиденция семейства Барберини, славившегося меценатством, стала местом притяжения лучших культурных сил XVII века. Среди посещавших салон были поэты Габриэелло Кьябрера, Джованни Чамполи, автор религиозных стихотворений, и Франческо Браччолини, снискавший известность поэмой «Гнев богов». Среди завсегдатаев дворца были ученые, историографы и, конечно же, Лоренцо Бернини, который в дополнение ко всем прочим талантам проявил себя и как театральный художник. Представления в театре Барберини начались 23 февраля 1634 года мелодрамой «Святой Алексий» на музыку Джулио Роспильози. Во дворце ставили музыкальные комедии, устраивали танцевальные праздники во время карнавала и свадебные торжества, как это случилось в 1656 году, когда Маффео Барберини женился на Олимпии Джустиниани.

Хотя меценатство и составляло предмет гордости Барберини, в основном они использовали художников для возвеличивания самих себя. Особенно ярко это воплотилось в оформлении дворца, в частности его левого крыла, залы которого расписал (1633-1639) великолепными фресками Пьетро да Кортона.

Среди них выделяется гигантский плафон центрального салона второго этажа - «Триумф Божественного Провидения», барочный апофеоз семейства Барберини, на что указывают изображенные на фреске папская тиара и ключи Урбана VIII, а также геральдические пчелы Барберини. Еще один зал украшен роскошным плафоном Андреа Сакки «Триумф Божественной Мудрости»: эта фреска не только прославляет Барберини, но и призвана засвидетельствовать триумф гелиоцентрической теории, о которой Урбан VIII имел частые беседы с Галилео Галилеем.

Правое крыло дворца отделано не менее роскошно, о чем свидетельствует зал Мраморов, или зал Статуй, в котором были выставлены великолепные образцы классической скульптуры, которую Барберини коллекционировали. Этот зал пользовался особой известностью, демонстрируя бесспорное превосходство Барберини над остальным римским патрициатом. От коллекции уцелело немногое, например, «Велата» Антонио Коррадини. Зал использовался для проведения банкетов, а также, пока не был выстроен театр, и для театральных представлений: он вмещал до 200 зрителей.

С 1627 по 1683 год во дворце работала мастерская по изготовлению гобеленов. Из ее стен вышли так называемые фламандские ткани, украсившие барочные залы: они изготавливались под руководством художника Якопо делла Ривьера, которого Франческо Барберини выписал из Фландрии, по рисункам и картонам Пьетро да Кортона, что позволяло достичь художественного совершенства.

На последнем этаже дворца разместилась библиотека кардинала Франческо, насчитывавшая 60 тысяч томов и 10 тысяч рукописей. Эта библиотека, один из выдающихся памятников культуры XVII века, также говорит об интеллектуальных запросах ее владельца. Правда, в том же самом дворце проживал другой папский племянник, кардинал Антонио, отличавшийся беспокойным и амбициозным нравом. Ему не уступал другой папский племянник, Таддео, родной брат Франческо и Антонио, имевший звание генерала папской армии. Он получил титул князя Палестрина и был назначен префектом Рима. Таддео обесчестил себя, присвоив часть налогов, собранных с римлян. Кстати, наследником родовой собственности был как раз Таддео, избранный для продолжения династии. Однако в 1645 году братьям пришлось пережить немало тревожных минут, когда после смерти Урбана VIII, папа Иннокентий X назначил комиссию для расследования деятельности Барберини, в ходе работы которой вскрылись все их злоупотребления. В течение нескольких лет братья скрывались во Франции, в то время как их римский дворец был конфискован. Вскоре буря улеглась, и, полагаясь на заступничество кардинала Мазарини, они вернулись в Рим и получили назад свое состояние, включая и палаццо.

Династия Барберини сохраняла чистоту крови до 1728 года, когда последняя в роду, Корнелия Костанца, вышла замуж за Джулио Чезаре Колонна Шарра, что положило начало ветви Барберини-Колонна. В 1893 году с браком последней представительницы этой ветви Марии с Луиджи Саккетти возникла новая ветвь - Саккетти-Барберини-Колонна.

В истории дворца отразились все перипетии судьбы владевшего им семейства, которое не однажды прибегало к продаже своих художественных сокровищ, дабы изыскать средства для содержания роскошной резиденции. Следует упомянуть работы по благоустройству сада, в ходе которых по проекту Джованни Маццони, с 1867 года служившего садовником Барберини, были созданы оранжерея и рыбный садок. В тот же период Франческо Адзурри устроил фонтан в саду, расположенном напротив дворца со стороны виа делле Куаттро Фонтане. Фонтан, воздвигнутый над восьмигранным бассейном и украшенный четырьмя маскаронами и тремя пчелами, бесспорно, последняя роскошь, которую позволили себе Барберини. В 1900 году библиотека кардинала Франческо, а также мебель, созданная Бернини, были проданы Ватикану, а этаж, где размещалась библиотека, занял Итальянский институт нумизматики. Была разделена на участки и продана та часть парка, которая протянулась в сторону виа Венти Сеттембре. Когда-то там была площадка для игры в браччале; впоследствии на ее месте поднялись министерские здания, и загородный колорит этого некогда аристократического квартала с его замечательными виллами исчез навсегда.

Отказаться от дворца наследников Барберини вынудил постигший их кризис. В 1935 году судоходная компания Финмаре приобрела старое крыло дворца, которое было затем полностью перестроено. В 1949 году государство выкупило весь комплекс, а спустя три года Барберини распродали все принадлежавшие им картины и различные произведения искусства. В левом крыле расположилась Национальная галерея старинного искусства, которая сохраняет его великолепные интерьеры; правое же было передано вооруженным силам, разместившим здесь Офицерское собрание, что вряд ли можно признать удачным решением. Гарантией сохранения архитектурных и художественных сокровищ дворца может быть лишь его полное превращение в музейный комплекс. Лишь тогда дворец сумеет вновь обрести прежнее великолепие.