Восхождение на пик джигит. Отчёт о восхождении на пик Джигит Общее фото вершины

Написал отчёт о нашем восхождении на пик Джигит. Такой с цифрами, схемами и фотографиями. Чтобы он не пылился в архивах всяких комиссий, выложу его в сеть, может кому будет интересно.
  • Паспорт восхождения
  • Район, ущелье, номер раздела по классификационной таблице: Тянь-Шань, Терскей Ала-Тоо, 7.10.44а
  • Наименование вершины, название маршрута: Джигит по центру северной стены
  • Категория сложности:
  • Характер маршрута: комбинированный
  • Перепад высот маршрута: 1200 метров
  • Протяжённость маршрута: 1400 метров
  • Средняя крутизна основной части маршрута: 75°
  • Средняя крутизна всего маршрута: 60°
  • Использовано на маршруте:
    крючьев - 90 штук
    закладных элементов - 100 штук
    ледобуров - 18 штук
    шлямбурных стационарных - 15 штук, в том
    числе для ИТО - 5 штук
    Оставлено крючьев на маршруте - нет
  • Ходовых часов команды: 40, 3 с половиной дня
  • Руководитель: Белоцерковский Кирилл Александрович, КМС
  • Участник: Тен Максим Валентинович, КМС
  • Тренер: Скопин Артём Алексеевич, МС
  • Выход на маршрут: 28 июля 2014 в 4 часа утра
  • Выход на вершину: 31 июля 2014 в 12 часов дня
  • Возвращение в базовый лагерь: 31 июля 2014 в 18 часов
  • Организация: ФАиС РК
="ul">

Общее фото вершины

Пик Джигит, маршруты по северной стене

Характеристика района и объекта восхождения

Хребет Терскей Ала-Тоо находится на северо-востоке Кыргызстана и ограничивает с юга Иссык-Кульскую котловину. Средняя высота хребта - 4500 метров над уровнем моря, а максимальная - 5281 метр (пик Каракольский). Протяжённость хребта в широтном направлении около 400 километров. Хребет Терскей Ала-Тоо занимает второе место (после Меридианального хребта) по оледенению на Тянь-Шане. Площадь оледенения тут составляет 1081 квадратный километр. Массивное оледенение и близость большого озера являются причинами нестабильной погоды в районе. Пик Джигит (5170 метров) - вторая по высоте вершина района - расположен в верховьях реки Культор. Самый простой маршрут - по западному гребню (С. Сильченко, 1966 год) 4А. Он же является спусковым.
Наибольший интерес представляют северная и северо-западная стены. И если по северо-западной стене проходят маршруты пятой категории, то по северной в основном проходят «шестёрки»: Д. Шарашанидзе 1976 года (первое место на чемпионате СССР в техническом классе), В. Вакурина 1983 года, И. Слесова 1975 года (первое место на чемпионате СССР в техническом классе), А. Рябухина 1965 года. На всех маршрутах скалы чередуются со льдом. Скалы по большей части монолитны. Трещины часто забиты снегом или льдом. Удобных полок на стене нет, поэтому места ночёвок приходится готовить: срубать лёд, подкладывать камни и т. п. Удобные лежачие ночёвки есть только на гребне. Маршрут И. Слесова имеет комбинированный характер. Нам часто приходилось переключаться с лазанья по скалам на лазанье по льду и далее на их сочетание в разных пропорциях. Первый старался максимально использовать свободное лазанье на ледовых инструментах. Собственно лазанья в привычном понимании этого слова почти не было. Постоянное использование инструментов на скалах было продиктовано как особенностями рельефа (скалы, залитые льдом), так и непогодой, которая сопровождала нас каждый день. Первый работал с облегчённым рюкзаком, второй двигался на жумарах и нёс бивачное снаряжение.

Схема маршрута


Пик Джигит, маршрут Слесова

Техническое описание маршрута

Подход от места ночёвки по открытому леднику в направлении правой части ледопада в нижней части стены. Проход в ледопаде, после длительного наблюдения, выбрали с вечера, так как он представляет собою определённую трудность. Связались перед началом пологого ледового склона. Ледопад старались пройти максимально быстро, по пути встречались свежие обломки льда. R1-R2 Выход на ледовый склон под бергшрундом. Сначала по крутому льду, покрытому толстым слоем рассыпчатого снега, затем траверсом влево по ледовой полке. R2-R3 Подход по простому льду под бергшрунд. R3-R4 Преодоление бергшрунда. Нависающая ледовая стенка, местами покрытая толстым слоем рыхлого снега. В снегу пришлось копать траншею, используя ледобуры для организации ИТО. R4-R5 Движение вправо-вверх в направлении крутого ледового кулуара. R5-R6 По чередующимся стенкам и полкам под внутренний угол с ледовым подтёком. По нему-сложный драйтулинг/ИТО вверх. R6-R7 Вправо-вверх по стенкам-полкам, залитым льдом, в направлении внутреннего угла. Слева от него, судя по шлямбурам, можно ночевать. R7-R8 Сложное лазанье по внутреннему углу. R8-R9 Лазанье/ИТО по углу вверх. Начала портиться погода: пошёл снег, задул ветер. R9-R10 К верху угол выкручивается. В основном ИТО. Станция на местном шлямбуре, сблокированном с чем-то своим. R10-R11 По ледовой полке и скальному внутреннему углу на верхушку откола. Там полка один на полтора метра. Неудобная сидячая ночёвка. R11-R12 Спуск на ледовую полку, траверс вправо. Далее движение вверх по внутреннему углу со льдом. Холодно. В основном ИТО. R12-R13 Чередование стенок-полок со льдом. Лазанье относительно несложное. R13-R14 Уверенное ИТО вверх по стенке справа от карниза. R14-R15 Вверх до выхода на выполаживание. Пошёл снег. R15-R16 Движение вверх по умеренно сложным скалам, залитым льдом. R16-R17 То же самое. R17-R18 Через скальную ступень на ледовый гребешок. R18-R19 По простому ледовому склону вверх до скал. К этому времени видимость упала до 10 метров. Сильный ветер, обильный снегопад. Всё располагает к ночёвке.
Вырубили полку во льду (по ходу согнув лопатку на одном из инструментов). Полулежачая ночёвка. R19-R20 По наиболее логичному рельефу движение вверх. R20-R21 Немного влево-вверх к нависающей стенке со шлямбурной дорожкой. После неё траверс вправо, затем по крутому внутреннему углу вверх. R21-R22 Влево-вверх по крутой стенке на разрушенные (но спаянные льдом) скалы. Возможно, этот участок можно обойти, если уйти от станции вправо, а не влево. R22-R23 Лазанье по крутым, иногда нависающим скальным перьям, вмёрзшим в лёд. Несмотря на крутизну, лазанье не слишком сложное. Драйтулинг. R23-R24 По пологим скалам вправо-вверх. По дороге встретился старый шлямбур. Станция чуть ниже скального гребешка. Погода начала портиться. R24-R25 По скальному гребешку и далее по скалам, залитым льдом. R25-R26 По скалам, покрытым льдом и снегом, вверх под небольшой карниз. Очень сильный ветер, снегопад. Видимость сильно ограничена. Через карниз постоянно проходят пылевые лавины. R26-R27 Из-под карниза влево-вверх по скальному внутреннему углу и далее по крутому снежно ледовому склону до гребня. На склоне ни разу не удалось докопаться до нормального льда, так что страховку организовать не вышло. На гребне вырубили небольшую полку и установили палатку. Удобная лежачая ночёвка. R27-R28 В условиях плохой видимости 200 метров по снежно-ледовому гребню с карнизами до короткой скальной ступени. R28-R29 Спуск 5 метров. R29-R30 250 метров по гребню с огромными карнизами до вершинного купола. На высшую точку выходить не стали, в виду того что она, скорее всего, карниз.

Тактические действия команды

28 июля в 4 часа утра вышли на восхождение. Прошли ледопад и начали работать на маршруте, который представляет собою крутые скалы, перемежающиеся участками льда. Всю вторую половину дня шёл снег, сопровождающийся ветром. К 18 часам непогода усилилась, и мы приняли решение встать на ночёвку. Ночевали сидя в палатке на маленькой полке (один на полтора метра). 29 июля весь день шёл снег, но несмотря на это, к 19 часам достигли снежно-ледового гребешка перед началом второй крутой скальной части. Для организации ночёвки пришлось срубить часть ледового гребня. Спали полулёжа. 30 июля большую часть дня стояла удовлетворительная погода. Благодаря этому и тому, что рельеф, несмотря на сохранившуюся крутизну, стал проще, нам удалось достичь гребня. На гребень выбрались в глубоких сумерках и в условиях очень сильной непогоды. Срубили часть гребня, установили палатку. 31 июля по гребню с большими снежными карнизами достигли вершины.
Сфотографировались и приступили к спуску. Через 5 часов были на леднике. Через перевал Он-Тор дошли до своего лагеря под стеной, где встали на ночёвку.

Пик Джигит

Второй по высоте пик в Иссык-Кульском районе (5170 м.) . Находится вершина рядом с самым высоким пиком Иссык-Кульского района пиком Каракол. Категория сложности маршрута 4А. Захватывающий вид и открывающаяся панорама на вечные льды привлекают туристов со всего мира. Гид с большим опытом восхождений и знанием местности даст базовые уроки и правила поведения на склоне!

День 1

Встреча в аэропорту «Манас». Трансфер в г.Каракол. Размещение в гостевом доме, ужин.

День 2

Встреча в гостевом доме, после плотного завтрака. (1800 м.) Переезд на автомобиле в ущелье Каракол, до начала пешего маршрута. Начало подхода под пик Джигит с высоты 2 250 м. до перевалочного лагеря Чон Таш. (2 600 м.). Ланч в дороге. Ночлег в палатках. Ужин.

День 3

Ранний завтрак. Переход под ледник Он-Тор (3150 м.). Ланч в дороге. Установка лагеря. Ужин. Ночлег в палатках.

День 4

Завтрак. Подъем по леднику Он-Тор и установка базового лагеря на высоте 4250 м. на стоянке «Чайник». Ланч в дороге. Ужин. Ночлег в палатках.

День 5

Акклиматизационный день. Затрак. Гид обучит правилам поведения на склоне. Ланч. Предстоит подготовить маршрут и провести брифинг. Практические и теоретические занятия. Ужин. Ночлег в палатках.

День 6

Ранний завтрак-ранний выход. Восхождение на пик Джигит (5170 м.)! Ланч в дороге. После покорения вершины предстоит спуск в базовый лагерь «Чайник» 4250 м. Ужин.

День 7

Завтрак. Спуск по ущелью Каракол до лагеря Чон-Таш 2 600 м. Ланч в дороге. Установка лагеря. Ужин. Ночлег в палатках.

День 8

Завтрак. Возвращение в г.Каракол. Ланч. После 4х часового спуска нас будет ожидать транспорт, который доставит обратно в гостевой дом. Ужин. Ночлег в гостевом доме.

День 9

Запасной день, на случай непогоды.

День 10

Завтрак. Трансфер в аэропорт «Манас», завершение программы.

Необходимое личное снаряжение:

Необходимо иметь с собой теплую одежду, сменную одежду, походную и сменную обувь, куртку от дождя, солнцезащитные очки, крем от загара. Если у Вас имеется специфическая болезнь, вы должны иметь при себе собственную аптечку с необходимыми медикаментами.

Горные ботинки, кошки, страховочная система, 5 карабинов, ледоруб, каска.

Бивачное снаряжение:

Одежда в расчете на температуру от -5 до +20

Что входит: Что не входит:
Трансфер Бишкек-Каракол-Бишкек Портер (для личных вещей)
Проживание в гостевом доме Спальный мешок
Транспорт к началу концу маршрута Питание на время трансфера
Питание во время трека и проживания Рюкзак
Налоги и сборы Альпинийское снаряжение
Палатки
Кариматы
Гид-переводчик
Повар
Портера (для снаряжения)
Детальная информация:
Минимальная высота: 2100 м.
Средняя высота: 2950 м.
Максимальная высота: 5170 м.
Расстояние: 57,7 км.
Набор высоты: 3750 м.
Потеря высоты: 3770м.
Максимальный уклон: 67%
Средний уклон: 40%
Минимальный уклон: 11%
Уровень сложности: тяжело

Длинный и бесконечно красивый южный хребет иссык-кульской котловины - венчает ледяной массив Джигит с одноименной вершиной. Среди других не менее величественных снежных вершин хребта Терская выделяются Альбатрос и Бригантина, а пик Джигит возвышается над ними словно истинный народный батыр. Если окинуть взглядом бескрайние ледовые просторы, укрытые снежным одеялом нетронутые сугробы, то можно заметить витиеватые изгибы Каракольского перевала соседствующего с ледником Восточный Культор.

А с другой стороны от пика Джигит располагается перевал Эпюр, который обладает третьей категорией сложности и уводит через главный хребет в живописную долину Караколтор. Сама же вершина Джигит покрытая длинными языками столетних льдов, манит таинственной горной пещерой, внутри которой царит вечная темнота. При входе в пещеру нужно быть максимально осторожным, опасаясь просадки снежных пластов. В месте, где языки ледника Западный Культор начинают сходить на нет, образовываются уникальные мореные грибы с небольшими вкраплениями скальных насыпей и обломков. А вмерзшие в лед небольшие камни способствуют образованию так называемых ледяных стаканов, постоянно затопленных водой. Сами же языки ледника усеяны множественными опасными трещинами и непредсказуемым снежным покровом, которые может проседать в самых неожиданных местах. Потому восхождение на ледник всегда проводиться альпинистами в связке, подстраховывая и поддерживая друг друга.

На западе хребта Терскей Ала-Тоо и красуется сама вершина Джигит, которая является третьей по величине вершиной этого горного массива после Каракольского пика и . За величественным Джигитом на восток следует вереница других вершин: Альбатрос, пик Христо Ботева и Бригантина, которые все вместе создают непередаваемый снежно -горный пейзаж обледенелых вершин.

К великому Культору ведет несколько сложных и труднопроходимых перевалов через основной хребет, а также через примыкающие к Терскею хребты по южным бокам.

Перевал «Солнце» проходит от западного ледника культорских вершин к восточному. Эту трассу, в основном, используют для краткосрочных, чаще всего однодневных тренировок, поскольку при прокладывании основного маршрута туристические группы идут через долину реки Культор, не поднимаясь на солнцевский перевал.

С ледником Джигит соседствует в поразительной близости ледник , подняться на который можно через перевал Онтор или как его еще называют перевал Первый. Подъем начинает осуществляться по сверенной стороне ледника, но уже через некоторое время склоны ледника становятся все круче и отвеснее, все чаще встречаются ледниковые трещины, поэтому опытные альпинисты обходят этот участок по северным скалам.

Зато поднявшись на перевал, пред уставшими альпинистами открывается непередаваемый по красоте вид на и перевал Каракол. Он ведет на юг через хребет Терскея к истокам реки Караколтор. К самому же Каракольскому перевалу лучше двигаться аккуратно по некрутому ледниковому языку Восточного Культора, обходя опасные места и рассчитывая время пребывания на снежных льдах. Трасса перевала очень опасна, часто встречаются покрытые небольшим слоем снега глубокие ледяные трещины. На самом же перевале существует глубокая яма, глубина которой достигает 5 метров. Этот участок считается одним из самых опасных, потому что приходится прорубать ступени по вертикальному склону ямы, чтобы пройти этот отрезок пути. Чуть дальше нависают мощные снежные карнизы, поэтому часто спуски начинают в другом месте, огибая опасный участок с восточной стороны. Следуя друг за другом в страховочной связке, переступая зигзагами и держась на перила, прикрепленные на скалах, можно аккуратно и неспешно спуститься после столь запоминающегося восхождения. А потом долго помнить, как на самом перевале виднелась во всем величии уникальная по красоте панорама на пик Джигит, который ослепительно блестел неприступными льдами под холодным горным солнцем.

Лабиринты снежных перевалов, преодоление горных уступов и непроходимых скальных троп способны подарить незабываемые ощущения тем первопроходцам, кто решил во что бы то ни стало покорить в своей жизни высокий и гордый пик величественного Терскея. С этими походами и восхождениями связано не только чувство опасности и способности ответить на собственный вызов, но и столь трогательная горная романтика, ощущение тайн мироздания и созерцание истинных красот природы Иссык-Куля, которые в силу своей неприступности никогда не будут испорчены вмешательством техногенных процессов. А потому так дорого и так трепетно осознание того, что эти могучие вершины мореных льдов были покорены обычным человеком в альпинистских кошках и с обычным ледорубом.

Одна из высочайших вершин хребта Терскей-Алатау - Пик Джигит (5170 метров). Высокий, острый, гордый Джигит стоит неприступным стражем с северной стороны. Безусловно, любой, кто попадет в горы Центрального Тянь Шаня, увидев пик Джигит вряд ли останется равнодушным. Пик красив той суровой притягивающей красотой, которая не может оставить спокойным сердце альпиниста и которая рождает в глубине души человека, то заветное желание: ступить на высшую точку этого величия. Команда клуба "Твой Путь" собирает туристов неравнодушных к горам: тех, кто готов бросить вызов и взойти на суровую вершину, тех, кому важно испытать дух свободы и проверить силу своего характера, закалить волю для будущих подвигов в жизни!

Программа включает:

Консультации по снаряжению и подготовке к восхождению;

Индивидуальный подход к тренировкам перед восхождением;

Безопасный и оптимальный выбор акклиматизации и пути восхождения на пятитысячник Тань Шаня;

Командный дух на победу в каждом шаге к цели;

Расслабление и отдых на берегу Иссык-куля после восхождения

Описание по дням:

День 1 . Встреча группы в аэропорту города Бишкек. Переезд в Каракол. Знакомство с гидом, командой, инструктаж. Вечером - прогулки по Караколу. Каракол - бывший Пржевальск, где расположен музей-усадьба знаменитого ученого-этнографа, а также величественные горы обрамляют это место со всех сторон.

День 2 . Завтрак. Заброска группы до поляны в ущелье Каракол. Акклиматизационный радиальный выход на озеро Алакель (3600 м над у.м.) Ночевка на поляне в палатках.

День 3 . Продвижение к леднику Онтор. Плавная акклиматизация в горах. Шикарные виды суровых гор. Ночевка в палатке.

День 4 . Радиальный выход на перевал Онтор (1Б, 3900 метров).

День 5 . Начало технической части восхождения. Ранний выход. Подъем на стоянку «Чайник» на фирновом гребне. Ночевка на высоте 4200 м.


Подъем по гребню на «Чайник»

День 6 . Подъем на плечо пика Джигит. Ночевка на перевале.

День 7. Ранний подъем. Штурм вершины. Спуск на стоянку «Чайник» или на ледник.

День 8. Резервный день на случай непогоды.

День 9 . Переход от ледника Онтор под перевал Арчалытор Северный.

День 10. Штурм перевала Арчалытор Северный (2А, 4200 метров). Спуск в долину реки Джеты-огуз.

День 11 . Выход по реке Джетыогуз. Посещение красных скал. Купание в горячих источниках. Ночевка на базе в Караколе.

День 12 . Переезд на берег Иссык-куля. Купание в озере, расслабление и празднование великолепного маршрута. Ура!

День 13 . Выезд в Бишкек. Вылет домой.

В зависимости от погодных условий и состояния группы возможны изменения маршрута.

В стоимость включено :

  • трансфер Бишкек - Каракол;
  • проживание на базе в Караколе;
  • заброска группы вездеходным транспортом в горы;
  • питание на всем маршруте;
  • посещение горячих источников;
  • сопровождение группы опытным гидом;
  • предоставление общественного снаряжения (альпинистского - веревки, буры; туристского - палатки, горелки, котелки);
  • вездеходный транспорт - выход с активной части маршрута;
  • проживание на озере Иссык-куль;
  • баня в конце маршрута;
  • трансфер в аэропорт по окончании маршрута;
  • медицинская страховка на группу;

В стоимость не входит:

  • перелет в Бишкек;
  • личное альпинистское снаряжение - можно взять в аренду на складе клуба (при наличии);
  • личная аптечка,
  • дополнительное проживание на Иссык-куле (по желанию можно продлить на любой срок)

Важные подробности:

  • Дневные переходы - от 5 до 15 км.
  • Состав группы - от 4 человек и 1 - 4 гида.
  • Все участники восхождения должны иметь соответствующую категории подготовку.
  • На походной кухне дежурить будем по очереди. Каждый сможет попробовать добыть дрова, разжечь костер и приготовить аппетитную еду на костре. Во время восхождения приготовление пищи на горелке.
  • Предусмотрена заброска продуктов, общественного снаряжения и части личного альпинистского снаряжения на лошадях. Если не набирать ненужных вещей, то проблемы с весом рюкзаков не будет. Консультации по тому, что должно быть в рюкзаке, а что можно и не брать, обязательно дадим.
  • При необходимости снаряжение (рюкзак, коврик, спальник и пр.) можно взять в аренду (при наличии на складе клуба).
    Оформляется групповая медицинская страховка, перед выходом на маршрут - регистрация в МЧС.
  • По желанию - на время программы восхождения для семьи можем организовать экскурсионный тур в районе озера Иссык-куль.
  • Забронировать вам место в путешествии сможем только при 30% предоплате. В случае отказа от путешествия не позднее, чем за месяц до начала тура, предоплата не возвращается, но остается на вашем «счету» для оплаты будущих походов и восхождений в течение года.

Написал отчёт о нашем . Такой с цифрами, схемами и фотографиями. Чтобы он не пылился в архивах всяких комиссий, выложу его сюда, может кому будет интересно.

Паспорт восхождения

  1. Район, ущелье, номер раздела по классификационной таблице: Тянь-Шань, Терскей Ала-Тоо, 7.10.44а
  2. Наименование вершины,название маршрута: Джигит по центру северной стены
  3. Категория сложности: 6А
  4. Характер маршрута: комбинированный
  5. Перепад высот маршрута: 1200 метров
    Протяжённость маршрута: 1400 метров
    Средняя крутизна основной части маршрута: 75°
    Средняя крутизна всего маршрута: 60°
  6. Использовано на маршруте:
    • крючьев - 90 штук
    • закладных элементов - 100 штук
    • ледобуров - 18 штук
    • шлямбурных стационарных - 15 штук, в том числе для ИТО - 5 штук
    • Оставлено крючьев на маршруте - нет
  7. Ходовых часов команды: 40, 3½ дня
  8. Руководитель: Белоцерковский Кирилл Александрович, КМС
    Участник: Тен Максим Валентинович, КМС
  9. Тренер: Скопин Артём Алексеевич, МС
  10. Выход на маршрут: 28 июля 2014 в 4 часа утра
    Выход на вершину: 31 июля 2014 в 12 часов дня
    Возвращение в базовый лагерь: 31 июля 2014 в 18 часов
  11. Организация: ФАиС РК

Общее фото вершины

Характеристика района и объекта восхождения

Хребет Терскей Ала-Тоо находится на северо-востоке Кыргызстана и ограничивает с юга Иссык-Кульскую котловину. Средняя высота хребта - 4500 метров над уровнем моря, а максимальная - 5281 метр (пик Каракольский) . Протяжённость хребта в широтном направлении около 400 километров. Хребет Терскей Ала-Тоо занимает второе место (после Меридианального хребта) по оледенению на Тянь-Шане. Площадь оледенения тут составляет 1081 квадратный километр. Массивное оледенение и близость большого озера являются причинами нестабильной погоды в районе.

Пик Джигит (5170 метров) - вторая по высоте вершина района - расположен в верховьях реки Культор. Самый простой маршрут - по западному гребню (С. Сильченко, 1966 год) 4А. Он же является спусковым.
Наибольший интерес представляют северная и северо-западная стены. И если по северо-западной стене проходят маршруты пятой категории, то по северной в основном проходят «шестёрки»: Д. Шарашанидзе 1976 года В. Вакурина 1983 года , И. Слесова 1975 года (первое место на чемпионате СССР в техническом классе), А. Рябухина 1965 года . На всех маршрутах скалы чередуются со льдом. Скалы по большей части монолитны.

Трещины часто забиты снегом или льдом. Удобных полок на стене нет, поэтому места ночёвок приходится готовить: срубать лёд, подкладывать камни и т. п. Удобные лежачие ночёвки есть только на гребне.

Маршрут И. Слесова имеет комбинированный характер. Нам часто приходилось переключаться с лазанья по скалам на лазанье по льду и далее на их сочетание в разных пропорциях. Первый старался максимально использовать свободное лазанье на ледовых инструментах. Собственно лазанья в привычном понимании этого слова почти не было. Постоянное использование инструментов на скалах было продиктовано как особенностями рельефа (скалы, залитые льдом), так и непогодой, которая сопровождала нас каждый день.

Первый работал с облегчённым рюкзаком, второй двигался на жумарах и нёс бивачное снаряжение.

Техническое описание маршрута

Подход от места ночёвки по открытому леднику в направлении правой части ледопада в нижней части стены. Проход в ледопаде, после длительного наблюдения, выбрали с вечера, так как он представляет собою определённую трудность. Связались перед началом пологого ледового склона. Ледопад старались пройти максимально быстро, по пути встречались свежие обломки льда.


R1-R2 Выход на ледовый склон под бергшрундом. Сначала по крутому льду, покрытому толстым слоем рассыпчатого снега, затем траверсом влево по ледовой полке.
R2-R3 Подход по простому льду под бергшрунд.
R3-R4 Преодоление бергшрунда. Нависающая ледовая стенка, местами покрытая толстым слоем рыхлого снега. В снегу пришлось копать траншею, используя ледобуры для организации ИТО.
R4-R5 Движение вправо-вверх в направлении крутого ледового кулуара.
R5-R6 По чередующимся стенкам и полкам под внутренний угол с ледовым подтёком. По нему-сложный драйтулинг/ИТО вверх.
R6-R7 Вправо-вверх по стенкам-полкам, залитым льдом, в направлении внутреннего угла. Слева от него, судя по шлямбурам, можно ночевать.
R7-R8 Сложное лазанье по внутреннему углу.
R8-R9 Лазанье/ИТО по углу вверх. Начала портиться погода: пошёл снег, задул ветер.
R9-R10 К верху угол выкручивается. В основном ИТО. Станция на местном шлямбуре, сблокированном с чем-то своим.
R10-R11 По ледовой полке и скальному внутреннему углу на верхушку откола. Там полка 1×1½метра. Неудобная сидячая ночёвка.
R11-R12 Спуск на ледовую полку, траверс вправо. Далее движение вверх по внутреннему углу со льдом. Холодно. В основном ИТО.
R12-R13 Чередование стенок-полок со льдом. Лазанье относительно несложное.
R13-R14 Уверенное ИТО вверх по стенке справа от карниза.
R14-R15 Вверх до выхода на выполаживание. Пошёл снег.
R15-R16 Движение вверх по умеренно сложным скалам, залитым льдом.
R16-R17 То же самое.
R17-R18 Через скальную ступень на ледовый гребешок.
R18-R19 По простому ледовому склону вверх до скал. К этому времени видимость упала до 10 метров. Сильный ветер, обильный снегопад. Всё располагает к ночёвке.
Вырубили полку во льду (по ходу согнув лопатку на одном из инструментов). Полулежачая ночёвка.
R19-R20 По наиболее логичному рельефу движение вверх.
R20-R21 Немного влево-вверх к нависающей стенке со шлямбурной дорожкой. После неё траверс вправо, затем по крутому внутреннему углу вверх.
R21-R22 Влево-вверх по крутой стенке на разрушенные (но спаянные льдом) скалы. Возможно, этот участок можно обойти, если уйти от станции вправо, а не влево.
R22-R23 Лазанье по крутым, иногда нависающим скальным перьям, вмёрзшим в лёд. Несмотря на крутизну, лазанье не слишком сложное. Драйтулинг.
R23-R24 По пологим скалам вправо-вверх. По дороге встретился старый шлямбур. Станция чуть ниже скального гребешка. Погода начала портиться.
R24-R25 По скальному гребешку и далее по скалам, залитым льдом.
R25-R26 По скалам, покрытым льдом и снегом, вверх под небольшой карниз. Очень сильный ветер, снегопад. Видимость сильно ограничена. Через карниз постоянно проходят пылевые лавины.
R26-R27 Из-под карниза влево-вверх по скальному внутреннему углу и далее по крутому снежно ледовому склону до гребня. На склоне ни разу не удалось докопаться до нормального льда, так что страховку организовать не вышло. На гребне вырубили небольшую полку и установили палатку. Удобная лежачая ночёвка.
R27-R28 В условиях плохой видимости 200 метров по снежно-ледовому гребню с карнизами до короткой скальной ступени.
R28-R29 Спуск 5 метров.
R29-R30 250 метров по гребню с огромными карнизами до вершинного купола. На высшую точку выходить не стали, в виду того что она, скорее всего, карниз.

Тактические действия команды

28 июля в 4 часа утра вышли на восхождение. Прошли ледопад и начали работать на маршруте, который представляет собою крутые скалы, перемежающиеся участками льда. Всю вторую половину дня шёл снег, сопровождающийся ветром. К 18 часам непогода усилилась, и мы приняли решение встать на ночёвку. Ночевали сидя в палатке на маленькой полке (1×1½метра).

29 июля весь день шёл снег, но несмотря на это, к 19 часам достигли снежно-ледового гребешка перед началом второй крутой скальной части. Для организации ночёвки пришлось срубить часть ледового гребня. Спали полулёжа.

30 июля большую часть дня стояла удовлетворительная погода. Благодаря этому и тому, что рельеф, несмотря на сохранившуюся крутизну, стал проще, нам удалось достичь гребня. На гребень выбрались в глубоких сумерках и в условиях очень сильной непогоды. Срубили часть гребня, установили палатку.

31 июля по гребню с большими снежными карнизами достигли вершины. Сфотографировались и приступили к спуску. Через 5 часов были на леднике. Через перевал Он-Тор дошли до своего лагеря под стеной, где встали на ночёвку.